Гусев Александр Иванович

Родился  24  августа*  1910  года  в  селе  Студёнки  (ныне  в  черте  города  Липецк,  Россия)  в  семье  рабочего.  Русский.  Окончил  среднюю  школу.  Работал  подручным  механика  в  мастерских  «Госметр» в  Ленинграде. 
В  РККА  с  ноября  (3  декабря)  1928  года. 
Окончил  Ленинградскую  военно-теоретическую  школу  ВВС  РККА  в  1930  году.
Окончил  Борисоглебскую  военную  школу  лётчиков  имени  Осоавиахима  СССР  в  1931  году. 
14  июня  1936  года  присвоено  звание  старшего  лейтенанта.
С  1931  года  служил  в  Белорусском  военном  округе,  служил  в  4-й  истребительной  эскадрилье  младшим  лётчиком,  старшим  лётчиком,  командиром  звена,  командиром  отряда,  с  декабря  1935  года  командовал  отрядом  17-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  142-й  истребительной  авиационной  бригады. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  августа  1937  по  25  апреля  1938  года  сначала  в  качестве  командира  эскадрильи,  а  затем  командира  группы  истребителей  И-16. 
Имел  псевдоним  «Алехандро».
30  декабря  1937  года  в  воздушном  бою  с  немецкими  истребителями  Ме-109  был  ранен  в  горло,  но  сумел  долететь  до  своего  аэродрома  и  совершить  посадку.
 
    «…Оглянулся  влево  и  назад  -  никого.  И тут  скорее  почувствовал,  чем  увидел,  -  опасность  справа!  Едва  успеваю  повернуть  голову  вправо  -  сверху  и  сбоку  на  меня  пикируют  два  «мессера».  Резко  даю  ручку  управления  от  себя,  бросаю  машину  вправо  и  вниз.  Но  поздно.  Очередь  «мессера»  пришлась  по  кабине  моего  самолета.  Но  на  какую-то  долю  секунды  раньше  я  подал  голову  назад,  к  бронеспинке.  А  в  следующее  мгновенье  меня  будто  со  всего  маху  палкой  ударили  по  горлу.  Боли  еще  не  было,  только  удар,  перехвативший  дыхание.  Стало  жарко  на  груди.  По  ней  потекло  что-то  горячее.  Именно  что-то.  О  крови  я  сразу  и  не  подумал.  Левой  рукой  схватился  за  горло.  И  только  теперь  почувствовал  сильную  режущую  боль.  Она  заставила  меня  едва  не  скрючиться.  Гляжу  -  перчатка  в  крови.  И  по  лицу  течет  кровь.
     В  сознании  удары  сердца  отбивали:
     «Ранен…  Ранен…»
     Выровнял  машину  -  слушается.      
     «Значит,  пока  еще  все  в  порядке…»
     Под  прикрытием  товарищей  я  повернул  на  свою  территорию.  Чтобы  уменьшить  кровотечение,  прижал  к  горлу  шарф.  Чувствовал  я  себя  вроде  бы  нормально,  мысли  ясные:
     «Скорее,  скорее  на  аэродром…  Крови  я  теряю  много…  могу  впасть  в  забытье…  Скорее,  скорее  на  аэродром!»
     Где-то  у  горизонта  я  уже  вроде  бы  различал  посадочную  полосу.  Но  тут  мысли  начали  путаться,  в  голове  поднялся  перезвон,  перешедший  в  гул,  в  глазах  поплыли  разноцветные  круги,  а  потом  серая  пелена  смешала  краски.  Какое-то  странное  состояние,  похожее  на  чувство  невесомости,  овладело  мною.  Стало  все  равно  -  доберусь  я  или  не  доберусь  до  аэродрома.  Совершенно  все  равно.  Замелькали  обрывки  неясных  мыслей-воспоминаний,  застывшие,  будто  на  фотографии,  образы.  Затем  темнота  обволокла  меня.  Очнулся  будто  от  толчка.  Вероятно,  какие-то  координационные  центры  в  мозгу  подняли  переполох.  Словно  в  тумане  увидел,  что  самолет  с  большим  углом  пикирования,  сильно  кренясь  и  медленно  вращаясь,  падает  на  скалы,  клыками  торчащие  внизу.  Чувство  грозящей  опасности  как  бы  встряхнуло  меня. 
     Я  весь  подобрался.  Мысли  прояснились.  Вцепившись  в  ручку  управления,  я  вывел  машину  из  пикирования,  убрал  крен  и  прекратил  вращение  самолета.  Посадочная  полоса  была  уже  близко.  «Сколько  же  времени  я  находился  без  сознания?»  Не  теряя  больше  ни  мгновения,  с  ходу  пошел  на  посадку.  Выпустил  шасси,  выключил  на  всякий  случай  двигатель,  выровнял  машину.
     «Я  дома…  Расчет  на  посадку  нормальный…»  -  это  последняя  мысль  перед  новым  провалом  в  апатию  и  темноту…»
     (Из  книги  А.  И.  Гусева  «Гневное  небо  Испании»)

