Записки следователя или повороты судьбы

  Он сидел на кухне слушал музыку и курил сигарету за сигаретой. Настроение соответствовало грустной музыке, что раздавалась в наушниках. Идти куда-либо не хотелось.
  С утра светило солнце и люди, после вчерашнего дождя, смешно прыгали через лужи.
Это был первый выходной день Игоря.
  В школе учился почти на «отлично», занимался спортом. Олимпиады по химии и физике, потом учеба в  Московском техническом институте. Аспирантуру забросил, надо было срочно с мамой переезжать в далекий сибирский городок. Так сложились обстоятельства… Уже здесь, Игорь понял всю ненужность своего московского диплома, когда обошел практически все организации городка и оказался, как говориться, никому не нужным человеком  со своим высшим образованием.

  Помыкавшись всю неделю, все- таки решил, по совету своего нового знакомого, пойти  не куда-нибудь, а в отдел кадров милиции.  Там его приветливо встретила молодая девушка в форме старшего лейтенанта.  Посмотрев все бумаги,  она сказала, что единственное место, куда его могут взять – это следствие. Конечно  согласился – а что было делать? На одну пенсию мамы они не проживут. А это все- таки работа!

На следующий день начальник следствия Николай Семенович собрал всех сотрудников в кабинете, познакомиться со всем коллективом и заодно представить Игоря. Все 8 следователей и Игорь сидели за большим столом начальника и по очереди представлялись. Начальник, как и Игорь,  был в должности первый день.
 И, видимо, получил полнейший шок, услышав, что из следователей только один имеет высшее юридическое образование. А остальные полностью не соответствовали месту своей деятельности. Ну куда , спрашивается, понабрали технарей и химиков?

-Да… - сокрушенно выдохнул после беседы со следователями  Николай Семенович.   
 Слов у него не было. Он совершено не мог себе представить такой оборот событий.
 
- Через месяц, чтобы все пошли поступать на юридический  - все, до единого –  это было последним, что сказал Николай Семенович, видимо понимая, всю безвыходность своего положения. Как  можно бороться с раскрываемостью, если это делать фактически не с кем?

Это было вместо предисловия к моей новой трудовой жизни, не знакомой до этого момента…

     Все молча разбрелись по кабинетам, в том числе и я. Меня прикрепили стажером к единственному следователю с юридическим образованием, чем я был несказанно горд.
Так начались мои трудовые будни. Выезды на места совершения преступления и бесконечные составления всевозможных протоколов… 

Илья, мой наставник, старший следователь был в этот день дежурным. Так, что и мне пришлось с ним проработать целые сутки. Они мне показались бесконечными!

Очень боялся первого выезда. Вроде здоровый мужик, а выезд на труп! Банальное ДТП, ну не успела бабушка увернуться от легковушки. Настраивал себя еще в дежурной машине – не паниковать.  Илья нагрузил меня бумагами и заставил писать под диктовку протокол осмотра места происшествия.  Все оказалось не таким страшным, как я разрисовал данную картину еще в отделе. Посреди дороги скромно лежала бабушка , а рядом стояла хозяйственная сумка с продуктами. Ни крови, ни размазанных мозгов по дороге и валявшихся в разных местах башмаков не было. Ничего пугающего. Если не считать экспертов и сотрудников ДПС, которые деловито  бегали вокруг лежащей на дороге бабушки. 

Я старательно записывал то, что мне диктовал Илья. И, честно признаться , не понимал всех слов, что он мне говорил. Хотя почти после каждого, записанного мной предложения, Илья повторял, как заклинание – «Если, что то не понял, спрашивай…»
А что спрашивать то? Если даже не понимал зачем вообще  нахожусь здесь.
Вообще, я немного иначе представлял свой первый день в следствии. Думал, что буду присутствовать на допросах злых и матерых преступников, а здесь одни бумажки, без которых, как говорил Илья, дело в суд не направить.

Ни на обед, ни на ужин времени не было. Удалось попить чаю с напрочь засохшими печенюшками только в 12-м часу ночи.  Илья задремал, положив голову на свой стол, а мне спать не хотелось совсем. Я, приоткрыв окно, курил и смотрел на слегка посветлевшее небо. До утра было все тихо и, сдав смену, мы с Ильей разошлись по домам.

