Часть 3 Ромовый бунт

Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведёт до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!

   Кому не известна эта английская пиратская песенка из романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ»… А кому известно, что на австралийском континенте был «ромовый бунт»? Уверена, мало кому, а история между тем заслуживает того, чтобы о ней знали…

    Бунт начал потихоньку зарождаться в день отъезда в Англию Артура Филлипа, вместе с которым материк покинул и отряд военных моряков, нёсших караульную службу. Ему на смену заступил корпус «Новый Южный Уэльс», сформированный из солдат и офицеров, что совершили неблаговидные поступки на предыдущем месте прохождения службы.

   В отсутствии нового губернатора исполняющим его обязанности стал командир корпуса майор Френсис Гроуз. Он начал с того, что раздал все гражданские должности военным. Им же он подарил свободные земли  и каторжников, чтобы было кому эти земли обрабатывать.

    Почти 101 гектар прекрасной земли в районе реки Парраматта достался офицеру Джону Макартуру, ставшему впоследствии родоначальником австралийского овцеводства. Имея доступ к распределению всей рабочей силы в колонии, он в первую очередь не забывал про себя, что позволило ему всего через два года стать богатейшим человеком Нового Южного Уэльса.

   Офицерами полка были захвачены не только земли и должности, они прибрали к рукам всё торговлю, и спиртными напитками в том числе. Мало того, они заставляли «своих» заключённых гнать для них спирт (ну чем не помещики-крепостники?) и продавали его задорого, что приносило в их карманы кучу денег. Глядя на них, стали гнать спирт и бывшие каторжники, осевшие на земле. А если учесть, что для его изготовления требуется зерно, можно представить, куда шли зерновые запасы.

   Вот что писал об этом времени в книге «По экватору» Марк Твен: «Офицеры взялись за торговлю, и притом самым беззаконным способом… Они стали ввозить ром, а также изготовлять его на собственных заводах… Они объединились и подчинили себе рынок… Они создали замкнутую монополию и крепко держали её в руках… Они сделали ром валютой страны – ведь там почти не было денег – и сохраняли свою пагубную власть, держа колонию под каблуком лет восемнадцать-двадцать… Они приучили к пьянству всю колонию. Они спаивали поселенцев, прибирали к рукам их фермы одну за другой, и богатели, как крезы. Когда фермер вконец спивался, они сдирали с него семь шкур за глоток рома. Известен случай, когда за галлон рома стоимостью в два доллара фермер отдал участок земли, который через несколько лет был продан за сто тысяч долларов».

    Назначенные на пост губернатора сначала флотский капитан Джон Хантер, а потом капитан Филип Гидли Кинг ничего не смогли поделать с корпусом, который стали называть «ромовым». Хотя Кинг выслал в Лондон Макартура, ранившего на дуэли вышестоящего офицера, тот, словно непотопляемый Сэм, сумел выйти в отставку и вернуться в Сидней с разрешением на приобретение дополнительных двух тысяч гектаров земли для разведения овец.

    В 1806 году британское правительство назначило на пост губернатора Нового Южного Уэльса капитана Уильяма Блая, человека мужественного, отважного и упорного, а также большого сторонника строгой дисциплины во флоте. Блай начал с того, что запретил выдачу жалованья спиртными напитками, чем сразу настроил против себя весь офицерский состав полка. После очередной стычки с офицерами губернатор конфисковал торговое судно и отдал Джона Макартура под суд. Он обратился за помощью к бывшим сослуживцам, и те под развёрнутыми знамёнами отправились к губернаторскому дому. Блая арестовали и поместили под домашний арест, а потом выслали на остров Тасмания в Хобарт. Титул лейтенанта-губернатора присвоил командующий войсками, а подстрекатель Макартур заделался «секретарём колонии», как он стал себя называть.

   Такой вызов британское правительство стерпеть не смогло и послало в Сидней полковника Лаклана Маккуори с полком на смену «ромовому корпусу». Он был уполномочен восстановить на сутки несчастного Блая в должности с тем, чтобы по закону принять у него дела. И, став губернатором, отменить все решения и распоряжения о раздаче земель в период «после Блая».

   Правлению «ромовых офицеров» пришёл конец.
 
   


Рецензии