После  излечения  продолжал  участвовать  в  боях.
Всего  в  Испании  произвел  140  боевых  вылетов,  участвовал  в  32  воздушных  боях,  лично  сбил  3  истребителя  и  1  в  составе  пары.
2  февраля  1938  года  присвоено  звание  капитана.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
С  мая  1938  года  по  февраль  1939  года  служил  в  должности  помощника  командира  59-й  истребительной  авиабригады  ВВС  Ленинградского  военного  округа.
5  июля  1938  года  присвоено  звание  майора. 
15  августа  1938  года  присвоено  звание  полковника.
В  1939  году  окончил  КУКС  при  Военной  академии  Генерального  штаба  РККА. 
Участвовал  в  советско-японском  вооруженном  конфликте  в  районе  реки  Халхин-Гол  со  2  июня  1939  года,  был  командующим  ВВС  1-й  армейской  группы. 
С  сентября  1939  года  служил  в  должности  заместителя  командующего  ВВС  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  освободительном  походе  Красной  Армии  в  Западную  Белоруссию  в  сентябре  1939  года.
В  октябре - декабре  1939  года  в  составе  правительственной  комиссии  находился  в  Германии.
29  ноября  1939  года ему  было  присвоено  воинское  звание  «комбриг».
Служил  заместителем  командующего  ВВС  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  декабря  1939  года  в  должности  заместителя  командующего  ВВС  8-й  армии,  а  с  января  1940  года  -  в  должности  заместителя  командующего  ВВС  15-й  армии.
В  апреле  1940  года  присвоено  воинское  звание  «комдив».
С  апреля  1940  года  был  командующим  ВВС  Одесского  военного  округа.
4  июня  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  генерал-майор  авиации.
В  октябре  1940  года  был  назначен  командиром  30-й  авиационной  дивизии.
С  24  января  1941  года  командовал  17-й  смешанной  авиационной  дивизии  ВВС  Киевского  особого  военного  округа.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  1941  года. 
Воевал  на  Юго-Западном  фронте,  принимал  участие  в  приграничном  сражении  на  Западной  Украине,  в  Киевской  оборонительной  операции  и  в  Сумско-Харьковской  оборонительной  операции.  Продолжал  командовать  17-й  смешанной  авиационной  дивизией  до  её  расформирования  11  сентября  1941  года.  С  23  ноября  (16  декабря)  1941  года  по  15  ноября  1942  года  был  командиром  106-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО  в  составе  Бологоевского  района  ПВО.  Затем,  с  16  ноября  1942  года  до  июля  1944  года  командовал  104-й  истребительной  авиационной  дивизией  ПВО  в  составе  Архангельского  дивизионного  района  ПВО.  С  октября  (ноября)  1943  года  (июля  1944  года)  по  август  1944  года  был  командиром  328-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО,  действовавшей  в  составе  Западного  и  Северного  фронтов  ПВО.  Некоторое  время  был  командующим  ВВС  армии,  с  августа  1944  года  до  конца  войны  -  заместителем  командующего  1-й  Воздушной  истребительной  армией  ПВО,  принимал участие  в  освобождении  Беларуси  и  Прибалтики.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  различных  командных  должностях.
До  февраля  1946  года  служил  в  должности  заместителя  командующего  1-й  Воздушной  истребительной  армией  ПВО. 
Окончил  Высшую  военную  академию  имени  К.  Е.  Ворошилова  в  1948  году.
С  июня  1948  года  был  заместителем  командира  10-го  истребительного  авиационного  корпуса  в  Прикарпатском  военном  округе,  а  с  марта  1949  года – командиром  этого  корпуса,  переименованного  в  52-й  истребительный  авиакорпус.
С  февраля  1952  года  служил  в  должности  помощника  командующего  37-й  Воздушной  армии.
Окончил  военно-исторический  факультет  при  Высшей  военной  академии  имени  К.  В.  Ворошилова  в  1954  году.
С  марта  1954  года  был  старшим  военным  советником  командующего  одной  из  воздушных  армий  Народно-освободительной  армии  Китая,  три  года  провёл  в  Китайской  Народной  Республике.
С  августа  1957  года  был  начальником  военной  кафедры  Московского  лесотехнического  института.
23  декабря  1960  года  уволился  в  запас  в  звании  генерал-майор  авиации.
Занимался  литературной  деятельностью:  написал  книгу  «Гневное  небо  Испании»  (Москва,  Воениздат,  1973).   
Проживал  в  городе  Москва  (Россия). 
Умер  26  июля  1978  года.  Похоронен  на  Кунцевском  кладбище  в  Москве.

Список  известных  воздушных  побед  А.  И.  Гусева:
12.10.1937       1/2    Фиат-32            Сарагоса                в  паре  с  И.  В.  Соколовым
15.10.1937       1       Фиат-32            Гарапинильос                лично
04.12.1937       1       Ме-109**           Бухаралос                лично
22.12.1937       1       Фиат-32            Теруэль                лично

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  14  ноября  1938  года,  за  мужество  и  героизм,  майору  Александру  Ивановичу  Гусеву  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  109). 

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (14.11.1938,  05.11.1954),  пятью  орденами  Красного  Знамени (02.03.1938,***  29.08.1939,  20.05.1940,  12.07.1944,  20.06.1949),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (14.02.1943),  орденом  Красной  Звезды  (03.11.1944),  медалями  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  флота»  и  другими,  а  также  монгольским  орденом  Боевого  Красного  Знамени  1-й  степени  (18.08.1939). 

Примечания:
*     По  другим  данным,  родился  21  июня  1910  года.
**     Совершивший  вынужденную  посадку  на  республиканской  территории  пилот  этого  Ме-109  немец  обер-фельдфебель  Отто  Поленц  был  взят  в  плен,  а  захваченный  новейший  самолет  был  переправлен  морем  в  Советский  Союз  для  изучения. 
***     Орден  имел  порядковый  №  1575.


Рецензии