Разорванные временем Глава10 Замороженная временем

В тот год новые беды все обрушивались на нее, ибо через несколько месяцев не стало и Розы.
Бережливый Яша не оставил ее нищей, но,  деньги для Лиды  почти утратили смысл, она обходилась очень малым  и даже не проживала свою небольшую зарплату.
После смерти Розы Лида совсем сникла, перестала спать. Медицина бессильна против горя: ни успокаивающие, ни  снотворные не приносили ей облегчения.
Лида чувствовала себя за живо похороненной в своей любимой квартире.  Где уж ей было следить за тем,  что творилось вокруг, а беспощадное материальное  бытие наступало: обесценивались деньги. Она не замечала, не понимала до какой степени грозит ей материальная катастрофа.  Дочка зачем-то все приставала: просила купить машину, но она не соглашалась, у них уже была одна.   Замкнувшись в своем раненом, кровоточащем внутреннем  мире, женщина и глазом не моргнула, как
все Яшины сбережения разом сгорели в огне беспощадных, бесчеловечных реформ.
Два человека тихо поддерживали ее в это сумеречное время:
Павел и Ефим. 
Узнав о ее бедах, начал бомбить сочувственными  звонками Павел. Почувствовав ее отчаянье,  не надолго приехал. Она так была ему рада!
Лида была благодарна за любую моральную поддержку, но как мужчина Павел ее  не интересовал.
- Я не хочу причинять никому горя, постановила она  для себя твердо и бесповоротно.
Павел  давно оброс внуками.  Ее наивную, удивило что он  проявил излишний интерес к ее материальному положению,и уж совсем сразило, когда он, вдруг, предложил ей  вместе уехать за границу.
Буря поднялась в душе  от его неожиданных  заявлений. Значит не старая любовь, не сочувствие, а желание решить свои проблемы им двигало.
Лида опешила. До нее дошло, вдруг, насколько ее старый друг стал  меркантилен, к тому же  рассматривает ее как  средство передвижения.
 Ей от этого  стало тошно вдвойне, но нуждаясь в общении, она сдержалась и  сразу не послала его к черту, а лишь  вежливо отказалась.
- Он корыстен и мне больше вовсе не друг, а, жаль...  Сделала она неутешительный вывод.
- Да она чокнулась совсем, подумал Павел, выслушав решительный отказ.
Он  такого поворота не ожидал, Лида его раздосадовала.
Вдовой она стала столь порядочной, что  вообще не желала разбивать чью либо семью и приносить горе кому бы то ни было, а тем более Оксане.
А Оксана, добрейшей души женщина, звонила ей без конечно, все пытаясь поддержать.
И, казалось, была так искреня в своем желании утешить и помочь.
- Неужели она, глупая, не догадывается об истинных намерениях своего мужа? Задавала себе вопрос Лида. Во всяком случае не мне ее  посвящать,  бедняжка, он ей себя еще покажет.
Все это было слабым шумом не утешением, а отвлечением,  ибо  жизнь  навалилась на Лиду со всей свей холодной, молчаливой  беспощадностью, отгородив от привычного ей семейного мира. Она бы еще все это как нибудь преодолела, но  дочка,  встав на ноги,  вдруг, припомнила все ее былые  попреки и без особых объяснений просто  перестала с ней общаться, запрещая даже  видеться с внуками.
-Как же так думала Лида, ведь я отдавала ей все. Я совсем перед ней ни в чем не виновата А она прицепилась к не понравившимся, в сердцах мной  сказанным словам.
Она, простушка,  не догадывалась, что избалованная всеми любимая дочка Галя, выросла бездушной эгоисткой и взяв от них все, не считала теперь  нужным даже поднять трубку и поинтересоваться ее здоровьем. Этот удар добивал женщину изо дня в день.  Не в силах с этим смириться: все ждала, надеялась,  вздрагивая от каждого телефонного звонка.
Но, напрасно. Глухая, ледяная стена безмолвия не нарушалась ни телефонными звонками, ни детскими голосами.
Все попытки примирения пресекались дочкой на корню. Трубка телефона швырялась с непреклонным постоянством, внуки росли рядом, а она теперь уже даже не знала как они выглядят.
Тишина, убивающая, застывшая во времени,  заставляла искать выход.
