Татарские Маки - 42
Вильданов Ганизон Фазович
***
1921 г.р. РСФСР, Башкортостан Байкибашевский район.
В партизанах
Отряд Червоный с 8 января 1944 г.
6 апреля 1944 г. выбыл по ранению и болезни в эвакогоспиталь № 2676 в г. Киев.
Умер 15 апреля 1944 г.
Похоронен в г. Киеве на Лукьяновском кладбище,
6-й участок,
могила № 10
(ЦАМО ф. 58 оп.18002 д. 458; ф.58 оп. А-83627, д. 4817).
Источник: http://www.memory-book.com.ua/
http://archive.li/fy4ut#selection-21261.106-23865.147
Волков (Жуков) Георгий
***
Первый батальон (825-й) Волго-татарского легиона, прибывший из Едлино в Витебск, восстал через четыре дня. Восстал, несмотря на то, что накануне, буквально за несколько часов до выступления, были схвачены руководители подполья батальона Ханиф (Борис) Мухаммедов, Рашид Таджиев, врач Георгий Волков (Жуков) и Рахимов, - схвачены и впоследствии казнены.
Перебив немецких офицеров и частью своих из сопротивляющихся, отряд почти в полном составе (900 человек) перешел на сторону 1-й Витебской партизанской бригады М.Ф. Бирюлина.
КРАСНЫЕ МАКИ
Айдар Сахибзадинов
Документальная повесть
http://www.netslova.ru/sahibzadinov/maki.html
***
Процитируем лишь главный смысл: «21 февраля 1943 г. легионеры связались с партизанской бригадой Бирюлина и договорились о переходе в 23 час. 22 февраля. В 22 час. 22 февраля стало известно командиру штабной роты легиона Мухамедову Хусейну, 1916 г.рождения, кандидату в члены ВКП(б), до войны служившему мл. лейтенантом…, что руководители перехода тт. Жуков, Таджиев и Рахимов немецким командованием разоблачены и арестованы... Мухамедов принял инициативу по переходу к партизанам на себя. Было отдано распоряжение комвзводу роты Галееву Гари об уничтожении немецкого штаба, что им и было сделано. Одновременно было сообщено в отдаленные роты, за исключением двух взводов 2-й роты, которые были далеко расположены, и известить их не удалось... Уничтожив немецкое командование в количестве 60-70 чел., на сторону партизан перешло 930 чел. с тремя 45-мм пушками, около 100 ручными пулеметами, станковым пулеметом, около 550 винтовками, патронами, лошадьми и т.д. Распределены были в бригадах Захарова и Бирюлина». (ПИИИП при ЦК КПБ, ф.2500, оп.4, д.16, л.221).
«РАССЕКРЕЧЕННАЯ» КЛЕВЕТА
М. Черепанов, Ольга ДОРОГИНИЦКАЯ
Газиев Баки
***
…Когда заходит речь о деятельности подпольной организации патриотов под руководством Абдуллы Дагджи, невозможно не упомянуть об активном члене организации, доблестном партизане Баки Газиеве.
Добытая советским народом в Великой Отечественной войне всемирно-историческая победа сохранила жизни миллионов людей. Благодарные поколения стремятся запомнить, воздать должное каждому борцу того времени. В этом великом противоборстве осталось также много нераскрытых имен и страниц. Долг увековечения священной памяти патриотов, боровшихся с врагами, требует от нас оценить по-другому самоотверженность, проявленную такими удивительными борцами, как Баки Газиев.
