Как я стала учительницей

                КАК  Я  СТАЛА УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ

           Помню себя дошкольницей. В 5 лет уже хорошо читала.   Бывало, принесут свежую газету. Папа на работе. Старшая сестра  в  школе.  Мама занята домашними делами.  А я, прочитав  все  заглавия  в  газете,  а  также  подписи  под фотографиями и рассмотрев их, начинала писать на полях газеты.   Увидела   этажерку  –  написала   «ытажерка», посмотрела на платяной шкаф – написала «шифанер». Потом шли другие слова: «стол», «стул», «кравать», «дарошка» и т.д. и т.п. Папа никогда не ругал меня за исписанные газеты. А вот сестра смеялась над тем, как я писала. Как-то мама, услышав её насмешки, заметила:
 
 - Лучше бы показала, как надо писать, чем смеяться.
        Сестра прекратила насмешничать, но заниматься со мной не стала.
                Но как-то летом она и две её подруги решили поиграть  с  нами,  дошколятами,  в  школу.   Старшие, естественно, были учительницами, а мы – учениками. Мне было скучно на их уроках. К тому времени я свободно читала детские книги, а нас «учили» читать по слогам – первые страницы «Букваря». Я считала до ста и обратно, знала, как досчитать до тысячи и дальше. Правда, не любила это занятие. А нас «учили» считать до десяти. Ну, и худо-бедно я всё же писала… Сижу на этих уроках и думаю:
 - Я бы тоже могла быть учительницей, так ведь не дадут…
        Закончилась игра. Мы понесли наши «парты» по домам: сестра несла табуретку,  а я  –  скамеечку и свои школьные  принадлежности.   Сестра,  опередив  меня, поставила в кухне табурет и убежала к подружкам. Я вошла в дом сразу же за ней, поставила скамеечку, посмотрела вслед сестре и решительно сказала:
 - Ну, и пусть! Они игрушечные учителя, а я вырасту и стану настоящей!
        Прошли годы. Я немало поработала в школе, и как-то                сами собой у меня получились незатейливые стихи о моей детской мечте.
                Я с детства мечтала
               И с детства я знала:
               Мне в школе трудиться.
               И я понимала,
               Что надо учиться.
               Тогда же охотно
               Дала я обет:
               В школе работать
               До старости лет.
               Я в школе хотела
               Учить ребятишек.
               Немало успела
               Прочесть разных книжек,
               Чтоб детям открыть
               Путь к рассказам и сказкам,
               Чтоб детям дарить
               Радость знаний и красок,
               Чтоб в жизни не знали
               Они черноты,
               Чтоб было побольше
               У них красоты.
        Так  случилось,  что  все  свои  годы  учёбы в школе я присматривалась к учителям, как бы примериваясь к ним. На одних хотела быть похожей, а о некоторых думала, что они случайно попали в школу, что на самом деле они вовсе и не учителя.   Это не удивительно.  Ведь я училась после Великой Отечественной войны, когда не хватало учителей-специалистов.
        И сегодня вспоминаю полюбившихся мне учителей. Нашим классным руководителем был учитель биологии Александр Ананьевич. Это был высокий молодой человек, только что вернувшийся из армии.   Мы учились тогда в шестом классе. В первом полугодии заканчивали изучать «Ботанику», начатую ещё в пятом. Как-то мне пришлось рассказывать о том, как прорастают зёрна растений. Начала свой ответ бойко – урок знала. И вдруг запнулась… забыла, как  называется  то,   что  растворяет   в  зерне  вещества, необходимые  для  питания  будущего  растения.   После заминки  продолжила  рассказ,   избегая  употребление термина, говоря: «Это вещество».
 - А как этот фермент называется? – спросил учитель.
 - Забыла, - честно ответила я.
 - Кто подскажет? – обратился он к классу. И ему ответили:
 - Диастаз.
        Тогда  я  получила  «4».  С  тех  пор  прошло  больше полувека, а я помню это слово. Мне обидно было, что не смогла на «5» ответить любимому учителю.
        Во втором полугодии, закончив «Ботанику», мы стали изучать   «Зоологию».   И  снова   со  мной  произошёл неприятный для меня случай: я снова получила «4» и опять из-за  одного  только  слова!   На  одном  из  уроков  мне пришлось рассказывать об особенностях строения клюва у разных птиц.  Жили мы тогда на Украине.  Папа не нашёл «Зоологию» на русском языке и купил на украинском. Я всё понимала,  спокойно отвечала урок  и  тут заметила,  что одноклассники смотрят на меня и улыбаются. Понимая, что что-то не так, я поправила воротничок, потом волосы, но дети  ещё  больше  заулыбались,   а  некоторые  стали потихоньку хихикать. Закончила свой рассказ и посмотрела на учителя, а он:
 - Кто поправит ответ?
 - Она говорила «дзоб» вместо «клюв». – Это я не перевела на русский язык украинское слово «дзоб», которое часто слышала и к которому привыкла…
