Библиотекарь - философ и граф-писатель
Толстой познакомился с идеями библиотекаря
Румянцевской библиотеки,-
Николаем Федоровичем Фёдоровым.
Идеи Федорова показались грАфу
«несимпатичными»,
но личность и образ жизни заинтересовали.
В 1881 году, находясь в Москве
и переживая духовный кризис,
Толстой вспомнил о библиотекаре Фёдорове
и сам пришел к нему в библиотеку знакомиться.
поЗНАКомились и поЗНАКОМились
и Николай Фёдорович вписал:
«В конце сентября 1881 года я познакомился
с Толстым, слушал чтение его Евангелия.
<…> В этом же году началось превращение
великого художника Толстого в плохого философа».
Запись в дневнике Толстого
от 5 октября 1881 года:
«Николай Федорович – святой.»
Толстого изумляет в Фёдорове всё:
образ жизни, простота одежды, речь мягкая,
мысли чёткие и свежие без вуалей;
и неудержимо притягивает собеседника
непосредственная естественность.
То, что Толстому,– самоназванному пророку,
опрощения и любви к ближнему
давалось с огромным трудом,–
для Федорова было образом жизни.
Современники называли Николая Федорова
русским Сократом XIX века.
По Федорову, все люди земли должны
объединиться для общего великого дела –
воскрешения предков !!
Ибо нет более высокой цели
и более нравственной задачи,
нежели вернуть жизнь тем, кто дал её нам.
Кстати, философия Федорова потрясла
Фёдора Михайловича Достоевского
созвУчностью его собственной мысли
о необходимости собственного дЕла
и громадностью, всечеловеческой
охватностью, дерзостью нравственной,
хотя и вполне утопической мысли.
Несмотря на то что Толстому
философские идеи Федорова близки не были,
сближение между двумя большими
личностями сначала пошло очень быстро.
Но чем лучше узнавали они друг друга,
тем Толстой больше проникался
уважением к скромному библиотекарю,
а Федоров, любя и высоко оценивая талант
писателя Льва Толстого,
все сильнее сторонился Льва Толстого –
новоявленного "мессию"...
Особенно непримирим был Федоров
к учению грАфа Льва Толстого
о неделании и непротивлении.
Как только он не называл грАфа
Льва Николаевича ТолстОго:
«величайшим лицемером нашего времени»,
представителем «опошлЕвшего иконобОрства»,
«иностранцем, пишущем о России»,
«панегиристом смерти»...
Основной слабостью учения
грАфа Льва ТолстОго,
Николай Федоров считал отсутствие
в нем четкой целевой установки,
созидательного идеала, его по сути
своей отрицательный характер:
учит лишь тому, чего не надо делать:
«не противься злу», «не убий», «не суди»
и т. д., что ведёт лишь в секты...
РОДину не защищать-??? А фиг вам !!!
ххххххххххххххххххххххх
*(( От Артура ЖивАго: ))*
(( Получается, что граф стал как
1-й "анАрхо-махнОвец"... ))
в графском чине изнутри Православия...
хххххххххххххххххххх
Кроме того, Николай Федоров
неоднократно недоумевал по поводу
кричащего противоречия: с одной стороны,
Толстой резко отрицал иконы,
называя их "дощЕчками"...
Больше всего Николая Федоровича возмущало,
что любимый народом образ
Иверской Божьей Матери,-
граф Лев Толстой считал «злым»...
Почему-? Да не слушая оппонентов
всегда находил свои кАверзные дОводы,
но явно протестантскими словцАми,
перемешанные его личными изМЫШЬлениями
и из'мышь'ЛЕНИ'ями даже с грубостью,
явно несвязанной к нахождению Правды...
С другой стороны,- граф-писатель Толстой
необычайно любил позировать художникам
и именитым фотографам,
даже успел запечатлеться на киноленте...
«Отвергая почитание икон,
священных изображений и святые изображения,
свои фото-краско-иконы Толстой
распространяет всюду, так что, если бы собрать
все разнообразные иконы Толстого, –
а это и будет когда-либо сделано, –
получится громадный иконостас», –
замечал спокойно Фёдоров.