В те грозные дни Баки Газиев служил в Симферополе командиром роты батальона полиции и поддерживал тесные связи с организацией Абдуллы Дагджи. По той причине, что людей, знавших, кем он был на самом деле, после раскрытия подпольной организации летом 1943 года схватили и расстреляли, он оставался в памяти других людей, видевших его в полицейской шинели, врагом. Но рано или поздно правда обнаруживается. Имя Баки Газиева стало упоминаться в мемуарах и статьях бывших членов подпольных организаций. Зелиха Ниязиева в собственных воспоминаниях о личной встрече и беседе с Газиевым писала следующее: «По поручению подпольной организации, бывший секретарь комитета комсомола деревни Буюк-Онлар, Баки Газиев поступил на службу в гестапо. Там он занимался хозяйственными вопросами, организовал подпольную группу из членов трудовой армии. Имея в своем распоряжении сотни людей и машины, Газиев, когда возникала необходимость переправить партизанам оружие и продовольствие, поручал это дело шоферам своей группы. В то же время Газиев добывал для партизанских разведчиков и подпольщиков документы и, когда нужно, поручал это дело членам трудовой армии». Вот еще один фрагмент из этих воспоминаний: «Дагджы, благодаря переданным Газиевым документам и транспорту, объехал ряд прибрежных городов и показал себя мастером своего дела».
Имеются и некоторые другие воспоминания подпольщиков относительно Баки Газиева. В городе Майли-Сай Ошской области проживает тетя Баки Музине Аметова. Музине-апте рассказала о младшем брате все, что знала. Баки Газиев родился в 1907 году в деревне Акташ (Белокаменка) при Совете поселка Казантип (Рыбное) Ленинского района. По окончании сельской школы учился в Ялтинском педагогическом техникуме. Закончив в 1926 году обучение в техникуме, учительствовал в Акташе и одновременно работал колхозным бухгалтером. Потом поступил на факультет татарского языка и литературы Симферопольского педагогического института и по окончании его работал в научно-исследовательском институте языка и литературы имени А.С. Пушкина. Собрал большой фольклорный материал и готовился его издать. Мы располагаем статьей Баки Газиева под заглавием «Относительно ногайских бейтов», напечатанной в журнале «Советская литература». Автор не ограничился собиранием бейтов, он, видимо, привел их в стройную систему и дал им обширный комментарий. В начале статьи устному народному творчеству дается такая характеристика: «Ногайские бейты лиричны. Они занимают в татарском устном народном творчестве особое место. Их тематика, в основном, бытовая или любовная. Но в ногайских бейтах содержатся не только любовные мотивы, в них отображаются также политические, общественные вопросы, проблемы воспитания».
Планам молодого человека, готовившегося к большим делам, помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Его призвали на службу в армию. Осенью 1941 года часть, в которой служил Баки Газиев, попала в окружение. Одна группа солдат отступила с боями в горы и там присоединилась к партизанам. Партизанское командование сформировало боевую группу из числа представителей местного национального населения и отправило ее на оккупированную врагом территорию для осуществления подпольной деятельности. Баки Газиев прибыл в Симферополь в начале 1942 года – почти одновременно с группой Абдуллы Дагджы. По заданию партизанского командования Баки направился прямо в гестапо и заявил о готовности служить в немецкой армии. Вот так, верный сын своей Родины, бесстрашный и отважный человек, Баки Газиев, надел на себя немецкую форму, чтобы лучше бить врага. Поскольку задание требовало большой осторожности и конспирации, Баки поддерживал связь, в основном, с Абдуллой Дагджы и командованием партизанского соединения.
Многие периоды жизни и борьбы Баки Газиева нам почти неизвестны. Бывший партизан В. Морковин, проживавший в Симферополе, сообщил о Баки Газиеве следующее: «В 1942 году я бежал из плена и прибыл в Севастополь. После того, как немцы вошли в Севастополь, я пробрался сначала в Джанкой, а потом в Казантип. Там около месяца занимался рыбной ловлей. Через знакомство в комендатуре селения Семь Колодезей достал пропуск и в октябре 1942 года прибыл в Симферополь. В Симферополе мы проживали в доме по улице Госпитальная № 3. На второй день после моего прибытия, то есть, 25 октября, наш дом посетил молодой человек высокого роста в добровольческой немецкой форме. Моя мама его хорошо знала, это был командир роты батальона полиции Баки Газиев. Мать сказала мне скороговоркой: «этот человек поддерживает связи, как с партизанами, так и с подпольем». Мы познакомились друг с другом. Баки, получив сведения обо мне от матери, привел меня прямо к «дяде Володе». Это был Абдулла Дагджы. Хотя я видел этого человека несколько раз раньше, о том, что он руководит подпольной организацией, не знал. Ближайшим же его помощником был дядя Миша (Михаил Григорьев). Они меня хорошо приняли. Вместе мы начали действовать. К нам приходили партизаны с гор. Баки снабжал их всеми документами, паролем и одеждой.
