Гусев Александр Иванович
В РККА с ноября (3 декабря) 1928 года.
Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА в 1930 году.
Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР в 1931 году.
14 июня 1936 года присвоено звание старшего лейтенанта.
С 1931 года служил в Белорусском военном округе, служил в 4-й истребительной эскадрилье младшим лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена, командиром отряда, с декабря 1935 года командовал отрядом 17-й истребительной авиационной эскадрильи 142-й истребительной авиационной бригады.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 по 25 апреля 1938 года сначала в качестве командира эскадрильи, а затем командира группы истребителей И-16.
Имел псевдоним «Алехандро».
30 декабря 1937 года в воздушном бою с немецкими истребителями Ме-109 был ранен в горло, но сумел долететь до своего аэродрома и совершить посадку.
«…Оглянулся влево и назад - никого. И тут скорее почувствовал, чем увидел, - опасность справа! Едва успеваю повернуть голову вправо - сверху и сбоку на меня пикируют два «мессера». Резко даю ручку управления от себя, бросаю машину вправо и вниз. Но поздно. Очередь «мессера» пришлась по кабине моего самолета. Но на какую-то долю секунды раньше я подал голову назад, к бронеспинке. А в следующее мгновенье меня будто со всего маху палкой ударили по горлу. Боли еще не было, только удар, перехвативший дыхание. Стало жарко на груди. По ней потекло что-то горячее. Именно что-то. О крови я сразу и не подумал. Левой рукой схватился за горло. И только теперь почувствовал сильную режущую боль. Она заставила меня едва не скрючиться. Гляжу - перчатка в крови. И по лицу течет кровь.
В сознании удары сердца отбивали:
«Ранен… Ранен…»
Выровнял машину - слушается.
«Значит, пока еще все в порядке…»
Под прикрытием товарищей я повернул на свою территорию. Чтобы уменьшить кровотечение, прижал к горлу шарф. Чувствовал я себя вроде бы нормально, мысли ясные:
«Скорее, скорее на аэродром… Крови я теряю много… могу впасть в забытье… Скорее, скорее на аэродром!»
Где-то у горизонта я уже вроде бы различал посадочную полосу. Но тут мысли начали путаться, в голове поднялся перезвон, перешедший в гул, в глазах поплыли разноцветные круги, а потом серая пелена смешала краски. Какое-то странное состояние, похожее на чувство невесомости, овладело мною. Стало все равно - доберусь я или не доберусь до аэродрома. Совершенно все равно. Замелькали обрывки неясных мыслей-воспоминаний, застывшие, будто на фотографии, образы. Затем темнота обволокла меня. Очнулся будто от толчка. Вероятно, какие-то координационные центры в мозгу подняли переполох. Словно в тумане увидел, что самолет с большим углом пикирования, сильно кренясь и медленно вращаясь, падает на скалы, клыками торчащие внизу. Чувство грозящей опасности как бы встряхнуло меня.
Я весь подобрался. Мысли прояснились. Вцепившись в ручку управления, я вывел машину из пикирования, убрал крен и прекратил вращение самолета. Посадочная полоса была уже близко. «Сколько же времени я находился без сознания?» Не теряя больше ни мгновения, с ходу пошел на посадку. Выпустил шасси, выключил на всякий случай двигатель, выровнял машину.
«Я дома… Расчет на посадку нормальный…» - это последняя мысль перед новым провалом в апатию и темноту…»
(Из книги А. И. Гусева «Гневное небо Испании»)
После излечения продолжал участвовать в боях.
Всего в Испании произвел 140 боевых вылетов, участвовал в 32 воздушных боях, лично сбил 3 истребителя и 1 в составе пары.
2 февраля 1938 года присвоено звание капитана.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
С мая 1938 года по февраль 1939 года служил в должности помощника командира 59-й истребительной авиабригады ВВС Ленинградского военного округа.
5 июля 1938 года присвоено звание майора.
15 августа 1938 года присвоено звание полковника.
В 1939 году окончил КУКС при Военной академии Генерального штаба РККА.
Участвовал в советско-японском вооруженном конфликте в районе реки Халхин-Гол со 2 июня 1939 года, был командующим ВВС 1-й армейской группы.