А сейчас был мой первый выходной день. Спать не хотелось, хоть и было чувство легкого отупения от бессонной ночи и заполненных мною бумаг…

А потом начались мои рутинные трудовые будни. Выезды на места совершения преступлений. Я уже ловко заполнял бланки места осмотра места происшествий и лихо оформлял «глухари». А еще через месяц, по приказу нашего начальника, направились сдавать вступительные экзамены в Высшую школу милиции. Мы пытались конечно упираться, отложить этот момент хотя бы до следующего года. Но наш шеф – Николай Семенович, был неумолим! 

- Каждый следователь должен иметь высшее юридическое образование – это аксиома и обсуждению не подлежит - сказал он нам, отправляя утром на экзамен.

Уже учась на 1 курсе Высшей школы, я осознал многие вещи, необходимые для расследования уголовного дела, которые вот несколько месяцев делал на полном автомате, благодаря моему наставнику  Илье. Иногда было смешно и удивительно узнавать новое о, казалось бы, вполне знакомых вещах. К окончанию декабря я уже был лейтенантом юстиции и, что особенно радовало, мне впервые дали расследовать первое уголовное дело с настоящим подозреваемым.

В то утро я, в новенькой форме, шел очень гордый на службу. Внутри распирала неведомая до этой поры гордость. Я сегодня впервые самостоятельно дежурил!  Вдыхая свежий запах улицы,  гордо вышагивал к отделу. Поздоровавшись с дежурным, быстро поднялся в свой кабинет.  Разложил все бумаги, поставил печатную машинку.  Предыдущей ночью было много выездов и мне сегодня предстояло самому принимать, впервые без чьей либо подсказки, решения – возбуждать уголовные дела или отдать материалы в дознание.
Долго сидеть за бумагами мне не посчастливилось – первый выезд на кражу. Вместе с нашими операми, такими же мальчишками, как и  я,  мы быстро уселись в дежурную машину и помчались по названному в дежурной части адресу… И так до самого вечера – выезды, оформление протоколов. Поесть не успели, только чай, да мамины бутерброды. Пришлось поделиться с опером Валеркой, который вечно ходил голодным и сьедал все что ему не предложишь. День пролетел практически незаметно. Присев около 9 вечера за свой стол, я только сейчас понял, как у меня гудят ноги.

Но, посидеть мне не удалось – наши опера притащили в отдел задержанного за подозрение в краже из кафе.  Достав уголовное дело, которое явно готовилось стать  «глухарем», я пошел в дежурную часть.

Как назло, начал болеть зуб. Какие допросы подозреваемых – усталый, голодный и еще этот зуб!

- Ну и где он? – спросил я у дежурного

-  сейчас приведем  в комнату для допросов – ответил дежурный Славик.
 Подпольная кличка у нашего дежурного была «Воробей», он и правда был похож на замерзшего воробья – вечно взьерошенный, ворчливый и суетившийся по поводу и без.  Но мужик  юморной, с ним никогда не соскучишься – даже в самый тяжелый момент он мог разрядит обстановку, пошутить ненавязчиво  и уже злые лица командиров расправлялись в улыбке. Да и атмосфера в дежурной части в его смену больше походила на домашнюю: уютненько расставленные стулья, свежезаваренный чай в заварнике. Все задержанные были снабжены бутербродами из запасов самого Славика,  естественно приготовленные его женой. «Добрая душа у человека» всегда думал я , когда приходил в его смену в дежурную часть.

Сейчас я сидел в комнате для допросов и ожидал задержанного, листая тощее уголовное дело, в котором не было ни одной зацепки, по которой его можно было бы привязать к этой краже. Ни отпечатков пальцев, ни свидетелей.

 Славик завел лохматого парня и усадил его напротив меня. И вот я один на один с подозреваемым.

Сидим, молчим, курим и смотрим друг на друга. А у меня в голове только одна мысль –« чертов зуб, как ты меня достал…»
После 10-ти минутного молчаливого разглядывания друг друга, я , совсем измотавшись от зубной боли, со злости решаюсь идти как говорится Вабанк .

- Видишь  -  показываю ему постановление о дактилоскопической экспертизе, в заключении которой написано черным по белому : «Отпечатки пальцев оставлены не Видеевым М.Ю.»
- Здесь написано, что отпечатки пальцев оставлены тобой – добавил я и вздохнул.

