20 любимых русских групп. 4. Цветы. Стас Намин

Проект: «20 самых любимых русских групп и исполнителей».

№ 4. «Цветы» (ВИА «Цветы», рок-группа «Цветы», группа Стаса Намина, ансамбль «Цветы», группа «Цветы»).

«Цветы» — советская и российская рок-группа, с которой, по словам журнала «Итоги»: «…начинался весь отечественный неформат». Одна из первых групп, привнёсших элемент рок-музыки на советскую эстраду. «Цветы» были созданы в 1969 году гитаристом и автором песен Стасом Наминым»…

«Википедия».


В качестве вступления…

«Каждую осень родители Борзова (участника музыкального коллектива «Машина Времени» - примечание автора) уезжали отдыхать к морю и оставляли огромную квартиру в доме на набережной на попечение детей -- а было их два брата и две сестры. В тот же момент квартира превращалась в трактир "Не рыдай"… Руководил трактиром старший Борзов -- Иван. Он пребывал в чине Генерал-директора этого богоугодного заведения, и по статусу ему полагался бархатный халат и сабля на боку. Существовал устав трактира -- довольно объемистый документ, разъясняющий моральные нормы в отношении принесенных напитков и приглашенных девушек. Количество членов этого клуба было практически неограниченным. Сестры Борзова тихо гуляли своим углом, и мы их почти не видели. Размеры квартиры это позволяли. Компанию младшего Борзова составляли мы, а в круг друзей старшего входили люди самые разнообразные -- от художников-иконописцев до войковских хулиганов. Обстановка царила дружественная, веселая и какая-то творческая, что ли. Дух этого заведения мне трудно передать сейчас словами, но во всяком случае ни распивочную, ни бордель это не напоминало (хотя в принципе произойти могло все, что угодно). В довершении ко всему трактир "Не рыдай" являлся местом наших репетиций и, соответственно, выступлений. Иногда заходил Стасик (Стасик Намин - прим. мое) (он жил в том же доме) со своей группой "Блики", и мы играли по очереди. До сих пор не понимаю, как это могли выдержать соседи. Тем не менее напряжений не возникало и милицию ни разу не вызывали -- видимо, в этом доме это было не принято. Трактир бурлил двадцать восемь дней и ночей, после чего все тщательно мылось, проветривалось, маскировалось отсутствие разбитого фамильного хрусталя, портреты Распутина и матушки-императрицы снимались со стен, и трактир вновь превращался в генеральскую квартиру. Могли, правда, еще через несколько дней спустя позвонить в дверь странного вида люди с сумками, в которых звенело, но вообще весть о том, что трактир закрыт, разлеталась быстро».

Из книги Андрея Макаревича «Всё очень просто», 1991.

Здравствуйте!

Конечно же, я бы мог сказать всё это своими словами, но хотелось хоть где-нибудь впихнуть кусочек из любимой книги!

Итак, начало 70-х годов, XX века. Андрею Макаревичу нет ещё и 20 лет, у него в группе играет некий Борзов (из многодетной семьи), который в летнее время года позволяет засесть в огромной генеральской квартире своих родителей и греметь там музыкальными инструментами от всей широчайшей души. Соседом является 20-тилетний парень Стас Намин, который уже через пару лет (в 1973-м), вместе со своей группой «Цветы» слегка встряхнёт Советский Союз, выпустив миньон (маленькую пластинку), с хитами «Звёздочка моя ясная», «Не надо» и «Есть глаза у цветов», разошедшимися по стране в количестве 7 миллионов экземпляров!!!.. Пауза…

Вы только вдумайтесь! Студенческая группа, в СССР, которым дают добро, позволив записать небольшую пластинку. И такой успех! До них подобных цифр и стремительных высот не было ни у кого!!! Это прорыв! Революция! Смелый шаг! Ведь ребята играли ярко, сильно, душевно и совсем не по-советски, внедряя в закрытую страну частичку запада. Смело, Стас, очень смело.

А кто же это такой, что так мощно проявил себя ещё студентом?.. Обратимся сначала к Макару. Пусть он скажет…

«Стасика мы тогда видели довольно часто. Меня он поражал сразу с двух сторон -- как гитарист и как человек. Играл он на гитаре "Орфей", у которой отсутствовала часть колков, поэтому настроить ее без плоскогубцев было невозможно. Однако Стасик уверял, что при манере игры, которую исповедует он, гитару настраивать совершенно необязательно, так как аккорды ему не нужны, а при сольной игре струна все равно тянется пальцем до нужной высоты. При этом играл он действительно необыкновенно эффектно и агрессивно. На меня игра производила неизгладимое впечатление, и я безуспешно пытался ему подражать (о существовании Джимми Хендрикса я еще не знал и не мог понять, откуда что берется). Кстати, и с Хендриксом, и с группой "Cream", и "Deep Purple" познакомил нас тот же Стасик -- мы несколько застряли в битловско-роллинговском периоде.

Что же касается человеческого аспекта -- это была способность Стасика сказать любому человеку в лоб, что он о нем думает, причем именно теми словами. А думал Стасик о людях, как правило, крайне полярно -- человек был либо просто гениальным, либо уж совсем наоборот. Причем вторые встречались гораздо чаще. Стас, собственно, и сегодня может объяснить любому, кто он есть, но тогда это выходило не в пример задорнее и отважнее. Думаю, если бы это делалось чуть приземленнее, его бы пытались бить (что, кстати, тоже было бы сложно). Но речь его настолько взлетала над уровнем обычного нахальства, что у собеседника просто опускались руки и отвисала челюсть. Как раз Стасик и привел нас в "Энергетик" -- колыбель московского рока».