        Александр Ананьевич был самым высоким учителем в школе.  Нам захотелось узнать,  какого же он роста.  Наш классный руководитель часто заходил к нам на перемене. В класс не входил (классные комнаты были маленькими), а останавливался в дверях. Мы обратили на это внимание и, когда он в очередной раз остановился у входа, я, сидевшая у двери, заметила трещинку на дверном проёме как раз напротив  его  макушки.  Когда  он  ушёл,  мы с помощью линейки узнали его рост.  Каким-то образом он об этом узнал.
 - Меня  измерили?  –  спросил  он  нас.  –  А  Виктора Захаровича? – И всё: не ругал нас, не стыдил.
        Виктор  Захарович,  самый  маленький  среди  наших учителей, не случайно во время войны он был танкистом. Мы и рост нашего учителя физики узнали. Думаю, учителя прощали нам наши шалости, зная, сколько тяжестей мы, дети, вынесли в годы войны.
        Любили мы и ещё одну учительницу – директора школы, которая учила нас русскому языку и литературе. Елизавета Васильевна –тихий, спокойный человек – никогда не повышала на нас голос. Как-то, читая роман А.С. Пушкина «Дубровский», мы спросили:
 - А что такое любовь?
 - А разве вы не знаете? – с удивлением спросила она.
 - Нет, - искренне ответили мы.
 - А маму вы любите? Вы любите свою Родину? – На все эти и другие подобные вопросы мы отвечали утвердительно, но не получали   ответ на наш вопрос. – А когда станете взрослыми, узнаете и о другой любви, - добавила наша учительница и продолжила урок.
        Был случай, когда весь наш класс не захотел идти смотреть фильм «В.И. Ленин». Все ученики школы (был культпоход) шли, а мы – нет.  В  прошлом  году  мы  уже смотрели этот документальный фильм. Но мы ошибались: нам   хотели   показать  совсем  новый  документально-художественный  фильм!  Он  и   назывался  немного  по-другому: «Владимир Ильич Ленин». Нам сказали об этом девочки из соседнего класса. И мы тут же решили: сами купим билеты и пойдём в кино со всеми учениками. Фильм нам понравился. А после уроков учителя устроили в классе собрание. Елизавета Васильевна сказала нам, что ей даже в голову  не  приходило,  что  кто-то  из  учащихся  её  школы может  так  поступить.   На  собрании  были  все  учителя, которые  нас  учили.   Не  помню,   что ещё говорила  нам директор. Помню, что я не выдержала, резко вскинула руку, попросив слова.
 - Мы  не  знали,  что  будет  новый  фильм.  Нам  этого  не сказали, и мы подумали, что это старый фильм, который мы уже  видели.   Нам  случайно  объяснили  это  девочки  из соседнего класса.  Новый фильм нам понравился больше, чем старый. – Я села, а Елизавета Васильевна, обращаясь к учителям, сказала:
 - Думаю, всё ясно, - а потом нам: Мы всё поняли, собрание окончено, можете идти домой.
        И мы поняли. Поняли, что наши учителя обеспокоились нашим поступком, а потом уяснили и другое, что в нашем поступке виновата наша новая классная руководительница, не  сумевшая  объяснить  нам,  на  какой  фильм  она  нас приглашает.
          Я так подробно это описала потому, что на всю жизнь запомнила урок о внимательных и равнодушных учителях.
      Быть  внимательной  к  детям – детям,  которые  тебе доверяют, стало одним из правил моей жизни.
        Я всегда любила школу. Став ученицей средних классов, получила задание работать вожатой у младших ребятишек. На переменах играла с ними в подвижные игры. Выучила на уроке  чтения  народную  игровую  песню – разучила  её  с третьеклассницами,  а потом стали играть.  Разделю их на две шеренги – и первая, наступая на вторую, поёт: 
 - А  мы  просо  сеяли,  сеяли!  (Перед  второй  шеренгой притопывает ногами и возвращается назад, повторяя свои слова). И тогда вторая шеренга, наступая на первую, поёт:
 - А мы просо вытопчем, вытопчем! –  (И  тоже,  потопав ногами и повторяя свои слова, возвращается на прежнее место). Вот текст всей этой народной песни-игры:
А мы просо сеяли, сеяли!
А мы просо вытопчем, вытопчем!
А чем же вам вытоптать, вытоптать?
А мы коней выпустим, выпустим!
А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём!
А мы коней выкупим, выкупим!
А чем же вам выкупить, выкупить?
А мы дадим сто рублей, сто рублей!
Нам не надо тысячи, тысячи!
А чего ж вам надобно, надобно?
А нам надо девицу, девицу!
А какую девицу, девицу?
Команда, которой надо выбирать девицу, совещается, выбирает одного человека, а тот должен, разбежавшись, разорвать  цепь  у  противоположной  шеренги.  Те  же держатся крепко. Если цепь разорвал, забирает  « девицу», стоящую  в  месте  разрыва  шеренги,  и  уводит  в  свою шеренгу. Если же разорвать не удалось, остаётся пленником в этой шеренге.  Играть можно определённое время или договорившись о каком-либо условии,  например,  пять пленённых в одной команде.
        Придумывала и другие игры. Школа находилась рядом с лугом.  Весной  мы  плели  веночки  из  одуванчиков,  в которых дети потом уходили домой.   В те годы я ещё не понимала,  что мелкая работа пальчиками способствует развитию детей. Просто знала, что девочкам нравится такое занятие, нравилось им и то, что, идя домой, они встречали улыбавшихся им прохожих.
        Прошло много лет, но, видя цветущие одуванчики, я и теперь  вспоминаю  своих  третьеклассниц  -  девочек  с веночками на головках…
