М. М. Кириллов Минск Очерк

М.М.КИРИЛЛОВ


МИНСК

Очерк


        В последние постсоветские годы я всё чаще слышу что-то тревожное о Белоруссии. Но в основном это связано с личностью Лукашенко. Или он изменился, или мнение о нём изменилось в мало понятную нам и далеко не родственную сторону. А такой, казалось бы, свой был, почти родной. Словно бы ему кажется, что у него вчера три ящика помидор в Россию упёрли. Или вроде того. Причём, тут же норовит, чтобы понесённый, по его мнению, ущерб пополнить, в другом месте и в Европе что-нибудь выгоднее продать. Хозяйственный такой. Может быть, это и не плохо. Но, быть может, дело сложнее, и мы просто не слышим суждение об этом с белорусской стороны. Тем не менее, былого советско-российского братства у батьки Лукашенко, как его именуют на родине, остаётся всё меньше. Всё кровную дружбу на конторских счётах проверяет. Как бы не прогадать. Конечно, и некоторые государственные органы России, наверное, тоже не сахар. Того и гляди. Да и буржуазная олигархическая суть России, бывшей родины социализма, далеко не всем по душе, даже в самой России. Но всё же?
         Не поддержал Лукашенко Россию ни в Южной Осетии, ни в Абхазии, ни в Сирии, ни с Крымом, ни с народным восстанием в Донбассе. Объективно он уже не с Россией. Но зато запанибрата с украинским националистом Порошенко. Чем не «незалежность» по-белорусски при полной экономической зависимости от нас этого, якобы по идее союзного с нами, государства? Теперь, когда он приезжает к нам, не знаешь, чего от него ждать: самостоятельный такой, брутальный, непреклонный и, вместе с тем, неожиданно капризный. Но, может быть, повторяю, всё сложнее?
        Я понимаю - Белоруссия это не только Лукашенко. Да и знаем ли мы его? И даже эта мысль укрепляет во мне всё ещё господствующее и в нашей, и в белорусской прессе привычное представление об общем историческом прошлом наших народов и государств и, надеюсь, общем и в будущем. Укрепляет, но не успокаивает. А как было лет сорок тому назад?
         Я бывал в Белоруссии в те, советские, годы и уже писал об этом («Города и веси», 2017; «Белорусские города», 2016; «Город Быхов», 2016; и другие). Поделюсь этими наблюдениями 30-50-летней давности. 
       Первое посещение этой республики пришлось на 1955 год. Это было во время моей войсковой стажировки после пятого курса ВМА им. С.М.Кирова.
         Помню, выехали мы из города Борисова на армейские учения ночью и проследовали в колонне через Минск и Барановичи. В окно санитарной машины артиллерийского полка ночью видно было плохо. Но запомнились некоторые освещённые и совершенно безлюдные проспекты Минска. Город большой и видно уже в основном восстановленный после окончания войны. Ехали долго. Колонна нигде не останавливалась. К утру западнее города Барановичи, под Слонимом, свернули в леса.
          Вообще-то я имею отношение к Белоруссии уже давно. Моя мама – Мария Аркадьевна – родилась в Могилёве, а всё своё детство прожила в городе Быхове. Но это было очень давно. Знаю я об этом немногое, только по её рассказам.
      В 1957 году были с женой по путёвке в г. Лепеле, под Барановичами. Ездили оттуда с экскурсиями в Хатынь и в Брестскую крепость. Но в Минске мы тогда не были.
       В самом Минске впервые я побывал в 1974-м году, на 1 Всесоюзном съезде нефрологов. Съезд прошёл весьма успешно, в стране собрались к тому времени серьёзные силы теоретической и практической нефрологии (профессора И.А.Тареева, В.И.Шумаков, М.Я.Ратнер, Н.А.Мухин).
        Удалось повидать и сам Минск. Удивительно чистый город, с широкими площадями и парками, прекрасным театром, где и проходил сам съезд.
        Но попал я на съезд не сразу: пришлось поискать место для ночлега. Попытался устроиться в кечевской военной гостинице, но предложили койку только в коридоре, пришлось отказаться. Долго сидел в городском парке у речки. Рядом ребятишки играли. Хорошо было. Но надо было устраиваться.
       Съезд должен был проходить в здании оперного театра. Это было массивное светлое здание. Обратился в Оргкомитет съезда. И меня устроили как делегата в одну из комнат с высоким потолком где-то на верхнем этаже. Там уже разместились военные врачи из госпиталя им. Н.Н.Бурденко. Помню только, что там был какой-то их госпитальный профессор Перов.
         Три дня работы форума прошли очень организованно. Встретил на съезде нескольких знакомых по ленинградской академии и из Москвы. Сам я был скромным делегатом из Саратова.
Доклады были очень актуальными и полезными. Я тогда исследовал деятельность почек при травме и ожогах, писал докторскую диссертацию, и публикация на таком высоком съезде была очень кстати.
Вечером, перед отъездом, зашёл к родственникам своего сослуживца. Поговорили, попили чайку, и я ушёл на вокзал. Уезжал я в Саратов через Москву. Хотел пройти к своему вагону не через вокзал, а через ворота, со стороны тепловоза. Так было ближе. Но меня вдруг остановили двое в штатском и, несмотря на то, что я был в военной форме, настоятельно попросили пройти через вокзал. Я позже узнал, что этим поездом ехал Первый секретарь Коммунистической партии Белоруссии, известный руководитель партизанских соединений в годы войны товарищ Машеров. Его тщательно охраняли. Много позже при невыясненных обстоятельствах он погиб там же в Белоруссии. Это был настоящий коммунист.
        Последние мои поездки в Минск пришлись на 80-е годы. Тогда здесь служил врачом в танковом корпусе в Уручье, предместье Минска, мой сын Сергей, и какое-то время жил и мой внук Мишенька Кириллов. Я навещал их. Ездили на холм Славы, что под Минском. Это время подробно описано мной в книге «Детки и матери» (2015).
         Я писал тогда о советской Белоруссии. Республики, более советской в те годы, трудно было себе представить. А что там сейчас? Там и сейчас у меня много друзей, особенно много их было в прошлом. И из Шклова, и из города Лиды под Гродно, и из самого Минска. Живут неплохо, работают. Обходятся без крупных олигархов. Сохраняют наши прежние советские ценности. Белоруссия менее рыночна и менее буржуазна, чем нынешняя Россия. И это связывают с положительной государственной деятельностью Лукашенко. Так говорят многие. Может быть, в этом всё дело? Нужна большая  осведомлённость и большая честность в оценках.
 
Г.Саратов, май 2018 г.


Рецензии