С Победой

Всё детсадовское и раннее школьное детство мы играли в войнушку - наших и фашистов. У меня, например, было два таланта: я умел потрясающе строчить языком, изображая пулемёт (потом удивительным образом утратил это умение), а также рисовать пропеллеры у самолетов. Много лет спустя бывший одногруппник по детскому саду напомнил, что ко мне стояла очередь желающих, чтобы у истребителей со звёздами были правильные пропеллеры.

И песни были соответствующие:

«Солнечный круг, немцы вокруг,
Гитлер пошёл на разведку,
В яму упал, ногу сломал,
И на прощанье сказал»...

Я потом проводил опрос среди своих сотрудников разных возрастов, пытаясь понять, на каком поколении прекратились игры в войнушку? Удалось установить лишь примерно: те, кто меня на десять лет младше, ещё вроде бы играли, а те, кто на пятнадцать, уже точно нет. Что, в общем, логично - наверно, игры были уже в ментов, бандитов и коммерсов. 

А я это к чему. Не хочу поднимать градус пафоса, продолжая рассуждать за поколения, но лично для меня точно всегда будут два главных праздника - Новый Год и День Победы. И, может, кто-то воспримет это как кощунство, но для советских людей 9-е мая было тем же, что есть Пасха для христиан. То есть смысл этого праздника - в бесконечной радости избавления от беды, затронувшей каждого , в благодарности тем, кто ее искупил ценой своих жизней, и в живой, пусть ничем с тех пор не подтвержденной, надежде, что теперь-то все будет по-другому.

Всё это, как и набившее, казалось бы, оскомину «Лишь бы не было войны», снова приобретает свой первый смысл, когда смотришь, что творят  нынешние политики по всему миру.

А если уж продолжать аналогию, миллионы погибших были для наших людей таким как бы коллективным Христом. Как сказал поэт: «Наши мертвые нас не оставят в беде»...  И точно так же погибшим построили гигантские памятники и храмы, а выжившим не дали даже нормальной пенсии и квартирки.

Кстати, ещё о ветеранах и поколениях: с удивлением понял, что некоторые из приходивших к нам в младших классах школы ветеранов войны, рассказы которых мы слушали с раскрытыми ртами, были всего на несколько лет старше меня сейчас.

Если уж зашла речь о песнях, военные песни всегда будут для меня одними из самых прекрасных, имеющих почти религиозный смысл. Вот, например, «Друзья-однополчане», которую очень любил мой папа и слова которой написал его земляк и друг моего дедушки Алексей Фатьянов. И на примере её понимаешь, почему эти песни так хороши: они настоящие. То есть Фатьянов, например, писал не об абстрактных майских коротких ночах, а вот об этих, на вязниковской земле, со всем тем, по чему так стосковались за войну: тишина - потому что «отгремели бои», разлив реки, соловьи и майские жуки, сначала черемуха, а потом сирень, только что вытесанные «новенькие ворота»... Так и встаёт перед глазами, как мы плывем на лодке по Клязьме и папа поёт ее, и у него, как я сейчас понимаю, тоже перед глазами собственные воспоминания: вернулся с войны отец с орденами и диковинными подарками; назначили его директором школы и дали новый дом; взрослые наливают, прямо как в песне, по полной за Победу и добавляют ещё за друзей, которые выпить за неё уже не могут...

Давайте и мы нальём. Всех с Днём Победы!


Рецензии