Из книги «Андрея Макаревича «Всё очень просто», 1991.

Теперь понятно. Но! Не до конца… Обратимся к биографии…

Анастас Алексеевич Микоян (год рождения: 1951, Москва)... О! Как тут всё закручено… Отец -  военный лётчик, дед по линии отца – политический деятель, мама – музыкант, искусствовед, писательница, дед по линии матери – секретарь ЦК Компартии Армении, один из родственников – известный авиаконструктор, создатель самолёта МиГ… Да… Ясно, что в такой семье не мог родится обычный человек.

А Стас таким и не был. Смотрите: Суворовское военное училище, Институт иностранных языков, позже переводится в Московский Государственный Университет, на филологический факультет (литература, философия), заканчивает его и, спустя некоторое время, поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Госкино СССР.

А музыка… Музыка – это его увлечение. Тем более, тогда в СССР. «Цветы» закрывали, запрещали, разрешали записываться вновь, потом опять закрывали. Потом Стас опережает время и становится ПЕРВЫМ в стране Советов продюсером, открыв свой собственный Центр – Центр Стаса Намина, о котором слышали все, кто кто-либо, что-либо выпускал в те годы… Это я уже не говорю о том, что он - организатор различных музыкальных фестивалей, успешный предприниматель, мастер шоу-бизнеса, музыкант от Бога, сочинитель суперхитов и первооткрыватель советско-западного направления в СССР!!!..

Про то, что он открыл «Парк Горького», «Моральный кодекс», «Сплин», «Бригаду С», «Лигу Блюза» и других -  говорить уже не надо. О том, что у него в Центре побывали и мировые знаменитости (Роберт Де Ниро, “Pink Floyd”…) – тоже. Ну, а то, что были спектакли, мюзиклы, рок-оперы, это, я думаю, и так понятно.

И это всё он!!! Достойно оправдывает свои корни, продолжая линию гениальности родных и близких!!!.. Восхищаюсь такими людьми…      

Возвращаясь к «Цветам»… Они всегда были его детищем и, хотя он не стал Ричи Блэкмором, уступая место на гитаре другим, группа эта является одним из потрясающих воплощений многочисленных его идей и задумок…

Приятно, кстати, что после всех различных проектов, Стас решил вернуться в прошлое и продолжить «Цветы». Продолжить, не просто катая по бывшему Союзу старую программу, а сочинив новые, никому не известные песни… Которые мы также постараемся полюбить, как и те, родные хиты детства…

Про состав участников нельзя сказать однозначно. «Цветы», в этом плане, близки к Вокально-Инструментальным Ансамблям (ВИА), через которые проходило до 50 человек, а то и больше. Однако, не могу не отметить двух приятных мне вокалистов. Это Александр Лосев (из первых составов, поющего бас-гитариста, исполняющего «Звёздочка моя ясная», «Не надо» и так далее) и Олег Предтеченский (из нынешних «Цветов», пришедшего в группу в 1999-ом году). Которые, на мой взгляд, смогли достойно (на записях и концертах) представить группу, да так, что все эти песни хочется петь, петь и петь вечно… А не это ли главный плюс коллективу?..

«Цветы».

1. 1969 – по наши дни. С паузами, запретами, желанием Стаса заниматься другими проектами.
2. Коллектив со своими хитами, популярностью, подражанием, перепевками других исполнителей (не только рок жанра).
3. Красивые соло на электрогитаре («Летний вечер»), заводные номера («Старый рояль»), лирические и нежными песни («Колыбельная»).
4. Группа с многолетней историей.
5. Одни из первооткрывателей свободной западной музыки в закрытой стране (СССР).
6. Уже более 22 (двадцати двух) лет со мной. И никак не надоест их слушать. А главное – петь!!!.. Самому, стараясь также артистично выводить слова в предложениях, как когда-то Александр Лосев или, как сейчас, с нежностью, Олег Предтеченский.
7. Группа новаторов, умелых и толковых музыкантов, любящих запад.

«Цветы»… Миньоны (маленькие пластинки), полноценные альбомы: «Гимн солнцу» (1980), «Мы желаем счастья вам» (1985), «Снова в СССР» (запись 2009-го года, как знак уважения прошлому), сборники, современные песни…   

«Цветы». «Честно говоря», «Ах, мама», «Вечером», «Если тебя нет», «Больше жизни»… («Больше жизни» – это, вообще, “Uriah Heep”!!! Такие голоса! А барабан! Открытая душа!!!)… Да… Кажется, добавить больше нечего… Только слушать… Вечно…

Это моя четвёртая русская группа… Необычная. Нестандартная. Без привычной схемы. Но группа. И какая!!!..

«Рано прощаться», «Ты и я», «Юрмала», «Где живёт ветер», «Если вам понравится», «После дождя», «Гимн солнцу», «Ты только слушай» («Бах творит», Бог мой, какой голос, подача, артистизм)… Вроде ВИА, но с такой изюминкой, что стоит чуть выше… И это факт…

«Цветы»… Через год им исполнится уже 50 лет. Полвека… Мастера… И этим сказано всё…         

Благодарю за внимание!


Рецензии