Странная встреча

    Маршрутки проносились мимо, но той, которая нужна, никак не появлялась. Пока я размышляла о расписании движения автотранспорта в отдельно взятом городе, подъехал автобус, направлявшийся по маршруту к той больнице, где я проходила лечение.
Утро раннее, автобус полупустой. Едва я вошла в салон, тут же подбежала кондукторша, держа, как пистолет аппарат, который она прикладывала к проездным документам. Огорчившись, что документов я не имею, оторвала проездной билет из рулона, напоминавшего туалетную бумагу, уменьшенную в размере, и плюхнулась в кресло, поверх спинки, которого красными буквами было написано – «место кондуктора».
Я стала наблюдать быстро меняющиеся картинки за окном автобуса. Через остановку рядом села женщина, на ней была шляпа с большими полями, по краям которых возлежали искусственные розовые цветы. Из-под шляпки свисали седые пряди волос, среди которых виднелись сиреневые серьги,  глаза серые с поволокой. Одета она была в темно-синий пиджак в стиле «Коко Шанель», поверх него разложен воротник небесно-голубой блузки.
-Вы куда едите?- спросила женщина. У меня совершенно не было желания вести разговоры с попутчицей.
-В больницу,- сообщила я и отвернулась.
-Значит мне с вами по пути,- ответила женщина,- мой путь тесно связан с вами.
Я удивленно посмотрела на нее. Незнакомка, я прежде ее никогда не встречала.
-Извините, но мы с вами не знакомы, я вообще человек не местный, поэтому вряд ли мы могли с вами встречаться!
- Почему же? Даже очень знакомы, - настаивала дама в шляпе. Меня стала раздражать ее настойчивость. Я напрягала свою память до изнеможения, но не могла вспомнить. Нет, она мне незнакома.
-Так подскажите, где мы с вами встречались?
-Помните, когда вы возвращались однажды домой и подвернули ногу возле подъезда?
Это откровение меня повергло в недоумение. Я вспомнила, как вечером шла домой, упала, и действительно мне помогла женщина подняться, лица ее я тогда не запомнила, было темно.
-Ой, это были вы? Спасибо вам большое!- воскликнула я.
-Да, не за что, я уже давненько вас сопровождаю, только вы меня не замечаете! Иногда вспоминаете, но в шутку!
- Да, кто же вы?- недоумевала я.
- Я ваша верная подруга- Старость! Теперь у нас одна дорога!
-Да,- подумала я,- либо галлюцинации, либо меня залечили психоневрологи. При этом я произнесла вслух:
- Старость! Фантастика! К счастью, я пока не чувствую свою старость!
  В голове помчались мысли из курса лекций по геронтологии, которые я читала, работая в институте: «Старость - заключительный этап индивидуального развития организма в нашем мире. Началом её у человека условно считают возраст после 75 лет — это так называемая физиологическая старость, если старение организма в настоящее время невозможно предотвратить, то время его появления и скорость охвата всего организма можно регулировать, превращая старость не в мучительный, полный болезней и страданий, длительный 20-25 летний период, а в красивый отрезок человеческого пути, полный жизненной мудрости, посвященный внукам и правнукам, семейным делам и пониманию глубин бытия».
А мне еще нет пятидесяти, что за чертовщина! С позиции психологии у меня так называемый период взрослости – «акмеологии» - наивысшего расцвета сил. Опять мысли стали возвращаться к лекции по геронтологии: «В период взрослости строится собственный образ жизни, человек  включается во все виды социаль¬ной активности. Зрелый возраст можно назвать возрастом практической, профессиональ¬ной жизни человека. Постановка жизненных задач опирается в уже определен¬ные принципы и идеалы, жизненные планы человека. Окончательно определяются нравственно-политические взгляды. Они становятся глубокими и довольно полными, а главное, проверенными жизнью».