        Тёплой осенью и весной во время больших перемен мы любили устраивать соревнования: кто дальше или выше прыгнет, кто быстрее добежит до цели; играли с мячиком. Детям нравились эти занятия, мне тоже.
        И, когда в старших классах встал вопрос, куда пойти учиться,   кем  стать  в  нашей  будущей  жизни,   я  не раздумывала – в пединститут, стану учительницей.
               Я нашла своё место в той жизни,
               Что даёт нам свободу и кров.
               Не боюсь сказать громко: Отчизне
               Послужила полсотни годков.
               Школе я отдала свои годы:
               Я учила детей жизнь любить,
               В жизни честными быть, а невзгоды
               Стойко, с выдержкой переносить.
        И вот я – учительница. Больше 50-ти лет посвятила своей любимой работе.  И оставила школу лишь из-за болезней.  Трудно далось мне расставанье.  Особенно трудным было утро, когда не надо было торопиться в школу, где меня обычно встречали детские улыбки и какое-то радостное «Здравствуйте!» И как-то сами собой появились грустные строчки:
               Мне без вас и скучно, и печально…
               Дети в школу – я смотрю в окно.
               Всё настолько за окном реально!
               Жить без школы?!  Мне не всё равно!..
               А пока за жизнью из окошка,
               Словно птица в клетке, я слежу.
               Потому-то иногда и в школу
               На свиданье с вами прихожу.
               Я душой осталася со школой,
               Но вернуться к вам уж не могу.
               Стала жизнь моя иною, новой,
               Но со временем привыкну к ней, пойму.
        Мне  н е  н а д о  больше ходить в школу. На моём месте работают другие. А мне остались воспоминания об учителях и, конечно же, об учениках – о тех, к кому многие годы спешила…
        Мысленно  вижу,   как  вхожу  в  вестибюль  школы. Времени – плюс-минус восемь утра: ребятишки пришли в школу, раздеваются. В раздевалках стоит гомон – это дети спешат поделиться накопившимися новостями. Вдруг кто-то поднял голову, увидел меня и прокричал, чтобы я услышала:
 - Здравствуйте, Алла Петровна! – рядом, а потом и через проход оборачиваются ко мне другие.
-Здравствуйте! Здравствуйте! – слышу со всех концов и вижу улыбающиеся лица. Улыбаясь им, отвечаю:
 - Доброе утро! Удачного дня!
        И так, с улыбкой, поднимаюсь на второй этаж. Рабочий день начался.
        Всегда старалась работать так, чтобы дети полюбили русский язык, литературу. Помню: работала в пятом классе. Надо было изучать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Сводила пятиклассников в Бородинскую панораму. Впечатления от этой экскурсии у ребят были большие. И как старательно они читали на уроках стихи о подвигах русских солдат! А одна девочка – Оля – выучила наизусть всё стихотворение.
        По программе надо было написать сочинение на тему «Как я провёл день». На эту тему дети уже писали в четвёртом классе. Скучно снова писать об этом. Предложила  классному  руководителю  в  воскресенье провести игру в близлежащем лесопарке. Часть детишек с организатором внеклассной работы тайно от остальных   учеников ушла в лес. Всем остальным сбор был назначен попозже. На месте сбора мы «нашли» письмо, которое нам оставили ушедшие. По указанным координатам мы должны были их отыскать. Отправились в путь. В указанном месте нашли записку, в которой предлагалось идти по одному из двух   указанных   маршрутов.   Обсудили   и   решили разделиться на две группы и пойти   по обоим маршрутам. Бросили жребий, выбирая маршрут, и пошли каждый своим путём. Обе группы пришли к назначенному месту сбора, но одна раньше,  а другая чуть позже.   Кто пришёл первым, получил право разжечь подготовленный на специальной поляне костёр. Кроме одноклассников, нас ждал ветеран Великой Отечественной войны. Его рассказы дети слушали очень  внимательно.   Вместе  с  ним  пели  песни  времён  войны, участником которой и был наш гость. И, конечно же, дети писали свои сочинения о том, как они провели именно этот день.
        Сочинения у ребят получились интересными.
        Всякое случалось во время работы. Помню: вызываю одного ученика прочитать наизусть стихотворение, заданное на дом, а он говорит:
 - Я не выучил.
 - Плохо, -  сказала  я.  И  тут  его  товарищи  все  разом заговорили:
 - Он заикается! Он никогда не читает стихов!
 - Плохо, -  ещё  раз  сказала  я. –  Сегодня  «двойку»  не поставлю. Но на следующем уроке спрошу. -  И добавила, обращаясь к классу:
 - Выучит хорошо – хорошо и ответит. – А сама волновалась.
Права  ли  я?  И  на  следующем  уроке  не  спросила,  а выслушала мальчика на перемене, сидя рядом с ним за партой. Он слегка заикнулся всего два раза. Это была и его, и моя победа. Победа и радость.
        Многое вспоминается мне теперь вдали от школы, но когда болезни отпускают, прихожу в свою родную школу, встречаюсь с детьми, иногда готовлю и провожу детские праздники. Ведь школа – это моя жизнь.