С сентября 1939 года служил в должности заместителя командующего ВВС Белорусского военного округа.
Участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года.
В октябре - декабре 1939 года в составе правительственной комиссии находился в Германии.
29 ноября 1939 года ему было присвоено воинское звание «комбриг».
Служил заместителем командующего ВВС Белорусского военного округа.
Участвовал в советско-финляндской войне с декабря 1939 года в должности заместителя командующего ВВС 8-й армии, а с января 1940 года - в должности заместителя командующего ВВС 15-й армии.
В апреле 1940 года присвоено воинское звание «комдив».
С апреля 1940 года был командующим ВВС Одесского военного округа.
4 июня 1940 года ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
В октябре 1940 года был назначен командиром 30-й авиационной дивизии.
С 24 января 1941 года командовал 17-й смешанной авиационной дивизии ВВС Киевского особого военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
Воевал на Юго-Западном фронте, принимал участие в приграничном сражении на Западной Украине, в Киевской оборонительной операции и в Сумско-Харьковской оборонительной операции. Продолжал командовать 17-й смешанной авиационной дивизией до её расформирования 11 сентября 1941 года. С 23 ноября (16 декабря) 1941 года по 15 ноября 1942 года был командиром 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО в составе Бологоевского района ПВО. Затем, с 16 ноября 1942 года до июля 1944 года командовал 104-й истребительной авиационной дивизией ПВО в составе Архангельского дивизионного района ПВО. С октября (ноября) 1943 года (июля 1944 года) по август 1944 года был командиром 328-й истребительной авиационной дивизии ПВО, действовавшей в составе Западного и Северного фронтов ПВО. Некоторое время был командующим ВВС армии, с августа 1944 года до конца войны - заместителем командующего 1-й Воздушной истребительной армией ПВО, принимал участие в освобождении Беларуси и Прибалтики.
После окончания войны продолжал служить в авиации на различных командных должностях.
До февраля 1946 года служил в должности заместителя командующего 1-й Воздушной истребительной армией ПВО.
Окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова в 1948 году.
С июня 1948 года был заместителем командира 10-го истребительного авиационного корпуса в Прикарпатском военном округе, а с марта 1949 года – командиром этого корпуса, переименованного в 52-й истребительный авиакорпус.
С февраля 1952 года служил в должности помощника командующего 37-й Воздушной армии.
Окончил военно-исторический факультет при Высшей военной академии имени К. В. Ворошилова в 1954 году.
С марта 1954 года был старшим военным советником командующего одной из воздушных армий Народно-освободительной армии Китая, три года провёл в Китайской Народной Республике.
С августа 1957 года был начальником военной кафедры Московского лесотехнического института.
23 декабря 1960 года уволился в запас в звании генерал-майор авиации.
Занимался литературной деятельностью: написал книгу «Гневное небо Испании» (Москва, Воениздат, 1973).
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 26 июля 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Список известных воздушных побед А. И. Гусева:
12.10.1937 1/2 Фиат-32 Сарагоса в паре с И. В. Соколовым
15.10.1937 1 Фиат-32 Гарапинильос лично
04.12.1937 1 Ме-109** Бухаралос лично
22.12.1937 1 Фиат-32 Теруэль лично
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 года, за мужество и героизм, майору Александру Ивановичу Гусеву было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 109).
Награжден двумя орденами Ленина (14.11.1938, 05.11.1954), пятью орденами Красного Знамени (02.03.1938,*** 29.08.1939, 20.05.1940, 12.07.1944, 20.06.1949), орденом Отечественной войны 1-й степени (14.02.1943), орденом Красной Звезды (03.11.1944), медалями «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «30 лет Советской Армии и флота» и другими, а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).
Примечания:
* По другим данным, родился 21 июня 1910 года.
** Совершивший вынужденную посадку на республиканской территории пилот этого Ме-109 немец обер-фельдфебель Отто Поленц был взят в плен, а захваченный новейший самолет был переправлен морем в Советский Союз для изучения.
*** Орден имел порядковый № 1575.
Свидетельство о публикации №218050900275