Надо же такое вспомнить! Моя профессиональная жизнь с ее пиком отброшена в небытие, она осталась там, когда мне было тридцать семь! Сегодняшняя профессия, хотя и освоена, и есть результаты, никого не интересует, инициативу задушили на корню, остается только уповать на благоразумие находящихся рядом! Да еще определившиеся нравственные взгляды мешают! Действительность сегодняшнего дня меня беспокоит, с этой точки зрения видимо права великая Ф.Г.Раневская сказав, что « старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность». Мои рассуждения прервал голос:
- А я не спешу сокращать ваш путь, только напоминаю о себе - спокойно сказала женщина в шляпе.
-Я не нахожу слов, чтобы понять происходящее и ответить вам.
- И не надо!
-Так чем же я вам обязана!
- Иногда мы будем встречаться, а вы будете рассказывать о себе. Мне очень интересно знать о вас!
- Довольно-таки странная у вас просьба! Хотя, я часто теперь вспоминаю события своей жизни. И порой не могу найти объяснений.
-А вы попытайтесь пересмотреть как бы со стороны путь от вашего удивительного рождения. Ведь вы родились на берегу одной из самых больших рек, недаром Амур называют батюшкой, в феврале, когда  дуют сильные ветры! Место и время рождения уже о многом говорят! Вам много пришлось пережить и вы многому противостояли! Вы многих учили и учились сами, у вас есть желание познать, вы творчески подходите к любым начинаниям!
-Да, разложили вы мою жизнь! Мало кто мне об этом говорил, видимо считая, что я не нуждаюсь в моральной поддержке!
-Вот и договорились, я буду внимательным слушателем и советчиком!
-Да кому интересен мой путь? У каждого он свой!
-Кто же спорит, у каждого человека своя судьба, своя дорога, нет ничего похожего. Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле своей жизни, оценивает ее. Человек – единственное существо, которое осознает свою смертность и которое делает ее предметом размышления. Размышление о смерти при¬водит человека к размышлению о жизни: он оценивает ее итоги, определяет свое место в жизни.
Порой, ставя цели, используя адекватные средства, человек не достигает желаемого положительного результата: добра, правды, справедливости. Но это противоречие, вызванное несбыточностью некоторых целей, не должно перечеркивать смысла жизни, а напротив, ставить его на реальные основы.
-А вы верите в судьбу- фатализм?- спросила я ,
-Мне всегда претила идея предопределенности. Фатализм как установка на покорность судьбе несостоятелен по некоторым причинам. Фатализм не дает никаких содержательных поведенческих рецептов, ибо в любом случае не избавляет от необходимости выбора в той, или иной ситуации. Хорошо сказано у одного философа, что человек изначально обречен на свободу и необходимость выбирать. Даже если вы выбираете пассивность - это все равно выбор, акт вашей личной воли, от него вы никуда не денетесь. Кроме того, даже если и допустить на минутку наличие какой-то мистической предопределенности, то все равно неувязочка: откуда фаталисту известно, в чем же его истинная судьба - в покорности или в активных действиях? Ссылкой на судьбу можно оправдать абсолютно любой исход, поэтому такой подход логически бессодержателен. Каждому человеку предначертан Всевышним свой путь.
-Значит, одним предназначен путь в получении удовольствий?- вставила я в ее активные рассуждения.
-Безусловно, не все люди и не всегда видят смысл жизни лишь в получении удовольствий, хотя, конечно, многие стремятся именно к этому. Счастье и смысл жизни здесь рассматриваются с точки зрения "простых радостей жизни". Конечно, человек, не испытавший в жизни счастья, подводя итог своей жизни, вправе спросить: правильно ли я жил и в чем же тогда состоял смысл моей жизни? Так что отказаться полностью от такого понимания счастья и смысла жизни было бы несправедливо по отношению к человеку, особенно к людям обыкновенного образа жизни. Но даже в этом случае человек должен понимать, что для получения счастья нужно проделать немалую, иногда мучительную работу ума, души, тогда наградой за это и будет счастье, добытое своими собственными усилиями. Всем известно высказывание Козьмы Пруткова: если хочешь быть счастливым, будь им! Для того, чтобы быть счастливыми, люди должны устранить все то, что мешает им быть счастливыми, устранить все, что делает их жизнь серой и неинтересной. Но при этом не следует забывать, что на несчастье других свое счастье нельзя строить – оно будет горьким, а значит, уже не будет счастьем.
