Бессмертие в строю

По предварительным подсчётам, около восемнадцати тысяч участников собрало шествие "Бессмертного полка" в городе Петрозаводске 9 мая 2018 года.
Для такого города, восемнадцать тысяч – это очень много. Неужто идея Фёдорова о "воскрешении отцов" обретает плоть и кровь? Или будет правильнее говорить о феноменах, подобным "бессмертному полку", в контексте более ранних представлений, например – магических? Есть люди, которые замечают в современном российском обществе именно этот тип сознания.
И в самом деле: с позиций милого сердцу позитивизма, трудно понять, что побуждает держателей смартфонов собираться, словно сезонные лётчики, в такую заведомо исключающую индивидуальность, собственное мнение, рефлексию и прочие "либеральные ценности", милитари юнит, как "полк"? Да ещё и на низшую ступень в его несложной иерархии, ведь все в этом полку – рядовые, независимо от чина и статуса изображённого на портрете человека... Что вообще происходит?
"Коллективные представления первобытных людей не являются, подобно нашим понятиям, продуктом интеллектуальной обработки в собственном смысле слова. Они заключают в себе в качестве остальных составных частей эмоциональные и моторные элементы, и, что особенно важно, они вместо логических отношений... подразумевают более или менее чётко определённые, обычно живо ощущаемые партиципации (сопричастия)." Леви-Брюль. "Сверхъестественное в первобытном мышлении".
Здесь всё – в точку: "эмоциональные и моторные элементы", "сопричастия" вместо "логических отношений", и в целом – пренебрежение к интеллекту и его "продуктам". Даже странно, как это жившему лет сто назад учёному удалось заглянуть в будущее – в наше с вами сегодня...
Есть ещё одно, что роднит "полк" с первобытными формами интерсубъектного поля. Оговоримся на всякий случай: первобытный не означает примитивный... хотя, в английском это именно так: primitive man – первообытный человек (примитивный мужчина, как любят переводить студентки технических факультетов). Так вот, спросите рядового с портретом, зачем и почему он здесь, и он наверняка скажет что-нибудь про "память", ну и добавит, может быть, про "сопричастие" (см. выше). Снова Леви-Брюль (башковитый!): "Память выполняет у них те операции, которые в других обществах зависят от логического механизма." (там же)
Герой А. Папанова в фильме "Белорусский вокзал" скучал по армии: "Стоишь себе в строю, думаешь... о чём-нибудь. Командуют "налево", повернулся налево; "шагом марш" – пошёл, куда, зачем – там знают, куда... Идёшь, главное, в ногу и думаешь о своём..."
Право, не знаю. У меня совсем другие мысли по этому поводу. Стоял, стоял в строю, полтора года, пытался думать. Не получается, неважно думается в строю. Строй – это ведь такое место особенное, где происходит деформация логических координат, более того: это место, только при условии такой деформации – и существующее...

P.S. Не хочу задеть чувства участников "Бессмертного полка". Априори предполагаю, верю: чувства эти чисты, и память – свята, в каждом отдельном случае. Речь шла о формах коллективного, а не индивидуального сознания. Здесь, однако, нужно иметь в виду, что строй – любой строй, не только воинский – обычно нивелирует индивидуальное сознание до величины, которой можно пренебречь.

P.P.S. Более десяти с половиной миллионов россиян прошли в рядах "Бессмертного полка" 9 мая 2018 года.


10 мая 2018 г.


Рецензии