Утрачено навсегда

          В станице Старочеркасской много удивительных и славных своей историей мест и памятников архитектуры. На торговой площади города Черкасска сохранилась лавка XVIII века, это здание примечательно тем, что его стены имели оригинальное украшение. На северном торце здания выбита вторая печать Войска Донского, а западную стену ещё недавно украшало панно, где прослеживался путь казака от воина до пахаря.

          Из археологического обследования, проведённого 25 апреля 1991 года зам директора по науке Л.М.Жуковой, известно, что здание расположено на мощнейших подвалах XVIII века. Окна имеют кованные железные решётки в виде прутьев. Карнизы, фронтоны и узлы здания украшены фигурным кирпичом. Крыша шиферная, двускатная. На фронтонах крыши с двух сторон имеются слуховые окна. Вход в здание и подвал находился с южной стороны. На этаж вела лестница в шесть ступеней, выложенная из кирпича. Рядом с лестницей вход в подвальное помещение. Стены лавки оштукатурены и украшены цветной побелкой и рисунками, выбитыми по северному торцу и западному фасаду здания.

          В центре северного торца выбита вторая печать Войска Донского. На ней изображён голый казак верхом на бочке с вином. Он перепоясан саблей, в правой руке держит ружьё, а в левой – рог для вина. На голове казака шапка-трухменка, на груди православный крест. Вокруг этого изображения надпись: «ПЕЧАТЬ ВОЙСКА ДОНСКАГО». В четырёх углах торца изображены пушки XVIII века в обрамлении двух скрещенных сабель и растительного орнамента.

          На западной стене здания, в левом верхнем углу выбита надпись: «ЧЕРКАССКУ 400 ЛЕТ». Под надписью помещено два рисунка: казак, который смотрит вдаль на дым от выстрелов и композиция:казак на лошади, догоняющий турка у крепостной стены. В нижнем левом углу стены выбита дата – «1570», а в правом верхнем углу дата – «1970». Ниже этой даты на фоне пятиконечной звезды, изображён казак-красноармеец верхом на лошади, вставшей на дыбы, с саблей в руке. Под этим изображением помещены цепи и кандалы. В нижнем правом углу западной стены была ещё одна  картинка, где на фоне  Войскового Воскресенского собора казаки - трактористы на тракторе марки «Кировец» пашут мирное поле.
 
          Из опросных листов жителей станицы Старочеркасской известно, что до революции это здание использовалось, как цех по производству томатного сока. В подвале рабочие давили томат, который можно было купить тут же в торговом зале. После революции здание было национализировано. В нём располагалась общественная баня, а в пристройке была размещёна машина по производству электрического тока. Во время оккупации здание пострадало от бомбёжек, и было восстановлено лишь после войны.

          В мирное послевоенное время здание использовалось под продуктовый склад, где хранилась овощная, молочная и мясная  продукция совхоза «Старочеркасский». Со склада продукты получали, общественные организации: две столовые, детский сад и ясли, а также работники совхоза в счёт заработной платы. В 1970 году было решено отпраздновать юбилейную дату основания города Черкасска. В честь 400-летия города было решено устроить народные гуляния. Директор совхоза «Старочеркасский» Виктор Петрович Штыба выступил с инициативой: украсить здание склада в честь юбилея. Он обратился в Ростовский художественный фонд с просьбой украсить продуктовый склад, так как все гости прибывшие на гулянья будут проходить мимо него от пристани.
 
          Эскизы рисунков рассматривались   на парткоме совхоза и утверждались в Райкоме партии КПСС. Коммунистическая партия настороженно относилась к казакам. Это связано с тем, что многие донские казаки воевали за белых в гражданскую войну, в чёрных сотнях у немцев во время оккупации, да и события 1962 года - расстрел демонстрантов в городе Новочеркасске – ещё не были забыты. Поэтому, не смотря на патриотический пафос: от казака - воина к казаку-пахарю, была добавлена ложка дёгтя в героический образ казака. Вместо всеми любимой печати Войска Донского, на которой изображён олень, поражённый стрелою, было решено изобразить вторую печать донцов. На ней был изображён голый казак верхом на бочке с вином, чтобы подчеркнуть как много казаки «гулевали», не стесняясь пропить всё до нитки.