Парень нахмурился и, глянув на меня, начал рассказывать все, что они вместе со своим другом натворили прошлой ночью после совместного распития спиртного. И, как они выломали дверь в кафе, как взяли деньги, как их потом пропили.
 Такого я совсем не ожидал, это было то, что никак не входило в мои планы на сегодня. Я дал ему листок бумаги  и ручку и...  Вот  уже 20 минут, он пишет, время от времени поглядывая на потолок и грызя кончик ручки.

- Ну никак  сочинение о своих ночных похождениях ваяет- усмехнулся я про себя. 

 И, чтобы отвлечь себя от ноющей боли зуба, принялся разглядывать кабинет. Рядом с моим стулом красовался беленький выключатель.

«Интересно, дополнительное освещение что ли?» - подумал я и нажал .
 Но ничего не загорелось, тогда я нажал еще раз.  Через 2-3 минуты с огромным грохотом распахнулась дверь и в помещение вбежал дежурный с пистолетом в руке и криком «К стене, руки на стену!» .

От неожиданности мой подозреваемый выронил ручку, подскочил и, трясясь встал к стене, я тоже подскочил и, открывши рот, во все глаза смотрел на дежурного.

- Все в порядке? - Крикнул дежурный.

-Да, в порядке, вот признание пишет, в содеянном – ошарашенный доложил я ему.

Оказывается, я нажал не выключатель, как мне показалось, а тревожную кнопку.
Уже утром, при сдаче смены наш шутник капитан Славик во всех красках рассказывал, как они напугались сами, услышав звонок вызова по тревожной кнопке, как бегали по дежурке и в оружейку за табельным оружием. Долго еще посмеивались мои сослуживцы надо мной и Славиком. Но я теперь уже точно узнал  для какой цели эта кнопочка, похожая на обыкновенный выключатель.

Меня после нескольких дежурств окрестили «счастливчиком», за то, что во время моих дежурств город будто вымирал, преступлений совершалось мало, квартирных краж практически не было. Мы с операми из нашего отдела нашли старый стол для настольного тенниса и в один из вечеров кряхтя, но все таки старательно занесли его на четвертый этаж.  Отмыли, местами подкрасили и уже через несколько дней вечерами, во время так называемого «затишья», играли в настольный теннис. Это внесло некий позитив в нашу жизнь с бесконечными дежурствами и отсутствием выходных и праздничных дней.

Я уже лихо справлялся с «глухарями» и отказными материалами, а вот уголовные дела с лицами мне пока поручали крайне редко. Да и то это были наркоманы или совсем смешные кражи. При расследовании краж я иногда ловил себя на мысли, что жалею обвиняемых. Ну как, скажите, не пожалеть женщину, которая прожила с мужичком более пяти лет, а тот написал на нее заявление, что она у него две тысячи украла? И ведь реальный срок за это можно получить.  Женщина плачет передо мной, а я с детства этого не люблю. Вышел поговорить с мужиком – «забери говорю заявление, не большие же деньги. Ведь прожили не один год вместе»   

- «Нет» - говорит – «проучить хочу ее, пусть знает. Да и не нужна она мне больше, другую нашел, моложе…»

Так хотелось ему в морду заехать, еле сдержался. Но убил целых три дня, в том числе и свой выходной. Собрал кучу бумаг в оправдание женщины. Выручил  ее,  как только мог со своей стороны, за что на другой день  получил взбучку от начальника. Николай Семенович долго отчитывал меня, выговаривал. Что следователь это не адвокат и, что каждый должен выполнять свою работу. Но, женщину я спас!!! И это меня очень радовало.

На улице  весна! Так здорово с утра видеть солнышко, распускающиеся листочки и вдыхать весенний запах. А я шагаю в следственный изолятор.

- повезло так повезло!- подтрунивал сам над собой.

 Сегодня полдня придется сидеть в крохотной комнатке напротив вора-рецидивиста и знакомить его с уголовным делом. По старой традиции купил три пачки сигарет без фильтра, иначе и разговаривать не станет. И, вот я уже у КПП местного СИЗО, привычно показываю свое удостоверение, получаю пропуск и, в сопровождении дежурного помощника поднимаюсь на второй этаж. Совсем малюсенькая комнатка, с крохотным окошком вровень с моей головой.

