Фиалка

В свое время многие писали о политической ссылке в Забайкалье, но нигде и никто не упоминал о нескольких десятках женщин - политзаключенных царского режима, которые в разное время отбывали ссылку в Баргузине. Упоминается лишь одна Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская. Но, к сожалению, она не одна разделила горькую участь каторжников. Я хотел рассказать об одной из многих, кто в свое время отбывал ссылку в Баргузине.


Ревекка Моисеевна Фиалка (на поселении ее звали Фиалка). Родилась в 1888 году в селе Тимковичи Минской губернии в семье учителя еврейского языка, но вскоре семья переехала на жительство в город Кишинев, где прошли ее детство и юность. Училась и окончила она Кишиневскую профессиональную школу, приблизительно имевшую программу средней школы с профессиональным уклоном.
Фиалка окончила эту школу, сдав экзамен при городской управе, со званием подмастерья-швеи. Это было в 1903 г. И стала работать в пошивочной мастерской.
Еще будучи ученицей последнего класса, она сблизилась с революционной молодежью (группа эсеров) Кишинева, читала нелегальную литературу, посещала массовки, состояла в кружках, в которых читались и обсуждались как легальные, так и нелегальные статьи, книги. В 1905 году Одесским военным окружным судом за хранение боеприпасов приговорена к 20 годам каторжных работ, как несовершеннолетней, треть срока была скинута, и получила 13 лет с месяцами. В первых числах января 1906 г. была отправлена на каторгу.
В Бутырской пересыльной тюрьме Фиалка просидела до начала июля. После чего были долгие этапы, пересылки и в августе 1906 г. Фиалка прибыла в Акатуевскую каторжную тюрьму, далее переведена в Мальцевскую тюрьму. В конце 1910 года была отправлена на вечное поселение в Читканскую волость Баргузинского уезда. До конца 1915 г. жила в Баргузине без права передвижения даже по области. В Баргузине ей удалось передать родственникам за границу альбом с любительскими фотографиями, запечатлевшие лица и быт политкаторжан начала века, — довольно интересные материалы сами по себе, однако фамилии каторжан, знаменитые в те годы, современному читателю знакомы довольно мало (за исключением разве Спиридоновой) — что и понятно: в советскую эпоху их не упоминали, поскольку большевиков среди них было немного; нынешний же исторический миф всех участников революционного движения зачисляет во враги народа, и если кто-то из них и упоминается, то преимущественно с нелестными эпитетами. Только, в 60-е годы фотоальбом вернулся уже в Советский союз, альбом Фиалке был подарен в 1907 г. 1-го января в Акатуйской тюрьме Алексеем Кирилловичем Кузнецовым, в то время уважаемым человеком среди заключенных Забайкальского края. В музее Баргузинской школы имеются его фотографии, в том числе одна известная фотография дома Кюхельбекера.   В Баргузине Ревекке удалось установить связи среди местного населения и заручиться их помощью, а также возобновила свои связи с Кишиневом. В Баргузине она жила в избе ссыльных. Помогала своим подругам, которые остались в Мальцевской тюрьме. В начале 1915 г. по разрешению тюремной инспекции ей разрешается выезд в Читу.
В начале 1916 г. Фиалка переезжает на Амур, в конце 1923 г. с семьей она переезжает в Хабаровск, a c l926 по 1931 г. живет во Владивостоке. И в Хабаровске и в Владивостоке работает как член Совета Хабаровского и Владивостокского особого отделения политкаторжан в различных комиссиях.
С середины 1931 г. уезжает в Москву. С этого времени до 1935 года работает в детской комиссии общества политкаторжан. После 1935 г., когда она получила постоянную квартиру, стала работать в культ-комиссии при домоуправлении, где работала вплоть до 1946 г. с перерывом с 1941 по 1943 г., когда была в эвакуации. По возвращении из эвакуации работала в активе при Куйбышевском райсобесе, исполняя различные поручения по обследованиям пенсионеров и обслуживанию их.
В 1975 году Фиалка умерла в возрасте 87 лет. После себя она оставила воспоминания о ссыльных Нерчинской тюрьмы и фотоальбом, уникальный и единственный в своем роде. Она боролась за свободу, в отличии от других, тех, кто молчал. Горько очень. Может, поэтому и стало возможным забыть этих людей. Мы и сегодня своим равнодушием даем пример для подражания молодому поколению, осквернять и разворовывать наше общее бесценное историческое достояние...
В свое время великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: "Не уважение к предкам есть первый признак безнравственности".

Поздняков Александр  краевед


Рецензии