   
                УЧИТЕЛЬНИЦА 

                Я не знаю, много ль мне осталось…
                Знаю – долгой не бывает старость.
                Впрочем, сколько ни живи на свете,
                Что-то продолжать придётся детям.
                А. Дементьев.

        Моя дочь стала учительницей. Она полюбила свою работу,  с  пониманием  относилась  к  детям.  Дети отвечали ей любовью и  уважением.
        Думаю, она не случайно выбрала свою профессию. Почему? Судите сами.
        Дошкольницей она часто играла с другими детьми в песочнице. Бывало, стоит кому-то из ребятишек взять не свою игрушку, как начинается:
 - Отдай! Это моя! – а вслед за этим и слёзы…
        Моя  тогда  ещё  маленькая  дочь  подойдёт  к ссорящимся, попросит какую-нибудь игрушку у того, кто без  спроса  взял  чужую, предложит  её  плачущему  и скажет:
 - Пока он твоей игрушечкой играет, ты поиграй его. А потом поменяетесь. Да ещё и подскажет, как можно играть вместе.
        И в песочнице снова мир – мир без вмешательства взрослых.
        Малыши знали: если упадут, Иринка им поможет и встать, и отряхнуться.
        Она рано научилась читать. Иногда выходила на улицу с детской книжечкой и читала малышам, которые собирались вокруг неё, читала книги детям и в детском саду.
        А ещё она любила играть в школу. Её учениками были куклы, мишка и зайка.
        Так и росла в ней будущая учительница.


                МОИМ  ОДНОКУРСНИЦАМ

Разлетелись девочки
В разные края…
Девочки-студенточки
Теперь учителя.
          По-разному сложилась
          Судьба тех выпускниц.
          Трудились все сначала,
          Любили учениц,
Всех девочек и мальчиков.
В заботах о них жили.
И быть людьми хорошими
Их от души учили.
          И так уж получилось,
          Что нет средь нас иных…
          Но помним мы студенчество,
          Всех помним, как живых.


Рецензии
Здравствуйте, Алла!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2018/05/12/1364 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   15.05.2018 09:44     Заявить о нарушении