В комнату завели  мужичка небольшого роста, сняли наручники и усадили на стул напротив меня. Как я ошибался, думая, что все пройдет достаточно гладко. Этот небольшой мужичонка с первых минут нашей беседы оказался очень даже гнусным типом. Во-первых, выразил мне свое недовольство  сигаретами без фильтра и наотрез отказался знакомиться с уголовным делом.

 Но этого ему показалось мало и он принялся стучать себя в грудь, пугать меня, что у него это шестая ходка.

- что ты знаешь?   - кричал он мне – я шестой раз иду на нары. Твои бумаги читать не хочу и подписывать не буду.   
 
    Я с таким столкнулся впервые, столько эмоций и негатива выплескивал на меня этот человек. Чтобы не поддаться тому, что мне навязывали и, стесняюсь сказать, чтобы он не увидел моих трясущихся рук, встал и подошел к окну, держа руки в карманах брюк. По дороге за окном ехал шикарный черный джип.

- ты говоришь вор? – начал я

Мужичок насторожился.

- нет ты не вор, ты дурак! А настоящий вор вон, на джипе ездит, а ты здесь сидишь! – выпалил я, заразившись его эмоциональностью.

Мужичонка опешил и, вытаращив глаза, смотрел на меня секунду – другую, а потом неожиданно громко расхохотался:

- Давай скорее твою ручку, подпишу все твои бумаги, только быстрей, пока я не забыл, что ты мне ответил. Надо братве в камере рассказать. Ну, молодец, как ты меня уделал!!!

Я конечно был в шоке от его реакции и быстрой развязки этой ситуации. Быстро подписав все бумаги и, вытащив выброшенные мной сигареты из мусорки, мужичонка привычно встал у стены , ожидая сопровождающего. Уже удаляясь из кабинета он улыбнулся дружелюбно мне.

- Как ты мне мозги то промыл, и ведь добавить нечего, прав! – сказал он мне на прощание.

 Я не вышел, а практически выбежал из изолятора на свежий весенний воздух и направился в сторону отдела. По дороге решил зайти в местную кулинарию выпить чаю и перекусить пирожками, да еще поздороваться с девчушкой, работающей там кондитером.   

Приметил ее давно, еще прошлой зимой. Она так душевно накормила  пирожками с чаем и, своей улыбкой, будто осветила душу. Каждый раз, подходя к кулинарии, не знаю почему, я начинал улыбаться, уже ощущая внутри себя теплоту от ее улыбки и синих  глаз.   

- Добрый день – поздоровался я, когда очередь дошла и до меня – мне  как обычно.
 
А потом сидел у окна за столиком, ел и тайком поглядывал в ее сторону, но подойти и пригласить ее так и не решился и в этот раз.

Уже выйдя на улицу, мысленно себя ругал за неуверенность. И, в очередной раз, поклялся себе, что в следующий раз я обязательно спрошу  ее имя и приглашу куда-нибудь. Так, успокоив себя мысленно, уже бодрее зашагал на службу.

В отделе сегодня было как в муравейнике! Все бегали с бумагами, кроме этого через тридцать минут собирали на срочное совещание. Видимо трудиться придется и на выходных тоже. Просто так срочных совещаний у Николая Семеновича не было. Начальник наш был старой закалки так, что все делалось без суеты и по плану. А если срочно – то, видимо это действительно для него оказалось неожиданным.

 Как мы и ожидали, выходные на этой неделе отменялись, все ждали приезда генерала и внеочередной проверки из самого Министерства! А мне поручили расследовать  очередное уголовное дело, но уже более сложной квалификации - мошенничество. Это было совершенно новое для меня. Поэтому в кабинете я принялся штудировать уголовно процессуальный кодекс.

Последний месяц поступило столько заявлений от гражданок с нашего района о мошеннических действиях, которые были как две капли воды похожи. Парнишка в черном рабочем халате  звонил в дверь и предлагал купить практически за копейки мешок с сахаром. Якобы он грузчик и имеет такую возможность. Женщины все, как одна, велись на его предложения и отдавали деньги. Но, естественно, никакого сахара взамен не получали. Ждали день, другой, а потом шли писать заявления в милицию. Но, кроме того, что он высокий и симпатичный на вид парнишка описаний никаких не было. Его так и прозвали у нас – «сахарный папа». Но, как говориться, сколько веревочки не вейся, конец все равно будет.