 Казалось  давно не было между супругами особой любви, а вот одного не стало, а другая погрузилась в депрессию. Живя, как во сне, Лида,спасаясь, все  продолжала автоматически ходить на работу, где  не на долго отвлекалась от своего бесконечного горя.
Потихоньку, не заметно  холодное, безразличное  время уносило, отодвигало ее от года потерь:  Месяцы  одиночества  перерастали в годы, воспоминания заволакивались туманом, боль медленно притуплялась, семейная жизнь забывалась, погружаясь в туман вечности. Глухое, безвыходное одиночество - удел вдов, медленно, беспощадно убивало.
  Пенсия  была не за горами, когда  страшные сокращения и безработица ледяным дождем свалились на беззащитную, вдовью  Лидину  голову .
 Привычный ход налаженной издавна жизни неожиданно еще раз сломался:  во всей огромной стране, пронесся разрушительный  ураган  перемен и  каждая  песчинка на этой многострадальной земле ощутила кошмарную, беспощадную силу  сломанного времени...
Когда Лида  понемногу стала возвращаться к жизни, с трудом, выходя  из  ступора автоматического существования,до нее наконец дошло, что сгорели, враз  исчезли все накопленные за жизнь деньги.
- Я бы сама отдала их все, если бы могла вернуть Яшу и наладить отношения с дочкой, с грустью подумала Лида. 
Но вернуть человека  от туда также  не возможно, как  достать Луну.  А кушать здесь и сейчас даже вдовам необходимо...
Деньги обнулили так,  что  на жизнь  перестало хватать.
Зарплату перестали платить во время и давно забытый призрак голода вернулся в ее жизнь...
Но, избалованной жизнью Лидочка  никогда не была. Она просто тупо вернулась в привычное с детства состояние бедности.   Ее это не сильно волновало, ибо деньги утратили прежний смысл, ибо на них нельзя было вернуть семью. День и ночь смешались, времена года мелькали...
Периоды бессонницы неожиданно  сменялись красочными снами, похожими на сцены из фильмов. Иногда сюжеты их были столь замысловаты, что она пачками  просматривала толкователи снов, пытаясь вникнуть в  их смысл. Однажды ей приснился Яша. Потом
 Лиде, вдруг, стали упорно сниться  эротические сны, тело ее было живо и до нее дошло, что женщина в ней еще жива и даже чего то хочет...   Надо кого-то поискать, решила она, нехотя,   подчиняясь  зову матушки природы.
Собственно далеко ходить было не надо, просто посмотреть повнимательней вокруг.
Рядом был Ефим. Он  был давно разведен и жил бобылем.
В  первый год вдовства  Лида, мило с ним общаясь, и благодаря за поддержку, на первых порах никак ему не отвечала.
Глупо, но ей казалось стыдным изменить Яше, хотя его уже не было,  от него  остались одни воспоминания, но они были еще слишком  живыми.
 Все Яшины  словечки, усмешки, выражения, анекдоты  всплывали  в ней так ярко, как никогда при его жизни. Хоть  она  тщательно,  беспощадно избавилась от большинства его вещей, но не смогла не оставить на память  кучу  мелких вещиц. Теперь она натыкаясь на эти вещицы вздрагивала, ибо видела внутренним зрением как  владелец с любовью, или по привычке  пользуется ими.  А владелец был уже тенью, игрой памяти, и след его растворялся в вязком временном тумане. Вещи же  оставались такими реальными  и на них  все еще оставались его невидимые,  но  материальные следы.
Она поймала себя на том, что часто  ищет среди прохожих людей, напоминающих Яшу.
- Да я просто с ума схожу, пыталась одернуть себя Лида. Неужели такая привязанность и есть любовь?  Откуда вдруг? Может от одиночества?  Всплыл в ее голове странный, безответный  вопрос.
Прошел сперва год, потом полтора... Она звонила- дочка сразу бросала трубку. Внуков она не видела все это время  и уже не знала как они и выглядят...
Никогда Лида не предполагала, что когда-нибудь  на нее свалится столь  глухое одиночество. Она сделала для своей  дочки все, что было в ее силах и не ожидала от нее безразличия и забвения.  Любимый ее  ребенок молча медленно  добивал ее дубиной равнодушия.
  Счастье, что она работала.  Но, неожиданно военный ее завод  развалился и она оказалась на улице.




Продолжение следует


Рецензии