Единственное письмо

 Пожелтевший тетрадный лист, в клеточку, свёрнутый треугольником, это всё что осталось от моего дяди, Понявина Ивана Николаевича. В августе 1941, ему было 23 года, младше моего сына …
      Дивизия, куда определили Ивана, была  сформирована в августе - ноябре 1941 года в Томской области как 366-я стрелковая дивизия. Формировалась дивизия с 26 августа по 9 ноября 1941 года. В составе дивизии было 4 полка, в которые входили воины из Томской, Кемеровской, Омской областей, а также из Красноярского и Алтайского краёв. На 1 ноября 1941 года входила в состав СибВО и дислоцировалась в Томске. Согласно Директиве Ставки ВГК № 004276 командующему войсками СибВО о формировании 59-й резервной армии от 2 ноября 1941 года дивизия включена в состав 59-й резервной армии и к 7 ноября приказано подготовить дивизию к переброске в Липин Бор, Боровая. 6 ноября дивизия приняла воинскую присягу и 9 ноября была отправлена на фронт со станции Томск-2. Дивизия вошла в состав 2-й ударной армии. 
       Письмо Иван написал 8 ноября 1941, перед самой отправкой на фронт. Это единственное письмо родного человека хранится в архиве нашей семьи, в каждой строчке такая пронзительная любовь и тоска по дому, что читать невозможно без слёз. Ваня был малограмотный, окончил только 3 класса и я намеренно не правила ошибки, написала так, как  писал он, как чувствовал, о чём думал. Вот это письмо.

«Пишу письмо своим Родителям  вопервых строках моего письма спишу  и уведомляю о своим здорове.  Пока жив и здоров. Первым долгом шлю Папе горячай привет и желаю всего хорошаго вашей жизни. Еще шлю горячай привет Маме свой горячай привет и желаю всего хорошаго вашей жизни еще  шлю жене Фене свой горячай привет и желаю всего хорошего вашей жизни еще посылаю своим сестричкам Мане Нюре Мане и Дусичке шлю всем погорячему привету  еще я вам собчаю папа и мама что я направил посылку вкоторой закуборино сапоги кальцоны портянки лошку мешочек в котором вы высылали посылку шотку обувку еще вам собчаю что я получал 3 письма и посылку закотору сердечно блогадарю. Получал я посылку 29 октября и сел сухари 6 ноября очень было хорошо с посылкой и еще благодарю за табак сичас я снабжон надолго и продал на 14 рубл. Еще ежли еще высылали посылку то больше пока воздержитесь  еще собчаю вам что пока ещё находимся в томским ну наверно скора уедим.  Пока вас прошу папа  и мама и все вобче простите меня можит больше неувидимся еще я вам собчаю что я очень скучился обвас и часто вспоминаю обвас  ещё раз собчаю что скучно и скучно и скучно об вас папа мама феня маня нюра маня дусичка  посмотрел бы я вас и хоть раз пообедал свами вместе да еще уснул хотя одну ночку всвоей избе  ну пока досвидания простите меня  пока воздержитесь писать пока досвидания. Остаюсь жив и здоров того и вам желаю всего хорошего вашей жизни. Сприветом квам ваш сын Иван Николаевич пока жив и здоров еще мама прошу вас ниплач сильно ато хуже сделаеш  сибе.   Сгорячим приветом  ИНПонявин.
Еще я вас прошу ешли будите писать письмо то пропишите сколько накопали кортошки  ну и пропишите посколь предпологают  натрудодень  хлеба и денег ну еще пропишите как молодьбой  управился колхоз еще собчаю вам что в томске  снег випал с 5 на 6 ноября праздник ми нибудим праздноват а будим назанятии. Писал вечером в 10 часов вечера свеча догорает кончаю писать а сердце так хочит вас всех увидеть. Пока  досвидания сприветом квам ваш син Иван Николаевич пока жив и здоров шибка нидумайте.
Н.С.О. Нарымский округ
Парбигский район
Парбигскийс/с
Колхоз Трудовик 
Получить Мальцеву Ивану Васильевичу
Г.Томск.п/я 31/ …
Понявин.                Печать  08.11.1941

     Семья так и не дождалась ни Ивана, ни похоронки… Никто не знал, где, в каких местах воевал Иван, где голову сложил?
Маме моей было 2 года, когда брат ушёл на войну, но она всегда с теплом вспоминала его. Рассказывала: «Поставит меня на подоконник, любуется и смеётся, говорит: Дусичка, ты как куколка у нас, красивая да ладная!» Сестры все были старше мамы,  а она вместо игрушки.
Год назад, в архивных документах я отыскала информацию, о том, что Понявин Иван Николаевич 1918 года рождения пропал без вести в апреле 1942 года. По документам получается,  что 2-я ударная армия генерала Власова,  в которой воевал мой дядя, зимой 1942 года попала в окружение в Мясном Бору.  Основной ударной силой этой армии была 366 СД ( 19 гвардейская ). 4,5 тысячи бойцов по донесениям потерь, считаются пропавшими без вести. Среди них и наш Иван Николаевич. Поисковые бригады ищут из года в год пропавших без вести солдат в болотах Мясного Бора, и многих находят, а наш всё ждёт, когда же найдут его…
      Уже и Дусички нет 6 лет, мамочки моей, но память о воине и защитнике живёт в нашей семье, и мы храним и перечитываем эти строчки такого маленького, но такого душевного послания молодого парня, который только-только женился, и который отдал свою жизнь, чтобы мы жили свободно.
Люди, давайте хранить Мир, который подарили наши родные ценой собственной жизни!

 09.05.2018 19:45


Рецензии
Спасибо, Анечка! Читаю и плачу. Моя мама, а твоя тётя, из того же времени.
Она работала в тылу по своему малолетству. Ей повезло пережить войну. Но образования у неё было 11 классов на двоих с моим отцом. У него 7, а у мамы-4. Письма писала редко, также неграмотно и корявенько, но с таким душевным теплом! И я берегу эти письма, хотя в них нет никакой исторической ценности, кроме истинной, человеческой душевности и бесконечного тепла.
Спасибо, Анечка! Надо помнить наших родных, простых и не героических.
Они были и живы нашей памятью.
Обнимаю. Таня.

Татьяна Белокурова   14.10.2018 19:50     Заявить о нарушении
Обязательно нужно помнить. Сейчас многие не ценят того, что имеют. Мир не ценят.
Нельзя чтобы повторилось то, через что прошли наши родители. Это было страшно...

Я люблю тебя, Танюшка. С теплом обнимаю, Аня.

Анна Швецова-Рыжикова   14.10.2018 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.