Заключение. Литература. Оглавление сборника

 
Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Гоген имели огромное влияние на всё последующее развитие художественной культуры новейшего времени. Художники импрессионисты внесли свежую струю в ход развития изобразительного искусства, они дали толчок для появлений новых направлений в изобразительном искусстве.

Из направлений, «перешагнувших» в новое, XX столетие, следует упомянуть группу «Наби» (древнееврейское — пророки), в которую кроме Бернара входили ученики Академии Жюльена, которые отказались от академических путей под влиянием «символического синтетизма» живописи. С произведениями Гогена они познакомились на «Выставке синтетистов и импрессионистов» в кафе Вольпини в 1889 году.

Набиды — группа французских художников-постимпрессионистов, возникшая в Париже в 1888 году и просуществовавшая приблизительно до 1905 года.

«Наби», хотя и стремились к монументальности, как Гоген, оставались скорее в рамках нарядного орнаментального панно, блеклых, тонов, напоминающих гобелены, например, картина Дени «Священная роща».1897).

«Наби» приняли участие в формировании направления «Ар Нуво» — французского варианта модерна (фр. art nouveau - «новое искусство»), —того последнего художественного стиля рубежа веков, которым завершается длительный период развития европейской культуры. Основоположниками этих идей стала «Понт-авенская школа» с Полем Гогеном.

Символизм в живописи – явление неоднородное и весьма сложное. Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro».

Течение это возникло на рубеже XIX. Основу символизма составляет представление о том, что кроме мира видимых вещей существует еще мир совершенно другой, но именно он и есть мир настоящей реальности, которую наш мир лишь весьма смутно отражает.

Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними.

Самыми популярными темами символического искусства стали смерть, страдание, любовь, ожидание или предчувствие каких-то событий. Основными особенностями этого направления живописи стали гротеск, вполне сознательное гипертрофирование формы и цвета.

Европейский символизм развился как направление в живописи в Германии, Франции, Бельгии, Норвегии, Австрии. Всемирно известными стали имена таких мастеров, как Эдвард Мунк, Одилон Редон, Поль Гоген. Среди российских художников наиболее последовательными символистами были Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Николай Рерих молодой Петров-Водкин.

Пуантилизм возник как направление неоимпрессионизма, когда импрессионизм начал заходить в тупик, и молодые художники старались придумывать новые техники. Пуантилизм или дивизионизм — живопись точками. Точки стоят близко друг другу, они могут быть круглыми, квадратными (отпечаток плоской кисти), или слегка вытянутыми. Если отойти от холста на расстояние, точки сольются в сплошную картину. Творческий метод в 1885 году изобрел француз Жорж Сёра, главный «раскольник» общества импрессионистов. Нередко слова неоимпрессионизм, пуантилизм и дивизионизм используют как синонимы. 

Модерн по-разному назывался в разных странах: «флореальное направление» —в Бельгии, где он родился в творчестве Виктора Орта и Анри Ван дер Вельде, «Сецессион» —в Австрии (Климт), «школа Глазго» —в Шотландии, куда вошли архитектор и художник Чарльз Макинтош, его жена Маргарет Макдональд, «Либерти» —в Италии, «Югендстиль» — в Германии.

Модернизм, имеющий импрессионистические корни развивался и в XX веке. Основатели таких стилей и направлений как: Абстракционизм, Фовизм, Экспрессионизм, Экспрессионизм, Футуризм, Кубизм, Орфизм, Супрематизм, Синхронизм, Школа мусорных вёдер, - или начинали как импрессионисты или увлекались импрессионизмом, изучая его при формовании собственного стиля [16]. 

В поисках «большого стиля» подчас утрачивалась та тонкая грань, которая отделяет высокое искусство от салонных эпигонских вариаций, присущих искусству массовому.


В Пушкинском музее на стенке висит табличка с текстом: «Назначение искусства. 1800 -1900».  Содержание на этой табличка гласит, что в век Просвещения надо было показать зрителю, что хорошо, а что плохо. Надо было показать, где красота, а где приторно, что волнует душу, а что разрывает её на части, надо было воспитывать тонкое чувство природы. 

Действительно, многие художники XIX века зацикливались на морали (Шарден, Хогард), несмотря на то, что век Леонардо и Рафаэля давно миновал, многие (почти все) воспевали женскую красоту (прерафаэлиты, Россетти, романтизм, Мане, Ренуар).
Ван Гога больше волновала красота души, пейзажисты воспевали природу (Ван Дейк, Гейнсборо, Коро).
 
