Так случилось...

Не долго выносить я мог его лучи,
Но видел: как металл, что вынут из печи,
Оно бросало искр блестящих вереницы.
Данте Алигьери (пер. О. Чуриминой)




      С человечеством происходят события, которые впоследствии входят в историю. Наиболее запоминаются явления ужасные, связанные, в большинстве своём, с войнами и бесчинствами человека, деградацией его души и мировоззрения. Сейчас в нашей исторической памяти ещё теплы воспоминания о Второй Мировой войне (1939-1945). Её события сейчас заняли такое положение на временной шкале, что мы уже можем рассмотреть их более объективно, нежели во времена послевоенные (50-60-е годы). Но в то же время, уже можно фальсифицировать, подтасовывать факты, начинать забывать о бесчинствах фашистской армии... И задача работников искусства - помогать широкой аудитории узнавать о правдивых фактах того времени, продвигать идеи неправедности, жестокости и бессмысленности военных действий... Таков "Рай" Андрея Сергеевича Кончаловского.
      Многие современные кинопроекты подвергаются критике или даже не доходят до зрителя в виду искажения данных, ведь съёмочной группе исторического кино хочется сказать о многом, но хронометраж не позволяет им рассказать обо всём, что происходило в то или иное время. Фильм "Рай" правдив в изображении исторических событий, хоть он и не ставит себе первостепенной задачей документальность изображаемого действия. Он стремится показать душевные переживания его участников, но не искажает тех данных, которые приводит, то есть, например, в разговоре друзья-фашисты затрагивают имя Евдокии (Дуни) Эфрос, бывшей когда-то возлюбленной А.П.Чехова, которая действительно погибла в концлагере Треблинка, это реальное имя с реальной биографией... Правдиво показана и фигура Генриха Гиммлера. Он награждает молодого арийца Хельмута кольцом «Мёртвая голова», что означает принятие молодого арийца в созданный лично рейхсфюфером нацистский орден, который существовал в действительности. Также отчётливо показаны причины Второй Мировой войны. О них говорит Хельмут. Кризис, упадок, словно туманом окутывают Германию, появляются двенадцатилетние проститутки на улицах, Германия, как отмечает фашистский офицер, «летит в пропасть», не видя выхода из охватывающего отчаяния. После Первой Мировой войны Германия как страна будет унижена Версальским миром, и руку к этому приложат страны Антанты, особенно Франция, давно имевшая виды на Эльзас и Лотарингию, перешедшие к Германии в результате франко-прусской войны (1870-1871), в которой погиб родственник Хельмута. Всё это передаётся в художественно-образной форме с двух ракурсов: повествования и исповеди главных действующих лиц.
      В исповеди участвуют три персонажа: русская эмигрантка Ольга Каменская, княгиня; инспектор концлагерей, убежденный в начале фильма фашист Хельмут и француз-коллаборационист на службе гестапо Жюль. Отношения между ними сплетаются будто в "треугольник ненависти", француз мечется между желанием «переспать с этой русской княгиней» и угождению немецкой стороне, жалеет перед Богом о том, что не смог дожить до приватного свидания с Ольгой. Хельмут желал совместной жизни с русской эмигранткой, это желание даже приводит его к выводу, что идея создания фашистского Рая его утопична. Но Хельмут греховен так же, как и Жюль. Душа Ольги же чиста. Она думает о тех детях, которых не смогла уберечь от ужасов концлагеря, идёт на смерть вместо той, кто может спасти мальчиков, виновных лишь в своей национальной принадлежности. И только она входит во врата Небесного Рая, получает спасение души во время беседы, похожей на некий допрос на камеру с признанием собственной вины. Хельмут и Жюль не признают своих грехов, не говорят о том, что были причиной гибели многих людей, среди которых были и дети, поэтому и Рай не открывает им свои врата. Сама исповедь построена из намеренно грубо смонтированных кадров, отретушированных под старинные киноленты. Конечно, поначалу видна та несхожесть с историческими кинохрониками, но потом, вовлекаясь в ход истории, зритель привыкает к такому построению черно-белых кадров, вовлекается в сюжет и следит за его развитием. Участники исповеди показаны крупным планом, с одного ракурса, но это однообразие не утомляет, а навязывает зрителю желание узнать развязку этой истории, то есть такое постоянство придаёт сюжету динамичность.