В то ранее утро, он , как обычно, одел в подьезде многоэтажки черный рабочий халат, поднялся на второй этаж  и постучал в дверь.  Открыла молодая женщина и , увидев на пороге улыбающегося парнишку, не чувствуя опасности, впустила  в прихожую. Парень, пустив в ход все свое обаяние, по отработанной схеме  рассказал
 историю про мешок с сахаром.

- у нас много желающих, а сейчас мне еще в центр ехать надо, машина ждет. – торопил он ее.

Женщина, как зачарованная выложила парню, что она тоже собирается в центр к мужу для покупки машины и, если он ее подождет, то отдаст ему деньги.  Сумку она поставила в коридоре, а сама выбежала в комнату одеваться, при этом весело рассказывая ему о своих планах на сегодняшний день.

Однако, выбежав через две минуты в прихожую, не увидела ни парня, ни своей сумки с деньгами на машину.
Вот такая история.

Но, видимо «сахарный папа» исчерпал свой лимит везения.
  Муж женщины, узнав о случившемся, поймал такси и в полнейшем шоке ехал домой к ревущей жене. В такси он рассказал водителю о злоключениях своей жены. Как водится, таксист рассказал свою историю, что недавно возил высокого и разговорчивого парня по городу, тот денег не дал, а оставил в залог свой паспорт.

- Вот так и вожу этот паспорт в бардачке, вдруг увижу этого хлюста – обреченно закончил свой рассказ таксист.

По дороге в милицию подобрали ревущую жену пассажира, виновато усевшуюся на заднем сиденье такси. Мужчина молчал,  и даже не смотрел в ее сторону. Но, видимо решил разрядить тягостную обстановку в машине. Мужчинам вообще  морально тяжело находиться рядом с плачущей женщиной.

- на вот, посмотри, не похож случайно? – передал он ей паспорт, что показал ему таксист.

Женщина всхлипывая, открыла паспорт , и ахнула

- Это он!!! Да, это точно он – закричала она.

Вот так из обыкновенного «глухаря» по воле случая, в уголовном деле появился вполне конкретный подозреваемый.
У нас в отделе такого еще конечно не видели, когда сами потерпевшие не то, что написали заявление, а еще и паспорт привезли незадачливого вора. Анекдот да и только.

Задержали парня быстро, но по другим эпизодам он шел в отказ. Все другие женщины, пострадавшие от этого мошенника не запомнили его лица. Так, что мне пришлось постараться.

Потратив массу времени на допросы потерпевших, я решил провести опознание. С утра пораньше, подходя к отделу, увидел  на крыльце отдела двух парней и попросил их мне помочь, обьяснив ситуацию. Из следственного изолятора привезли нашего задержанного.
 Когда всех рассадили по местам, я был обескуражен.
 Складывалось впечатление, что нашего задержанного привезли из салона , а не следственного изолятора.В сверкающей своей белизной рубашке, отглаженных брючках и модельной стрижкой, он очень отличался своей ухоженностью. Что совершенно меня не впечатляло.   Женщина, которая должна была опознать мошенника, тоже растерялась. А он сидел и смотрел на нее честными  глазами и улыбался! 

Видя, что наше опознание может фактически не состояться, я попросил каждого из присутствующих представиться. И тут, чудо, когда наш мошенник заговорил – женщина узнала его по голосу и манере держать одну из рук во время разговора приподнятой.

Это была последняя, завершающая стадия перед отправкой дела в суд. Как вел себя этот мошенник в зале суда можно написать отдельный рассказ. В полнейшем шоке был не только судья, но и видавший все на своем веку прокурор.Пытаясь изобразить человека больного на голову, он бился головой о стену и пытался грызть решетку! Но, получил этот, как можно его назвать в наше время, предприимчивый фантазер, вполне по заслугам.
 