Со временем Фёдоров все чаще отказывался
вступать в общение с Толстым,
лЮбящим доминировать и перебивать в диалоге,
несмотря на просьбы быть на рАвных
в диалоге и поиске настоящей Истины,
граф Толстой оставался непреКЛОНнным
в своей антиПравославной агрессии...
Фёдоров наконец-то окончательно с ним порвал.
Но при этом,- сам граф Толстой
чрезвычайно дорожил мнением
Николая Федоровича Фёдорова,
чуть не трепетал пред ним,
бегал жаловаться директору Румянцевской библиотеки,
что Федоров не хочет иметь с ним дела,
не подаёт руки графьЯМ !!!
Сильно граф возмущался... ВесЪма сильно!!
Чтение писем, дневниковых записей Льва Толстого,
воспоминаний о нём близких и современников
создает впечатление выдуманной,
насквозь фальшивой, несчастливой жизни.
Явно, что "чисто" граф катАл чернила
для будущих потомков о нём воздыхАющих...
«Очень, очень грустно", –
пишет граф Толстой знакомому,
прося письмо после прочтения разорвать. –
"Кажется, что запутался, живу не так, как надо
(и даже наверное знаю),
и выпутаться не знаю как:
и направо дурно, и налево дурно,
и так остаться дурно. Одно облегченье,
когда подумаешь и почувствуешь,
что это крест, и надо нести.
В чём крест, трудно сказать:
в своих слабостях и последствиях греха.
И тяжело, тяжело иногда бывает».
Ещё из дневника графа Толстого:
«Мне тяжело, гадко.
Не могу преодолеть себя. Хочется подвига.
Хочется остаток жизни отдать на служение Богу.
Но Он не хочет меня.
Или не туда, куда я хочу. И я ропщу.
<…> Не могу преодолеть тоски.
Главное, хочу страдать, хочу кричать
истину, которая жжёт меня».
ххххххххххххххххххххххх
<<Немного с разных информ-сторон>>
Последний разговор скромного библиотекаря
Николая Фёдорова со знаменитым писателем
Львом Толстым поразил наших друзей
беспощадностью своих суждений...
Знаменитый «ересиарх» граф Лев Николаевич Толстой.
В 1878 году через общих знакомых Толстой
познакомился с идеями библиотекаря Румянцевской
библиотеки Николаем Федоровичем Федоровым.
Такие разговоры о космосе со мной он находил,
видимо, преждевременными... Федоров заметил,
что Толстой пытается также убого,
простецки одеваться, как он сам и спросил..,-
как лучше под мужика',
но чтобы и возле графа оставалось..??...
Философ Николай Фёдоров - смерть необязательна
к началу Новой Жизни,- ДУХовой,
но лишь для свято проживших ЖизнЪ свою !!
Со временем вообще многое становится ясно:
Лев Толстой, например, был отлучен от церкви,
но не угомонился в своей 'ереси...
И ладно-бы сам, но детей приобщал
к личной своей ервеси так,
что бабки и деды православные в страхе были...
Это философ Николай Федоров.
Им восхищались Толстой и Достоевский,
Соловьев и Фет, Брюсови Пастернак.
Жил Федоров очень скромно.
Библиотекарь Куземкинской сельской библиотеки.
Уже с молодости Фёдоров обладал огромными
богословскими знаниями в пользу ближних.
Несмотря на свое скромное служебное положение,
Фёдоров вскоре становится своеобразным нравственным
мерИлом и ориентиром для собеседников !!
Толстой по виду счел его значительно
старше себя, хотя они были рОвней годами.
В 1870-х годах Фёдоров, работая библиотекарем,
был знаком с К.Э. Циолковским.
И при их беседах за чаем, отмечали очевидцы,
что Циолковский более слушал, чем говорил.
Об одном религиозно-философском диалоге
(Лев Толстой и Николай Федоров).
Летом 1878-го Толстой со своей семьей
переезжал из Самарской губернии в Ясную Поляну.
Искал граф кого на благословение получить,
по монастырям даже в очередях к старцам выстАивал...
Но выбрал на благословение всё-же Фёдорова,-
философа-библиотекаря...
Ибо,- Фёдорова чтили даже священники !!!
Свидетельство о публикации №218051001698