Старики

-Шарик, на место. Перестань лаять. Фу, на место!- пожилая женщина пыталась угомонить дворового пса. Тот с лаем носился вокруг машины с гостями.
- Ой, смотри, дед, кто к нам приехал! Андрюша с женой и сыном. Здравствуйте, дорогие. Какие большие стали. Вы все вверх, а мы с дедом все вниз растем.  Я сейчас на стол соберу, - бабушка засуетилась, смахнула слезинку с глаз, замахала руками и пошла в дом, стол накрывать.
- Ну, здравствуйте, гости дорогие, заждались мы вас. Давненько не виделись. Дайте хоть посмотреть на вас. Глаза счастливые, это хорошо. Ну, что у вас новенького? - пытливые глаза деда остановились на мальчике лет семи.
- Здравствуй дедуля. Еле-еле к вам проехали. Если дождь пройдет, то к вам только на вездеходе добраться можно будет. Да, вот, правнука к вам привезли. Нам срочно в командировку  на два месяца по работе надо, а сына не знаем с кем,  оставить. Хотели с матерью и отцом, да те  на юг отдыхать собрались. Возьмете на воспитание? Не трудно вам будет?- Андрей вопросительно посмотрел на деда.
- Оставляйте, это нам не впервой. Четыре сына, десять внуков. Вот теперь и правнук. И не бойтесь ничего.  Мне хоть и восемьдесят лет, а сила еще есть, да и здоровье, слава Богу, не подводит.  И бабуля будет очень рада. Ей без детей дом пустым кажется. Ну, покажись правнучек. Что ты все за папку прячешься.
 Мальчик вышел из-за папиной спины.
- Ой, какой беленький! Лето в разгаре, а он как Снегурочка.
- Я не Снегурочка, я Славик,- мальчик обиделся и спрятался снова за папу.
-Дед, ну ты чего, правнучка, пугаешь? Пойдемте за стол.  У меня все готово. Как будто знала, что вы сегодня приедете, пирогов с капустой напекла. Пойдем правнучек, - бабуля взяла Славика за руку и повела в дом.
В доме вкусно пахло пирогами. На улице жара, а здесь прохладно.
-  Ну, садитесь, гости дорогие. Угощайтесь на доброе здоровье, чем Бог послал.
- Вкуснее, чем у тебя, бабуля, пирогов, я нигде не ел, - Андрей уписывал за обе щеки пироги и запивал парным молоком. Славик кушал плохо. Жена Андрея тоже, она лишь из вежливости попробовала. Пирогов она давно не ела, боялась поправиться.
- А как же вы тут живете? У вас нет ни телевизора, ни холодильника? Ни электричества? – жена Андрея обводила глазами обстановку в доме.  На окошках беленькие  занавески с вышитыми цветочками, да горшки с геранью. На полу самотканые половики. Под окнами лавки. Русская печь, обеденный стол, две спаленки за занавесками. Все очень чисто, но так не привычно.  Нет ковров, диванов, удобных кресел. Как же она оставит тут сына? Чем его будут кормить? Её растерянный взгляд не ускользнул от деда.
- Человек в чистоте должен жить: душой и телом. А еще порядок должен быть: в доме, в делах и мыслях. А все ваше богатство - понятие относительное. Вы у нас есть - это наше  богатство. Нам всего хватает. Может это нам вас впору жалеть, - дед насупился.
- Вы меня простите, я не хотела вас обидеть. Мне Андрей про вас так много хорошего рассказывал, но Славик часто болеет и плохо кушает. Молоко он не пьет, у него аллергия. Еще мы продукты привезли, колбасу, конфеты и одежду.  Я за него переживаю. И телефона у вас нет, позвонить мы не сможем.
- Да, не переживайте. Твой муж Андрей у нас каждое лето жил,  он тебе все расскажет. А Славику у нас понравится. Поезжайте, а то долгие проводы, лишние слезы. Все с вашим сыном  хорошо будет, глаз с него не спущу.  Продукты у нас все есть. Раз в месяц, если хорошая дорога, автолавка приезжает.  Раньше деревня большая была, магазин был, а теперь вот вдвоем на всю деревню остались. Кто в город уехал, кто помер. Молодые здесь не хотят жить.