25 мая 1943 года мне нужно было по ряду причин срочно уйти из города. Я направился в горы. До того места, где стояли проводники к партизанам, меня проводил Баки. Так я стал партизаном. 5-го же июня в горы пришли несколько добровольцев-полицейских, работавших в подполье, вместе с самим Баки. Он оставался в горах около месяца. После этого его снова направили в Симферополь со спецзаданием. Кто именно его посылал, не знаю, на надежды на его благополучное возвращение был один процент из ста, поскольку его знал весь город. Немцы знали, что он поддерживал связь с группой Абдуллы Дагджы и ушел к партизанам. За его голову назначили крупную награду. В этих условиях возвращение Баки в город таило в себе большую опасность. Вечером мы с ним долго беседовали, сидя у костра. При всей своей озабоченности он шутил и улыбался. Одет он был в костюм коричневого цвета и такого же цвета шляпу. Приветливо глядя на меня, сказал: - Ты еще очень молод. – Потом добавил: - Да, очень молод. Когда вернусь…, тогда обо всем сам расскажешь. – Я спросил: - Кому расскажу? – Кому хочешь, тому и расскажи это, когда страна станет свободной – первому встречному на улице, моим односельчанам, родственникам, друзьям…. – Утром я дал ему в дорогу адреса самых надежных моих людей. Один адрес – Кудряшевой, проживавшей в Симферополе в доме на улице Алуштинской 19, другой же – Сергея Сорокина, проживавшего в поселке Нахаловка. Что происходило у меня дома я в это время не знал: мою мать и дочь моей тети Мусю Сопьянову немцы арестовали. Я знал, что ходить к нам домой нельзя.
Баки взял с собой в Симферополь парней – Володю Сбойчикова и Валентина Кольцова. Они пришли вместе с ним в горы. В тот же день разведчики зашли в дом на Алуштинской 19, а вечером отправились в Нахаловку к Сергею Сорокину. Там они остановились и через Кольцова связались с сохранившимися членами подпольной организации. Эти события происходили в середине июля 1943 года. И если мы учтем, что большинство членов подпольной организации Абдуллы Дагджы вместе с ним были схвачены в июне этого года, то нетрудно понять, что Баки собственными ногами шел в западню. Ведь Баки ничего не знал об аресте Абдуллы Дагджы и провале всей подпольной организации. В то же время изменник-связной Кольцов скрывал от него правду и доставлял ложные приказы от Абдуллы Дагджы.
Кольцов сообщил о решении подпольной организации послать в горы группу подпольщиков, о том, что Баки должен взять с собой в горы шесть человек и что они должны встретиться вечером на кладбище в конце улицы Кирова. На исходе дня Баки вышел из дома Сергея Сорокина и направился к кладбищу. Через некоторое время из-за каменной кладки забора кладбища выросло семь теней, которые приблизились к месту, где находился Бакый. Они встретились на дощатой поверхности моста, переброшенного через арык. Когда Баки дошел до середины моста он все понял и мгновенно выхватил пистолет. В это время появились люди с другой стороны моста и бросились к Баки. После нескольких секунд схватки его повели в гестапо со связанными за спиной руками. Потом допрашивали, пытали и, наконец, бросили в концлагерь на территории совхоза «Красный». – Его сопровождали два немца, - рассказывала мама (она содержалась тогда в том же лагере) моей тете, которая приходила ее навестить. – К нему никого не подпускали. После каждого допроса тащили волоком в камеру.
