С песней в обнимку

          25 ноября 2014 г. труженику Конды Мальцеву Александру Ивановичу исполнилось 80 лет. Сейчас он уже не работает, хотя и ушёл-то с Трудового фронта совсем вроде недавно, когда ему было уже 73 года. Он не знаменитый нефтяник, не всеми любимый актёр, не прославившийся крупными денежными махинациями делец, о которых сейчас с восторгом пишут газеты. Александр Иванович -  обычный скромный лесозаготовитель, каких много в нашем районе. И, тем не менее, именно о таких тружениках хочется сказать доброе слово. Работать он начал с 12-ти лет. В то время, в глубоком тылу, боронил он на лошадях колхозное поле, сеял пшеницу, хотя, как и многие, так и не имеет статуса «труженика тыла».
           В Мортке живёт с 1969-го года. Приехал по приглашению знакомых посмотреть как живут люди в тайге, да так в ней  и остался. Тайга, как он вспоминает, встретила густой пеленой мошкары, непролазной грязью. Не было в то время асфальтированных дорог и благоустроенного жилья. Всё лето – в болотных сапогах. И, тем не менее, ему с женою и с двумя детьми эта суровая, в общем-то, жизнь понравилась. Вначале работал стропальщиком на погрузке вагонов, затем, в течение 12 лет - мастером лесозаготовок на Верхнем складе. В Лесозаготовительном техникуме учился заочно. Несладко в то время было в лесу, половина работающего состава - бывшие заключённые. А это и «чифирь» и 40-ка градусный чай. Было и оправдание: зимой в тайге холодно. Валка леса велась бензопилами. Это потом появились валочные машины, а в ту пору всё делалось вручную. И, тем не менее, именно на его участке проходила Всесоюзная школа передового опыта, причём, не рядовая, а показательная. Его соратников по работе, таких как Шитяков, Борисов, построивших сквозь тайгу лесовозную трассу на Венгель, иначе как Великими, не назовёшь. Работать с ними было трудно, но интересно. О них, и не только, тлеет в душе Александра Ивановича песня. Не случайно видимо, после того, как окончательно ушёл на заслуженный отдых, ему приглянулся Хор русской песни «Ивушка». Там его любимой  песней стала  «Мужик пашенку пахал». Впрочем, любил он и раздольные песни, типа «Даль великая», прославляющие великий русский простор.
          Сейчас он живёт один. Жена после неудачной, семь лет тому назад, операции на желчном пузыре так и не вышла из наркоза.   Дети, а их у него четверо, все уже давно имеют свои семьи и живут самостоятельно, но все с его помощью на ногах.  О них вспоминает добрым словом: «звонят часто, а то и придут проведать, да помочь чем-нибудь». В доме всё исправно, чисто – порядок Александр Иванович любит во всём. Вот и живёт не как когда-то, а с тёплым туалетом, с водяным отоплением. Всё это он, с гордостью говорит, делал сам. Вот и хочется увидеть напечатанным посвящённое ему стихотворение:

Пронеслись беспокойные годы,
словно осенью пасмурный день,
вроде нет уж былой непогоды,
но от бодрости - лишь её тень.
Всё ушло безвозвратно куда-то,
как волшебный вечерний закат,
правда, есть юбилейные даты,
но я им, если честно, не рад.
В сердце тлеет бесценная память
драгоценным волшебным лучом,
это - юности милая замять,
где коснулся к любимой плечом.
Жизнь, конечно, нелёгкая штука,
но её надо с честью нести,
можно водки надраться со скуки,
лучше – с песней в обнимку идти.
                2014 г.
PS. В 2015-м году Мальцев А.И. умер, но память о
нём осталась.


Рецензии