     Вечером мама долго обнимала сына и все ему что-то наказывала. Чтобы зубы чистил, купаться один не ходил, дедушку с бабушкой слушался, чтобы грязными руками ничего не ел и многое другое. Родители переночевали и утром  уехали.
- Ну, пойдем, внучек, я тебе все у нас тут покажу, - дед протянул Славику руку.
- Мне сначала надо переодеться.  Мама в этой одежде не разрешает гулять,- мальчик потупил взгляд.
- Очень хорошо. Одежду надо беречь. Сейчас мы переоденемся. Столько внуков у нас жило, одежды скопилось, что целый батальон одеть можно. Бабуль, принеси нам что-нибудь подходящее, а эту одежду мы снимем и уберем. Родители приедут, достанем,  все будет целое и невредимое.
Бабушка принесла штаны, рубашку и соломенную шляпу с полями.
- Больно ты у нас беленький. От солнца поберечься сначала надо. А потом обветришься, и можно будет без шляпы ходить,- она подавала ему одежду.    
Наконец внук вышел во двор.
- А сандалии зачем?- дед уставился на ноги мальчика.
- А разве можно ходить без обуви? А вдруг я занозу посажу или ногу порежу?
- Ну, занозу вытащим, а если порежешься, то у нас зеленка и йод есть. От этого никто не умирал.  Жарко тебе в обуви будет.  Зимой, конечно, обувь обязательно нужна, но если есть возможность летом босиком ходить, то надо этой возможностью  пользоваться.
Мальчик нерешительно снял обувь, носки и ступил на траву.  Она была мягкая и прохладная.
- А теперь давай сделаем метель из одуванчиков. Смотри сколько их у нас во дворе,- сказал дедушка и подул  на них. Поднялось  белое облачко.
Мальчик тоже подул, но слабо, лишь несколько пушинок поднялось в воздух.
- Мне вот восемьдесят лет. Просто тело стало старое, да войной еще немножко подпорченное, а внутри меня я не старый. Мне тоже лет восемь внутри. И никак я не привыкну, что не могу с тобой  бегать. А на иных детей смотришь и кажется, что им восемьдесят лет. На самом деле они еще совсем маленькие, а глаза стариковские.
Славик присел к деду на крылечко. К ним подошла собака.
- А вот и Шарик пришел к нам. Погладь его и не бойся. Он очень умный пес, детей никогда не обидит. Будет тебя в лесу охранять.
Мальчик погладил собаку. Шерсть  жесткая. Было жарко, из пасти свисал розовый язык.  Славик и язык потрогал.
-Деда, а там что?
- Там ледник. Пойдем, я тебе покажу. В нем лето с зимой встречается. Иногда, когда очень жарко, захочется зиму вспомнить. Зайдешь в ледник, постоишь, замерзнешь и на улицу выскочишь. Лето  оно все-таки лучше зимы.
Внук осмотрел ледник. Углубление в земле заполнено льдом и снегом. На нем  были уставлены крынки с молоком, творогом, сметаной, замороженными ягодами и прочими припасами.
- Ну, пора нам искупаться. Пойдем, я тебе речку покажу. Только одному на нее ходить не надо, меня или бабулю позови. Мы всегда с тобой сходим.
Шарик пошел вместе с ними.
- Ну, купайтесь с Шариком. А я тут на травке посижу. Я бы тоже искупался, да радикулит меня замучил. Боюсь застудить спину. Мы с твоим отцом эту речку переплывали, - и дед  уселся на берегу.
Мальчик боязливо зашел в воду. Плавать он не умел. К нему подплыл Шарик.
- А ты держи его за спину и ногами болтай.  Смотри, как он лапами бултыхает. Шарик тебя быстро плавать научит.
Мальчик взял Шарика за спину. Отходить от берега он побоялся. Плавать  не научился, но с собакой  по берегу бегал и в воду прыгал, и брызгался.
-Ну, пойдемте. А то бабуля заждалась. Обедать пора.
По дороге домой мальчик шел с дедом за руку и спрашивал: «Дедушка, а как ты определяешь, что пора обедать? По часам?»