          История первой печати  Войска Донского уходит в очень отдалённые времена и точных дат её появления уже невозможно восстановить. Донской историк Е.П.Савельев в своих работах приводит старинную легенду о появлении первой печати у донцов. По легенде богиня охоты Диана была ещё богиней целомудрия, а также охранительницей лесов и зверей берегов Азовского и Чёрного морей. Некто охотник Актион, сын Аристея случайно увидел наготу богини во время её купания в Дону. Разгневанная девственница обратила Актиона в оленя и выпустила в него свою смертоносную стрелу. Древнее казачество было военным орденом, высшими добродетелями которого были храбрость и целомудрие. Поэтому эмблема печати в древности означала: «Казак блюди целомудрие, иначе будешь наказан, как Актеон».

          Прошли века, изменились обычаи, одни государства сменяли другие, поменялась вера – казаки стали христианами. На первом месте у военного ордена казаков оказалась свобода. Теперь скачущий олень с вонзённой в него стрелой символизировал казака, убегающего от неволи вглубь степей Дикого поля. Значение этого образа теперь расшифровывалось девизом: «Раненый, но свободный!»

          В 1704 году царь Пётр 1 пожаловал казакам новую серебряную печать. Из грамоты в Посольский приказ: «Сделать печать Донскую, серебряную, величиною такову, как при том вложен образец, и вырезать надпись, как на нём написано, а в середине во всём, как у них водится, на печати мужика, сидящего на бочке с порохом, держа в одной руке кальян и в сабле пропоясана, только прибавить и вырезать в другой руке фузею, и взять для того из Оружейной палаты мастера Левкина, который печати резак». Другими словами царь хотел подчеркнуть особую храбрость казаков, которые могли курить даже на бочке с порохом.
 
          Но печать была размером с пятак, поэтому  мастер мужика на бочке изобразил графически. Эту печать казаки невзлюбили, так как одежды они не разглядели и решили, что казак на бочке голый. Кальян в руке был похож на рог для вина. Из-за недоразумения казаки стали трактовать изображение на печати по-новому: на бочке с вином сидит голый казак с чаркой вина в левой руке и ружьём в правой. Пояснялось это так, что казаки в мирное время могли себе позволить пропить всё до нитки, кроме оружия. Воин, пропивший оружие, лишал себя высокого звания казака и навеки покрывал себя и своих потомков несмываемым позором.

          Впоследствии история печати стала обрастать легендами. Так в одной из них рассказывается, что якобы сам Пётр 1 видел в Черкасске голого казака на бочке с вином, но при оружии. Он подошёл к казаку и спросил: «Казак, почему ты пропил одежду, а не оружие?». Казак, якобы не узнал царя (хотя это трудно, учитывая рост царя), гордо ответил ему: «Проваливай отсель! Без оружия я не казак!»

          Иногда эту легенду рассказывают по-другому, хотя смысл остаётся тот же. Уроженец и житель станицы Старочеркасской А.А.Андреев рассказал эту легенду так: «На печати изображён Гришка Банник. Деды мои сказывали, что он был жуткий пропойца, но справный казак (в смысле храбрый, доблестный, умелый). Трезвым был только на войне, а после добытые в бою трофеи пропивал полностью. После взятия Азова Гришка так гулеванил, что пропил даже одежду. Он обменял её на бочонок вина и радостный сидел на ней с чаркой в одной руке и с ружьём в другой. Пётр 1 не мог пройти мимо. Глянул на него и спрашивает: «Пошто ружьё не променял? Взял бы больше денег!». А Гришка хучь и пьяный, а смекнул, кто перед ним стоит. Ответил царю с достоинством, что с шапкой на голове и с оружием в руках он послужит царю батюшке и в бою добудет себе всё, а без оружия он не казак».

          Народные гулянья в честь 400-летия города Черкасска уже сами стали далёкой историей конца ХХ века. Ещё недавно об этом мероприятии напоминали настенные рисунки на торговой лавке, но теперь их нет. Они утрачены навсегда. Печать войска ещё сохранилась, а вот западная стена полностью перестроена. Сейчас здесь вход в здание и окна. Я никого не хочу обвинять, я просто хотела сохранить память о нашей истории. Ведь советский период – это тоже история моей страны, моей станицы.


Используемая литература:

1.Е.П. Савельев. История казачества. Часть 3, г.Новочеркасск. тип. «Донской печатник», 1918 г.
2.И.А. Родионов. Тихий Дон. С-Петербург, 1914 г.
3.М.П. Астапенко. История Донского казачества. Ростов/д, 1984г.
4.Акты Лишина. Новочеркасск, т3
5.Архив СИАМЗ: Опросные листы информаторов: Е. Г. Валиков, А.А. Андреев, В.А. Крупенникова, Л.А. Кулешова. Археологическое обследование "Томатки".


Рецензии
Дорогая Светлана!

Печально!

Храни Вас Господь!
Искренне Вл.

Владимир Багаев   14.08.2018 21:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.