Памятник землякам на при храмовой территории

Опубликовано сегодня на моей страничке в Facebook

Дорогие мои! С праздником, в первую очередь праздником наших дедов и бабушек, наших родителей - тех, кто воевал, кто не вернулся с фронта, кто умер от ран, кто работал (как моя мама) детьми на заводах. Тех, кто не дожил до наших дней.
Я сегодня была на открытии памятника погибшим, не вернувшимся с войны Великой Отечественной и умерших от ран, установленного в деревне Полудённая (Юго-Камск) на при храмовой территории.
До сих пор ком в горле. От панихиды, от слёз взрослых мужиков (для меня "мужик" - это опора, это стержень, это сила духа) и женщин, так называемых сейчас, "детей войны", которые росли без отцов, не испытали мужской ласки и внимания, не говорили слов "папа", "отец"; не прижимались к отцовскому плечу, не держали его за крепкую, жилистую и натруженную ладонь.
Сегодня я видела этих людей, которые не могли скрыть своих слёз о прожитой сложной жизни. И слёз благодарности Нине Васильевне Бажуковой, которая по крупицам, сначала одна, собирали информацию, берегла фотографии своих земляков, потом и Николай Николаевич Алексеев (краевед, руководитель музея в п. Юго-Камск) предоставил несколько фотографий из своего архива-музея.

Когда были утверждены списки в военкомате, в свою родную, но уже пустующую деревню Усть-Вымь в очередной раз приехал житель, который узнал о создании памятника, и внес предложение включить в список и тех, кто умер от полученных на войне ран, кто проживал и в соседних деревнях.

Поэтому ПАМЯТНИК - это дань тем, кто защищал Родину с земель деревень Полудённая, Петушки и Усть-Вымь.

Более 100 жителей ушли на фронт, некоторые совсем мальчишками (не было и 18 лет) и ... не вернулись 83 человека.

Много тёплых слов было сказано и настоятелю храма Божией Матери "Взыскание погибших" иерею Сергею Килунину. Это благодаря его заботе смогли изыскать средства на изготовление, установку этого памятника, благоустройство территории подхода к нему. По его призыву "Всем миром" собирали средства на строительство памятника - деньги инициативной группе приносили дети, родственники погибших. В прошлом году я уже писала об этом на российском портале "Проза. ру" http://www.proza.ru/2017/11/26/106, повторять просто нет смысла.


Сегодня я впервые увидела и Главу Юго-Камского сельского поселения Бояршинова Андрея Александровича, почему-то одного, без заинтересованных лиц, в том числе директора Дома культуры, директора школы, в культурно-нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения на примере своих земляков, своих родных, своих предков. Странно, но ...

Главное, что я сегодня познакомилась с прекрасными людьми, которые приложили много усилий к составлению списка погибших.
Я видела с каким трепетом рассматривали люди старшего поколения фотографии, вспоминали, кто это?

Я рада, что эти люди были сегодня счастливы. У них был свой общий интерес, своя цель - увековечить память своих родных, чтобы люди помнили, знали о подвиге своих земляков.

Не забывали! не хотелось бы в такое радостное событие добавлять кофейную ложку дёгтя, но ... о памяти: когда я выходила из автобуса, то сказала пассажирам, ехавшим в Юго-Камск - это та же общая земля!!! Это их земляки! об открытии памятника погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны и умерших от ран, но никто из оставшихся (человек 20-25) не заинтересовался, не спросил о времени открытия, а ведь среди них были люди разного возраста, и того, о чьих родных, погибших в годы войны, они могли слышать от своих родных, близких. Некоторые даже не перестали разговаривать между собой.

Что это? Отсутствие своих родственных корней? Отсутствие памяти? Отсутствие культуры? УВЫ!!!

Когда я шла в храм, было пасмурно, вот-вот вновь будет дождь.
Небо, затянутое темными тучами было до тех пор, пока не закончилась панихида, пока не возложили цветы.

Моментально за несколько секунд, как-то быстро отошли тучи, выглянуло солнце.

Я уезжала через 2 часа, шла к автобусной остановке, а солнце ярко светило, как будто благодарило, что мы не забыли подвиг тех, кто погиб, кто умер от полученных ран, защищая нашу Родину.

Фото мои.


Рецензии