-Ну, а вспомните из философии учение о теологии, - включила я свои познании из философии, которую сдавала как кандидатский минимум, - теология утверждает: смысл жизни – в подготовке к жизни в потустороннем мире...
- Такое понимание смысла жизни приводит нас к абсурдности пребывания в этом мире, тщетности и бесполезности всего того, что мы делаем в реальной жизни. Это крайне пессимистическая позиция, которая, по сути, уходит от ответов на многие вопросы нашей реальной жизни, обезоруживает нас в решении ее конкретных повседневных проблем, фактически сводит на нет стремление к счастливой жизни здесь, в этом мире.
-Тогда уж быть альтруистом, - вздохнула я.
-Альтруистические теории смысла жизни и счастья выстраивают свои концепции на понимании бескорыстного служения людям, обществу,- спокойно как преподаватель философии, продолжала дама, - в целом ничего плохого в такой постановке вопроса нет. В жизни есть такие люди, и, к счастью, их не так уж мало. Еще в Библии они названы "солью земли". А вспомните кантовскую этику и учение о человеке. Гуманизм - вот идеальное воплощением смысла жизни! Пока, к сожалению, данная реальность остается в области желаемой и идеальной. Но, на то и даны идеалы, чтобы они указывали путь, по которому нужно идти.
-Да, но наша скоростная жизнь не позволяет людям остановиться и заняться анализом своих мыслей, поступков, определить свою сопричастность в делах. Если это было бы возможным, то много плохого не произошло!- воскликнула я .
- Одно Вам скажу, - продолжала женщина,- Никогда не поздно выстроить другие ориентиры, нужно только сделать над собой усилие, и повернуть жизнь в другое русло, попробовать себя в другом деле, которое, может быть, и принесет то удовлетворение и то счастье, которого давно ждешь. Нужно преодолеть свой страх и нерешительность, шагнуть навстречу судьбе, бросить ей вызов. Конечно, все это нелегко, но это единственный путь для человека, который хотел бы быть личностью.
-У вас еще многое впереди, - продолжала дама в шляпе,- вы станете мудрой и старой, вы поможете своим внукам понять наш мир, войти в него, стать достойными людьми, вы когда-то отказалась помочь многим, уйдя из школы, так, что приумножайте потерянное!!!
-В голове у меня всплыла шальная мысль - «чтобы стать старым и мудрым, сначала надо быть молодым идиотом», точно знаю, что этот этап  молодости я прошла с успехом, может этот факт поможет моей старости…
Автобус остановился, я поднялась с кресла, женщина отодвинула ноги, чтобы пропустить меня, и я обратила внимание на ее синие ботинки с высоким каблуком.
-Старость,- подумала я, когда последний раз я носила туфли на каблуках, какая-такая старость!
-В добрый путь!- сказала женщина в шляпе мне в спину.
Я вышла из автобуса, обернулась, в окне никого не было.
-Так надо начать обливаться холодной водой, чтобы вернуть бодрость духа, - вздохнула я.
-Бред,- вторил мой здравый рассудок.
-А впрочем, она меня не напугала, а только заставила задуматься. Так серьезно, я никогда еще не думала о старости, а может уже пора?! Душа не чувствует груза прожитых лет, а тело? Она права, все мы смертны! Надо суметь достойно подготовить себя к старости и шагать с ней в ногу, при этом не шаркать и не мямлить! Надо закалять свою волю, чтобы трезво взирать на мир и готовиться к логическому финалу жизни! Я не тороплюсь! Пусть старость меня еще подождет!- рассуждала я, заходя к психотерапевту на прием.
Но я почувствовала, что в душе исчезло чувство глубокого одиночества, значит, она там затаилась моя новая подруга!
 Да, чудеса! Но в чудеса порой приходиться верить…
               


Рецензии