Одолень- трава

 
 В начале семидесятых годов прошлого века было сильно развито студенческое движение - строительные отряды. Студенты работали летом  в стройотрядах, шутливо называя этот период «третьим семестром». Работали как на комсомольских стройках, так и на других объектах нашей бывшей необъятной страны – СССР. Это давало возможность заработать и получить практический опыт на производстве. Ведь все студенты в последствии имели уже возможность применять свои знания на практике.

***

   Весной, на  втором курсе в нашем железнодорожном техникуме г. Пензы, как и по всем учебным средним специальным и высшими заведениям, начали создавать стройотряды. Наша группа М-223 полностью изъявила желание поработать в летние каникулы. Нам добавили несколько ребят с других  групп, назначили командира отряда из преподавателей техникума. Он через штаб студенческих отрядов заключил договор  на участие в постройке школы в городе Бугуруслане Оренбургской области. Летом после сессии нашему отряду выдали униформу цвета «хаки». Каждый студент перешивал ее под себя. А затем все студотряды на торжественном сборе города были отправлены по местам работы.

***

 Городок Бугуруслан небольшой, но старинный. История Бугуруслана и его окружающие земли богаты историческими событиями прошлых столетий. Так во второй половине XVIII века, когда в оренбургских степях бушевали крестьянские волнения под руководством атамана Пугачева, Бугуруслан был почти в эпицентре этих событий. А в местном краеведческом музее хранится экспонат-макет железной клетки. В 1774 году после пленения крестьянского вожака «Емельку» Пугачева, в ней его везли на казнь в Москву. В годы гражданской войны здесь шли ожесточенные бои знаменитой 25-ой стрелковой дивизии В.И.Чапаева с армией Колчака. Само расположение  этого города вызывает восхищение, он красиво вписывается в пейзаж природы, не нарушая ее красоту.

***

  Нас поселили в старую железнодорожную школу, рядом с  ней проходила железная дорога - главный ход на восток. Вместе с нами в школе был поселен еще стройотряд из железнодорожного института г. Харькова. Строительством трехэтажной школы для детей железнодорожников на окраине местного совхоза занимался строительно- монтажный поезд из  Куйбышева (Самары). А мы в основном выполняли подсобные работы: обустраивали  асфальтированные дорожки, заливали крышу битумом, подносили раствор строителям, бетонировали технологические отверстия в потолках. Из-за жары, она доходила в отдельные дни до 50 градусов, приходилась работать в две смены: рано утром (с 5-ти до 9-ти) и вечером (с 6-ти до 10-ти). Днем мы отсыпались, ездили в город (он находился в стороне от станции за рекой Кинель) или уходили купаться на озера (ерики). Около озер были бахчевые поля – огурцы, помидоры, и мы часто кормились ими. За период пребывания мы (несколько ребят) подружились с местными девчонками.
 
***

 Однажды я с девчатами гулял недалеко от реки Кинель, и мы набрели на небольшое озеро. Берега у озера заросли камышом, но был небольшой проход к воде. Когда мы спустились по этой тропинке открылся красивый вид на воду. По поверхности воды медленно шевелились большие листья водяных растений и среди них выделялись белые цветки с ярко желтой серединой. Это выглядело очень восхитительно в яркий летний день, когда на небе нет ни единого облачка и на воде такие нежные цветы. Ощущение такое, что кто-то специально развел цветник на воде. Лилии росли небольшими островками ближе к берегам озерам. Чем еще больше завораживало нас.

Кто-то из девчонок захотел сорвать их для букета, и я, не задумываясь о последствиях, смело вошел в воду. Вода была очень теплой, со дна поднимались какие-то водные щупальца растений. Само дно не просматривалось. Я медленно поплыл к кувшинкам. Мне захотелось сорвать большие бутоны, а они находились в середине острова из листьев. И только я начал срывать цветы за стебли, как они от шевеления медленно стали обхватывать мое тело. Ощущения были очень неприятными, кажется что это щупальца осминога опутывают твои ноги, тело. И он хочет погрузить тебя в пучину озерной воды. Наверное сердясь, что я нарушил покой этого райского уголка. Меня прошиб холодный пот. На какое-то мгновение мне показалось что это конец, и выбраться из плена водяных жителей не удастся. Звать на помощь девчат было бестолку, да и опасно. Достать палкой они меня не могли, да и пугать их не хотелось.

 Я постарался успокоить себя внутренне. Принял бездвижное положение, давая возможность водной растительности остановить плавающие движения в воде. И потом медленно начал выбираться на чистую воду. Для меня казалось это вечностью. А на берегу девчата смотрели на меня и о чем-то весело переговаривались. Они находились недалеко от меня, но мой слух как будто выключился. Не помню как я добрался до берега. Я подал им небольшой букет лилий, и начал обтираться. С меня вместе с водой стекал липкий пот. Лилии через несколько минут начали терять свою красоту и девчата их вскоре выбросили. А я в душе долго не мог прийти в себя от безрассудного поступка. Может меня спасла одолень- трава, преподав мне урок.

***

Водяная лилия – очаровательная и нежная белая кувшинка. В народе ее называют знаменитой сказочной одолень-трава. Ей приписывают волшебные свойства: охрана людей, может давать силы одолеть врага, ограждает от бед и напастей. Но может и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Кувшинку-нимфию называют еще и «дитя солнца» за ее прекрасные цветы.Они раскрываются утром и при наступлении сумерек закрываются.


Рецензии
Евгений, мне очень понравились ваши воспоминания о строительных отрядах, замечательная зарисовка о лилиях, манит к себе тайной, которую вы так хорошо раскрыли. Творческих вам удач.

Людмила Лукьянцева   17.11.2018 12:19     Заявить о нарушении
Романтика прошедших лет молодости всегда привлекательна. Спасибо Люда.И Вам Удачи.

Евгений Кошелев   17.11.2018 12:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.