Сегодня у меня на работе был заслуженный отдых.
Нет конечно, ничего совсем не делать не получится, но беготни и выездов не намечалось. Кроме всего прочего у двух наших сотрудников в этот день был день рождения. Подарки мы не покупали, да и что дарить то мужикам? Так, что решили немного посидеть вечером.
Девчонки со следствия у себя  в кабинете тушили картошку. Запах просто обалденный так и разносился по коридору!
  Я вызвался сбегать до ближайшего магазина за проставой и тортиком.  В плане у меня был заход в кулинарию. Что то давно не видел той девчушки.

Войдя в кулинарию, встал в очередь. Девчушка грустно улыбалась, обслуживая клиентов. Мне так стало жаль времени, которое я упустил! Уже почти полгода я не могу отогнать мысли о ней, а до сих пор даже не знаю ее имени. Стыдно сказать, взрослый двадцатисемилетний мужик, а боюсь это сделать. Моя мама уже махнула на меня рукой и перестала знакомить с дочерьми всех своих знакомых подружек. Видимо  смирилась, что я так и останусь холостяком, вечно пропадающим на службе.
- Добрый день- сказал я охрипшим голосом и поднял на девчушку глаза.
- Здравствуйте – ответила она и покраснела.

Я увидел, как вспыхнули ее глаза и мне стало приятно. Либо показалось, либо она тоже рада меня видеть. Это предало мне смелости. Никого, кроме нас в кулинарии уже не было, я стоял и смотрел на нее. Показалось, что прошла целая вечность.

-Вы что то хотели взять? Или Вам как обычно? – прервала она наше молчание

- Ой, извините – очнулся я от ступора

– а как Вас зовут? Давно хотел спросить, да не решался. А можно Вас пригласить вечером куда-нибудь, ну, хотя бы в кино? -Я все выпалил разом, видимо мой язык перестал бороться с моими мозгами и страхами. Инициативу можно сказать, взял на себя. Девчушка покраснела еще больше.
 
- Карина…., я согласна. Во сколько мне вас ждать? – произнесла она и улыбнулась

- В семь.  Я зайду -  сказал я и практически выбежал окрыленный из кулинарии.
 
Карина, Карина … - все повторял я , забыв о том, что хотел поесть.

Было так легко на душе! Все радовало вокруг и, даже длиннющая очередь к кассе в магазине меня не расстроила. Я стоял и улыбался,  вспоминая лицо девчушки. Вот так, значит влюбился я и мне так нравилось это необычное состояние! Так долго не мог осмелиться и спросить у нее имя, а получилось все легко и просто!!! И это меня радовало.

- Теперь надо как то отмазаться от застолья – решил я - опаздывать на первое свидание нельзя.

  В шесть часов все уже сидели за сдвинутыми столами и поздравляли Леху и Димона с днем рождения. Девчонки оказались умничками и так красиво все приготовили, по- домашнему. Оголодавшие за день опера уплетали приготовленную тушеную картошку, закусывая пирожками. Я хоть за день поел, а то со своим состоянием влюбленности совсем забыл о голоде. 

Все были крайне удивлены, что я быстро попрощался, естественно сказав, что надо срочно по делам.

И вот я на улице…. Почти бегу.  Теперь уже не просто в кулинарию, а к Карине!
Почти добежав к кулинарии, пошел быстрым шагом, чтобы отдышаться. Было не до цветов, конечно не совсем прилично, но это на тот момент было лучше, чем опаздывать на первое свидание.

Еще издали я увидел стоящую у кулинарии девушку. Я невольно залюбовался ею и даже одернул себя, что иду на свидание к одной, а уже засматриваюсь на других.  Но, когда девушка оглянулась, я просто замер на месте. Это была Карина!!!
 Даже в самых своих бурных фантазиях я не мог предположить, что та хрупкая девчонка в фартуке могла преобразиться в такую красавицу! Заходящее солнце осветило ее и казалось, что ореол света исходит именно от Карины, от ее роскошных каштановых волос. Я просто лишился дара речи от увиденного и, не нашел ничего лучшего, как просто молча взять ее за руку.

Так  и шли мы по улице, молча, держась за руку. И улыбались! Нам было просто хорошо вдвоем и говорить совсем не хотелось. Я чувствовал ее, а она меня! Сам удивлялся тому, что со мной происходило. Как будто я знал Карину очень давно и мы просто с ней не виделись некоторое время, а сейчас встретились. И я был просто уверен, что это надолго. На всю  жизнь!


   

   
   


 
      


Рецензии