Барды Великой Отечественной

Примерно со средины войны по вагонам поездов начали ходить и ползать инвалиды – безрукие, безногие, обожженные, слепые. Они не хотели и не могли просить милостыню. Они зарабатывали на хлеб, да и, что греха таить, на водку песнями. Редко кто из них аккомпанировал себе на гармошке. Да и слуха-то у многих не было, не говоря уж о голосах. Содержание песен было примитивно, чаще песня начиналась словами:
«Это было совсем так недавно
В Сталинграде прошедшей войной.
Лейтенант Украинского фронта
Пишет письма жене молодой..."
Однако нехитрое песенное повествование сильно трогало пассажиров. Многие женщины плакали. Инвалидам подавали почти все, кто что мог. У одного знакомого инвалида из нашего поселка я в 1944 году переписал его поездную песню. Воспроизвожу её так, как она была им сочинена:

Лежу я в окопе, где рвутся снаряды,
Где пули, шрапнели, как град.
        Куда ни посмотришь – всё крики да стоны
И трупы советских солдат.
Вот грохот раздался, снаряд разорвался,
И всё озарило крутом.
Ни стонов, ни криков, один лишь остался
Солдатик, засыпан землёй.
Лишь только поутру нашли санитары –
В канаве без чувства лежит.
И жить он не будет - сказали друг другу.
        Потом в лазарет отнесли.
              Лежит в лазарете и тяжко вздыхает:
              Ох, люди, подайте воды!
              Возьмите, сестрица, листочек бумаги,
              Пишите письмо для семьи.
   Пишите, сестрица, письмо поскорее
   Детям домой, милой жене,
   Что я ранен, контужен тяжёлым снарядом,
   И больше не жить уже мне.
Помните, детки, что я был солдатом,
За Родину честно служил.
Грудь украшалась Красной звездою.
Я жизнь свою честно прожил.
Одна из ночей была тёмна, холодна,
Мать газету читала детям.
Она объясняла о битве военной,
Что ужасы делаются там.
Вы видите, дети, картину в газете,
Там пули, шрапнели, как град,
Там отрывают руки и ноги,
Многие страдают без глаз.
А что же вот, мама, несчастье случится,
И будет наш папа убит,
И в это же время в окошко стучится:
Письмо получай, говорит.
Письмо получила дрожащей рукою
И первые строчки прочла,
Что я ранен, контужен тяжёлым снарядом,
И кровь с меня сильно сошла.
Прощайте, родные, что я умираю,
Далёко в чужой стороне.
Простите, не плачьте, что умираю.
Последний привет шлю семье.
И что же нам, мама, папаша-то пишет
Читать, так читай и для нас.
Дети до мамы, а мама не слышит,
Мама лежит холодна.
На детские крики соседи сбежались
И все залилися слезой.
Соседи поплакали, дети остались,
И в мире семьи нет живой.
Но Гитлер проклятый, конец тебе будет
От наших советских бойцов!
За слёзы детей, за мученье народа
Дадут тебе, гаду, урок!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.