- Зачем мне часы. Вот смотри на подсолнух. Он с солнцем дружит, потому и сам на солнце с лучами похож. Как смотрит подсолнух на реку, значит купаться идти пора или на рыбалку. Посмотрит на стол под яблоней, обедать пора. Ну, а вечером на дом смотрит. Значит, пора спать ложиться.
- А утром кто меня разбудит? Я привык по будильнику вставать.
- У нас свои обязанности Петька петух хорошо исполняет. Как утром закукарекает, значит, пора вставать. Ты, конечно, можешь еще поспать. Да ведь, кто рано встает, тому Бог подает. Ой, смотри, нас наша кошка, Угольница, встречает.
- А почему у неё имя такое странное?
- Да нам её котенком внучек Саша привез. По дороге где-то подобрал,  совсем маленькой. Жалко ему котенка стало, из пипетки её кормили. Сначала думали, что это кот и назвали Угольком. Видишь, она вся черная, только галстук беленький и лапки.  А потом подросла, и оказалось кошкой. Вот и стала Угольницей.  Иди, погладь её. Она кошка ласковая и охотница справная. Всех мышей перетаскала. Только скучно, наверно, ей живется у нас. Во всей округе ни одной кошки, ни одного кота нет. Вот Шарик с ней дружит. В одной будке спят.
Мальчик погладил кошку. Она терлась о его ноги и урчала.
Обедали под яблоней в саду. Бабуля всего наготовила, только мальчик ел плохо. Она даже расстроилась.
- Чем же я тебя кормить буду? Пока родители приедут, совсем исхудаешь. Что я им скажу? Молоко тебе пить нельзя,- бабушка смотрела на внука и качала головой.
- А почему молоко пить нельзя? Неси сюда крынку. Пусть попробует,- сказал дед.
- Да ведь аллергия у него на молоко. Мать так сказала.
- Это на коровье, поди, а козье и не пробовали давать. Пусть попробует немного. Может ничего не будет.
Бабуля принесла молоко.
- Попробуй, но всего несколько глоточков парного молока. Да, вот тебе хлеба кусок. Бабуля сегодня испекла в печи. Ты такого и не пробовал еще. Да пойдем с козой знакомиться. Ты её еще не видел.
Мальчик   боязливо отпил молока и заел хлебом. Молоко было теплое, с пенкой, слегка сладковатое. На верхней губе остались усы. А хлеб такой ароматный, с румяной корочкой. Да, такого молока и хлеба он еще не ел.
Потом они пошли к козе.
-Деда, а козу как зовут?
-Козу зовут Балерина.  Она у нас лакомка. Как увидит что-нибудь вкусное, встает на задние ноги  и просит. Вот за это мы её Балериной и зовем. Я для неё морковки принес. Угости её и погладь, она за тобой по пятам ходить будет.
   Потом они сидели на крыльце и разговаривали. Обо всем. О звездах и о небе. О лесе, о том, что с утра завтра пойдут на рыбалку. Тут раздалось пыхтение, и из-под крыльца выкатился ежик.
-Дедуля, смотри ежик, настоящий.
-Конечно настоящий. Здесь все настоящее. Привет, Чуфик. Мы его так зовем, потому что когда сердится, то в клубок свернется и пыхтит: чуф, чуф. Он давно под крыльцом живет. Это наш помощник. Он всех вредных жуков и гусениц на нашем огороде съедает. 
И утки на пруду живут у нас  и гуси. А в сарае куры. А еще у нас есть пасека в лесу. Мы с тобой завтра туда сходим…
   Мальчик уже не слышал. Он так устал, глаза слипались, что уснул прямо сидя на крыльце. Дед взял его на руки и отнес на кровать.
Так прошел первый день. А потом наступили следующие дни. Они с дедом ходили на пасеку и купались в реке. Слава научился плавать. Они смастерили скамейку в саду, и мальчик покрасил её голубой краской. Потом  часто сидели на ней.  Они собирали грибы и ягоды,  слушали, как квакают лягушки на болоте. Каждое утро они ходили в луга, и приносили бабуле целую охапку цветов.  Она очень радовалась и объясняла внуку, какая трава и от какой болезни. Дед смастерил внуку лук, и они стреляли в мишень.  Еще часто лежали  на лугу и смотрели на облака. И слушали птиц, и видели белку. И дрова пилили двуручной пилой. И было много  еще интересного.