Но главное, что смогли сделать художники XIX века, - это сделать эти свои воззрения доступными многим: королям, буржуазии, рабочим и крестьянам. Кроме того, занимаясь поиском сочетаний цветов, они будили и развивали подсознательное восприятие цветов на своих полотнах.

В конце нынешнего века многие посетители галерей не могут объяснить: «Почему одни картины нравятся, а другие нет». Сейчас говорят, что в один день пребывания в галереи не рекомендуется смотреть более пяти картин, это слишком утомительно для человека. Я считаю, что именно импрессионизм здесь сделал коренной поворот, поскольку он обращался непосредственно к эмоциям людей.

Мудрец, писатель (более 20 романов) и ярый публицист и спорщик (публицист и политик, претерпевший даже эмиграцию), Эмиль Золя говорил: «что импрессионизм делит эпоху живописи на две части: до Мане и после Мане» [4].

Конечно, с 1874 года в искусстве произошло много перемен, но все современные направления в живописи так или иначе отталкиваются от мимолетного парижского импрессионизма.

История искусства — это постоянное взаимодействие, столкновение, иногда острая борьба различных школ, стилей и направлений. Но на всех этапах развития подлинное искусство отражает время, выражает идеалы эпохи, являя — в лучших своих произведениях — красоту и истину.

 Творящий эту сложную ткань искусства художник исходит не только из своих собственных наблюдений, он опирается на богатые национальные традиции, на многовековой опыт культуры всего человечества — даже тогда, когда как будто противопоставляет ему свое миропонимание.

Но на всех этапах развития подлинное искусство отражает время, выражает идеалы эпохи, являя — в лучших своих произведениях красоту и истину.

Формы изображения могут быть разными, от иносказательных до жизнеподобных, но в своих высоких художественных достижениях искусство так или иначе выражает проблемы и идеи своего времени, помогает познать человеку самого себя и свое место в системе мироздания.


Литература
1. В.Л. Крылов Убить искусство: От Малевича и Пикассо до Глазунова и концепуаналистов, 2005.
2. Опимах Ирина. Живописные истории. О великих полотнах, их создателях и героях. – М.2014
3. Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. Москва. Искусство, 1971
4. Анри Перрюшо. Мане. Москва, Издательство АСТ, -2017
5. Ильина Т. История искусств. Западноевропейское искусство
6. Бенуа Александр Николаевич » История живописи всех времен и народов. Том 1
7. Паола Волкова. Мост через Бездну. Импрессионисты и XX век
8. Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962.
9. Ревалд Джон - История импрессионизма. М.1959
10. Аркин Д., Терновец Б. Мастера искусства об искусстве.
11. Перрюшо, А. Жизнь Сезанна Пер. с фр. / А. Перрюшо. – М.: Радуга, 1991
12. Перрюшо, А. Жизнь Тулуз-Лотрека. (Пер. с фр.). – М.: Радуга, 1990
13. Жан Ренуар. Огюст Ренуар. «Феникс» 1997 г.
14. Перрюшо, А. Жизнь Ван Гога «Русич» 1971г.
15. Анри Матисс. Заметки живописца. Санкт-Петербург. Издательство "Азбука"
16. Флоринский Ф. О. Возникновение импрессионизма в Западной Европе  http://aviadejavu.ru/Misc/title.pdf  ;  http://aviadejavu.ru/Misc/book.pdf