Моя мама была последней из тех, кто видели Баки в последний раз. После допросов и пыток его повесили на воротах дома по улице Севастопольской 4, где дислоцировалась рота, которой он командовал. К его груди привязали дощечку с надписью: «За сотрудничество с партизанами».
В ночь, когда схватили Баки, произвели обыск в доме Сергея Сорокина. Там нашли большое количество гранат, листовок, а также автомат Баки. Сорокина после пыток и допросов расстреляли. Мою мать и дочь моей тети Мусю Сопьянову тоже расстреляли на территории совхоза «Красный», а их трупы сожгли.
Я привел лишь часть того, чему был свидетель, о Баки Газиеве можно рассказать гораздо больше. Он был настоящим героем. Враги боялись его даже мертвым».
Годы не могут стереть память о героях. О Баки Газиеве много писали и еще больше напишут, раскроют новые свидетельства его мужества и отваги в борьбе с врагами. Его служение Родине получит еще более высокую оценку. Память о таких джигитах как Баки Газиев, пожертвовавших жизнями в великой борьбе, сохранится в героических делах сегодняшнего поколения, в его огромных достижениях, поражающих мир, в веселом смехе наших детей и внуков. Жить в памяти поколений благодаря своим подвигам – большая честь и награда для героя.
http://moloko.ruspole.info/node/2688
Газиев Гафар Чонгарлы
***
Боец Балаклавского партизанского отряда.
Погиб в 1942 г.
ПАРТИЗАНЫ КРЫМА.
Источник: http://www.memory-book.com.ua/
***
(1910 — 08.02.1942, Крым).
Зав. Райзо Балаклавского р-на.
Командир Балаклавского отряда с 01.11.1941,
погиб в р-не дер. Алсу.
Список партизан — крымских татар, занимавших руководящие должности* в партизанских отрядах Крыма в 1941–1944 годах
ИСТОЧНИК: http://old.commonuments.crimea...mp;art=623
http://forum.vgd.ru/113/38810/0.htm?a=stdforum_view&o=
Газиев Муса Гайар
***
1904 г. р.
Работник Балаклавского райисполкома.
Командир партизанского отряда.
Погиб 7.02.1942 г. в районе балки Карадаг.
ПАРТИЗАНЫ КРЫМА.
Источник: http://www.memory-book.com.ua/
***
1904 г. р. Работник Балаклавского райисполкома.
Командир партизанского отряда.
Погиб 7.02.1942 г. в районе балки Карадаг.
http://crimea-front.ru/books/4/people?page=5
Гайнудинов Абдул Хадаулович
***
Партизанское соединение Героя Советского Союза, генерал ...
Гайнудинов Абдул Хадаулович, 1923 г.р.
***
[PDF]Untitled - Военная Литература
militera.lib.ru/bio/0/pdf/sb_zhizn-generala-naumova.pdf
Будиловка Радомышльско- го района Житомирской обл. В октябре пропали без вести: Гайнудинов Абдул Хадаулович; Головин Алексей Ивано- вич, отряд «Смерть фашизму»; Давиденко Андрей Андреевич; Евсеев Евгений; Заборов ский Николай; Калинин Василий Дмитриевич; Клименко Иван Романович, ...
***
Партизанское соединение Героя Советского Союза, генерал-майора Михаила Наумова.
Гайнудинов Абдул Хадаулович,
1923 г.р.
РСФСР, г. Астрахань.
Отряд "Смерть фашизму",
14 февраля 1943 г.- 26 октября 1943 г.
Пропал без вести во время боя в районе станции Немешаево Киевской обл.
http://archive.li/fy4ut#selection-4849.0-4851.165
***
Гайнудинов Абдул Хадаулович
1923 г.р. РСФСР, г. Астрахань.
Отряд "Смерть фашизму", 14 февраля 1943 г.- 26 октября 1943 г.
Пропал без вести во время боя в районе станции Немешаево Киевской обл.
Источник: http://www.memory-book.com.ua/
http://archive.li/fy4ut#selection-21261.106-23865.147
Свидетельство о публикации №218050800324