      Возвращаясь к теме Рая и рассуждая об этом в части-повествовании, режиссёр показывает, что фашистские офицеры крепко убеждены в божественности их идеологии, которая якобы строит Рай на земле и этому строительству мешают другие народы и нации. Эта вера подкрепляется у Дитриха Фогеля, друга Хельмута, психотропными средствами, доводя гаупфюрера до умалишённого состояния, в котором он делает вывод о бессмертии «истинных фашистов», «сверхлюдей». В наше время разрабатывается теория трансгуманизма, то есть снова пересматриваются понятие человека и его жизни. Трансгуманисты утверждают, что создание робота-постчеловека при помощи компьютерных технологий, который будет вести себя и жить, как обычный биологический вид, но не узнает старости, болезней и заживёт вечно, лишится негативных черт и будет счастлив... То есть Земля превратится в Рай. Ведь, по мнению трансгуманистов, смысл жизни - это наслаждение ею (гедонистические идеи). И постчеловек становится таким же сверхчеловеком, но к чему эта модернизация приведёт? Если оглянуться на опыт фашистского Рая, то, на мой взгляд,  ни к чему хорошему.
      К вопросу о смысле жизни приходят и главные герои кинофильма. Жюль видит его в материальных ценностях, поэтому подчиняется новому режиму, идёт на службу в гестапо, обрекая других людей на страдания, не задумываясь об их жизни и здоровье, хоть он и знает о скоротечности существования, в его памяти ещё живы воспоминания о трагичной смерти отца. Хельмут и Фогель считают, что смысл жизни - это счастье. Они хотят наслаждаться своим существованием, и это, по их мнению, им даст идеология и Земной Рай, но это заводит их жизни в тупик: Фогель - законченный наркоман, Хельмут любит женщину, но не может быть с ней, потому что идеи фашистского Рая не распространяются на славянку. Но небесный Рай "для всех, Там все равны" (даже одежда у покойных, представших перед Богом одинакова по покрою, цвету и фактуре, она похожа на робу узников концлагерей), а новый, земной строится на принципе неравенства. Он однобок: приносит счастье и наслаждение только одним людям, поэтому его постройка получается неустойчивой, кособокой и разрушается, так как чистокровных арийцев меньше, чем представителей других национальностей вместе взятых, да и к чему это деление? Ольга, задумываясь над этим вопросом, говорит, что была в одном концлагере с женщиной-еврейкой, но никто не знал, что она еврейка, внешне это не слишком заметно, но эта женщина способна на милосердие и добрые поступки (спасает двух еврейских мальчиков, Янека и Данека). Ольга видит смысл жизни в любви, говорит, что нужно жить ради кого-то.  Хельмут тоже приходит к тому же выводу, поэтому хочет бежать с возлюбленной в Швейцарию (нейтральную на тот период времени страну).
      Также идея Рая, доводившая Хельмута до тошноты, рушится в соприкосновении с земным Адом, устроенным фашистами, - концлагерями. "Рая без Ада не бывает", - говорит ему оберштурман лагеря в Треблинке. Этот Ад имеет свои печи, в которых люди не мучаются, конечно, вечность, но уходят в "норму уничтожения". Как же страшны эти слова, если учесть цифру, которую называет Краузе - 10 тысяч в день! В лагерях люди становятся, как говорит Ольга, «ботинками», никому ненужными, забытыми и несчастными. Груда очков - вот что остаётся от их земного существования. И даже этих заключенных обкрадывают фашисты, не докладывают еду, верша «масштабное воровство». Крадут и изможденные заключенные. Они борются за имущество умерших, снимая с них одежду, обувь, забирая сигареты и личные вещи. Узники не могут ни о чём думать, кроме насущных вопросов: еды, сигарет, на которые можно выменять всё, но добывание которых мерзко порой. В концлагере душа людей мельчает. Среди немецкого командования процветает коррупция. И начальник концлагеря говорит, что с помощью её можно хоть немного приблизить тех, кто недостоин наслаждения, к Раю, что заключается в словах: "Мир без коррупции был бы абсолютно бесчеловечен".
      Неправедные ужасы Рая, творящиеся в лагерях, иллюстрирует фрагмент дантевской "Божественной комедии", который читает одна из заключенных. Это фрагмент из главы "Ад", где присутствуют слова: “Оставь надежду, всяк сюда входящий (Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate)”. Военная драма упорно связана с произведением Данте не только этими её строчками, но и отражением событий в виде сопоставления двух противоположных местностей: мечтами о Рае и действительностью Ада. А также сценой в туманном лесу, похожей на начало произведения Данте Алигьери. Перед зрителем предстаёт дремучий лес, в тумане которого скрываются люди. Кто они грешники или души жертв тех зверств, совершённых фашистской Германии?
      Международная премьера фильма состоялась 8 сентября 2016 года, на российские экраны драма попала 19 января 2017 года.  Так случилось, что я посмотрела «Рай» 27 января в День памяти жертв Холокоста и впечатления были усилены репортажами новостей об этой памятной дате. Фильм производит сильное впечатление, заставляет задуматься над судьбами людей, погибших столь трагически и несправедливо в концлагерях, ценностью жизни и её смыслом...


Рецензии