Содержание сборника
Произведения
; Творческая натура человека. О новой книжке - 15.04.2018 16:04
; Возникновение Мане Ведение Хронология Оглавление - 17.04.2018 23:43
; 1. Изобразительное искусство древних времён - 18.04.2018 01:36
; 1. 3 Средневековье - 19.04.2018 11:44
; 1. 8. Средневековье. Франция, Англия, Италия - 19.04.2018 19:55
; 2. 1. Готика. Франция, Германия - 19.04.2018 20:39
; 3. Эпоха Возрождения. Джотто, Боттичелли - 20.04.2018 10:16
; 3. 2 Эпоха Возрождения. Леонардо да Винчи, Рафаэль - 20.04.2018 07:42
; 3. 3. Высокий Ренессанс продолжается весь XVI век - 20.04.2018 09:07
; 3. 3. Северный Ренессанс XVв Губерта и Ян ван Эйки - 20.04.2018 20:34
; 3. 3а Северный Ренессанс XVв Босх, Брейгель, Дюрер - 20.04.2018 21:44
; 3. 3б Французский маньеризм XVв Фуке, Пармиджанино - 21.04.2018 14:01
; 4. 1. Итальянское Барокко XVIIвека братья Карраччи - 21.04.2018 15:21
; 4. 1. а Итальянское Барокко XVII века Караваджо - 21.04.2018 16:17
; 4. 1. б Испанское барокко XVIIв. Эль Греко, Рибаль - 21.04.2018 19:15
; 4. 1в. Испанское барокко XVII века Рибера, Веласке - 21.04.2018 20:26
; 4. 2 Фламандское барокко XVII века Рубенс, Ван Дей - 21.04.2018 21:18
; 4. 3а Фламандское барокко XVIIв Иорданс, Снейдерс - 21.04.2018 21:41
; 4. 4а Голландский реализм XVII века Халс, Рейсдал - 21.04.2018 22:25
; 4. 4б Голландский реализм XVIIв Клас, Стэн, Вермее - 21.04.2018 23:11
; 4. 4в Голландский реализм XVIIвека. Рембрандт - 22.04.2018 08:50
; 4. 5. Французский классицизм XVII в. Ленен, Латур - 22.04.2018 11:47
; 4. 5а Французский классицизм XVIIв. Пуссен, Лоррен - 22.04.2018 14:25
; 5. 1 итальянское барокко xviiiв тьеполо, каналетто - 22.04.2018 15:06
; 5. 1а. итальянское барокко xviii века. гварди - 22.04.2018 15:51
; 5. 2а французское рококо xviii века. ватто, буше - 22.04.2018 16:53
; 5. 5. 2б французское рококо xviiiв. фрагонар, шард - 22.04.2018 18:09
; 5. 2в французское рококо xviiiв. греза, м. к. лату - 22.04.2018 19:51
; 5. 2г французское рококо xviiiв. фальконе, гудон - 22.04.2018 20:32
; 5. 3. английское искусство xviiiв. хогарт, рейнолд - 23.04.2018 00:03
; 5. 3а. английское искусство xviiiв. гейнсборо, ром - 23.04.2018 01:34
; 6. 1. Французский классицизм XIX века, Давид - 23.04.2018 10:50
; 6. 1а. Французский классицизм XIX века. Энгр - 23.04.2018 13:13
; 6. 2 Испанское искусство XIX века. Гойя - 23.04.2018 14:20
; 6. 3. Англия. Пейзаж XIXв. Констебл, Тернер - 23.04.2018 23:00
; 6. 3а. Английская романтическая графика XIXв. Блей - 24.04.2018 08:59
; 6. 3б. Англия XIXв. Прерафаэлиты. Браун, Россетти - 24.04.2018 11:41
; 6. 4. Немецкий романтизм XIXв. Теоретик цвета Рунг - 24.04.2018 12:53
; 6. 4а. Немецкий романтический пейзаж XIXв. Фридрих - 24.04.2018 16:40
; 6. 4б. Германия XIXв. Назарейцы. Корнелиус - 25.04.2018 15:31
; 6. 4вНемецкое течение XIXв. Бравый Майер. Шпицвег - 25.04.2018 21:51
; 6. 4г. Немецкий реализм XIXвека. Менцель, Лейбль - 25.04.2018 23:52
; 6. 5. Французский романтизм начала XIXв. Жерико - 26.04.2018 11:50
; 6. 5а. Французский романтизм XIX века. Делакруа - 26.04.2018 14:00
; 6. 6. Франция XIX века. Барбизонцы. Руссо, Тройон - 26.04.2018 15:45
; 6. 6а. Франция XIX века. Барбизонцы. Милле, Коро - 26.04.2018 22:23
; 6. 6б. Франция XIX века. Реализм. Курбе, Домье - 27.04.2018 00:40
; 7. 1. Рождение импрессионизма. Мане, Моне - 27.04.2018 23:25
; 7. 4. Рождение импрессионизма. Базиль, Ренуар - 28.04.2018 19:29
; 7. 6. Импрессионизм. Дега, Писсарро - 01.05.2018 13:24
; 7. 7. Импрессионизм. Тулуз-Лотрек, Сёра, Синьяк - 01.05.2018 22:36
; 8. 1. Постимпрессионисты. Поль Сезанн - 03.05.2018 13:54
; 8. 2. Постимпрессионисты. Винсент Ван Гог - 03.05.2018 15:48
; 8. 3. Постимпрессионисты. Поль Гоген - 07.05.2018 13:48
; Заключение. Литература. Оглавление сборника


Рецензии