Однажды они были на лугу после дождя,и дед его спросил: «А чем земля пахнет?»
Мальчик лег на живот и стал нюхать: «Не знаю. Цветами пахнет, влагой, чем-то теплым».
- Это внучек силой пахнет, жизнью. Посади в неё маленькое семечко и вырастет огромное дерево. Ты всегда помни внучек, как пахнет земля жарким летом после дождя.
И бабушка на внука нарадоваться не могла.
-Ну, теперь ты стал настоящий  солощий,- сказала она, когда он выпил, целую крынку козьего молока и с удовольствием съел кусок пирога с творогом.
- А что это слово значит,- спросил Славик.
- Это когда человек ест с аппетитом и все нахваливает. А ты теперь вкус еды понял. Да и жизни наверно тоже,- и она вопросительно посмотрела на деда. Дед только довольно крякнул.
Скоро приехали родители. Они просто не узнали своего сына. Загорелый, с горящими глазами. И аллергии никакой нет, хотя молоко пьет.
-Ну, получайте своего сынишку. Думаем, что на следующее лето снова к нам приедет.
 И они уехали.
В машине мальчик притих и водил пальцем по стеклу.
-Ты чего притих?- спросил его папа.
-Да, трудно с настоящей жизнью до следующего лета расставаться, - сказал Славик и вздохнул.
- А что значит, настоящая жизнь для тебя, и почему ты с ней расстаешься?- удивилась мама.
- Да потому что в городе  все не настоящее. В городе есть земля, но её нельзя трогать. Есть трава, но по ней нельзя ходить босиком. Есть деревья, но на них нельзя лазить. Есть цветы, но их нельзя рвать. На все можно смотреть, но нельзя потрогать, как картинки в телевизоре. И вещи не настоящие.  Вы все в магазине покупаете.  А мы с дедом сами скамейку в саду сделали, и я её краской покрасил. Может, вы мне кошку купите или собаку? – Славик со слезами на глазах посмотрел на родителей.
- Но, у тебя, же аллергия на шерсть, только никаких животных. Мы можем купить тебе попугайчика в клетке, - испугалась мама.
- Не надо мне вашего попугайчика. Он опять будет не настоящий, потому что он будет сидеть в клетке, и на него можно будет только смотреть. С ним нельзя дружить. Мне друг нужен на всю жизнь. Я сестренку хочу или братика. У дедушки было четыре сына, а я всегда один. Или у меня на братиков и сестричек тоже аллергия?
 Родители растерялись и молчали.
      Дед с бабулей сидели на крыльце. Они грустили. Привязались они к внучку за эти два месяца, а теперь дом казался пустым и жизнь пустая.
- Старые мы с тобой стали, дед. Помирать нам пора. Или может нам в город к детям уехать? Давно все зовут, - бабуля смахнула слезинку со щеки.
-Никуда мы с тобой не поедем. Да и помирать рановато. Посмотри, что Андрей нам привез. Я специально его попросил, - и дед вытащил из кармана фотокарточку.
- Смотри, наша правнучка, Егора дочь. Какая хорошенькая, и на тебя похожа. Волосики светлые и глазки голубенькие. Я тебя такой в детстве помню. Ты же всю жизнь о девочке мечтала. Это первая девочка в нашем роду, всегда парнишки рождались. Четыре сына, десять внуков, один правнук. Повезло Егору. Ей сейчас лет пять. Через два-три года привезут. Сейчас мала больно. Не поймет ничего. Я ведь с девочками не знаю, что и говорить. Они не такие, как мальчишки. На тебя вся надежда.
     Бабушка поднесла фотографию к самым глазам и долго рассматривала. Да, действительно, на неё маленькую очень похожа.
-Прав ты, дед. Не поедем никуда. В городе ничему её не научишь. И помирать нам рано. А там глядишь, и еще кто народится…


Рецензии