Пардес- фруктовый сад мудрости

Пардес-фруктовый сад мудрости

Пардес (ивр. букв. «фруктовый сад») мудрость— нотарикон (акроним) «ПаРДеС» — четыре уровня понимания и толкования Торы(уровни расширения сознания).
          
             Образные названия слоёв погружения в текст:

Пшат (ивр. ) — простой смысл, прямое значение.Пустой,поверхностный,обычный текст.
Ремез (ивр.) — скрытый, глубокий, аллегорический смысл.Намёк на хранящуюся мудрость и подсказки.
Драш (ивр. , от ивр. «спросить, найти») — совмещение логических, софистических, метафорических и гомилетических толкований.Сомнительные , быстрые выводы,ошибочные истины- нити.
Сод (ивр.;) — тайный, мистический смысл.Глубокая мудрость, Божественная мудрость.
Экзотерическое толкование подразумевает прочтение писания в контексте физического мира, человека и его понятий. Первые три уровня толкования представляют экзотерическую традицию, представленную такой раббанистической литературой как Талмуд, Мидраш и другими экзотерическими комментариями.
Эзотерическое толкование подразумевает, что поверхностный смысл текста, который, как и в любом эзотерическом тексте, может быть правдой, однако, не выражает истинного замысла автора, а скрывает его от непосвященных. Настоящий смысл текста является тайной, скрытой за обманчивым непосредственным смыслом. Четвертый уровень интерпретации, Сод, относится к эзотерическому (ивр. ;, нистар, «тайное, спрятанное») смыслу, и раскрывается независимо друг от друга в двух традициях: в мистической (каббала) и в метафизической традиции Еврейской философии.
1слой- Вода( пшат)
ПШАТ – очевидные, заметные «невооруженным взглядом» ресурсы, ситуации, вызовы.
2слой- Квас, Пиво, Хмель, Брага,(ремез- намёк)
РЕМЕЗ – намеки, например, подсказки из названий, совпадений
(( Пшат и Ремез – противоположны;
Пшат не нужно доказывать из-за его очевидности;
Ремез невозможно доказывать из-за его неформальности))

3слой- Вино- молоко,Рубин( драш)
ДРАШ – логические выводы, получаемые с помощью применения правил понятной логики к очевидным посылкам.
Драш – отличается от пшата тем, что применяются логические цепочки, построение которых требует умения логических выкладок.
Возможны цепочки в несколько шагов, цепочки опирающиеся на несколько исходных посылок.
Можно назвать «многоходовым» мышлением.
Не каждый может свести несколько факторов в одну систему или провести более одного шага в мышлении.
4слой- самый тайный.Он есть суть природы всех вещей и предметов.
       Мед, Медь, Соль, Из...ум...руд, Масло, Сливки, ( сод)
СОД – стартует из мета-физических моделей, которые не вытекают из здравого смысла.
((Драш и Сод – также выглядят в определенном смысле противоположными.
Драш – стартует из очевидной реальности, но развивает идеи с помощью нетривиальных логических построений.
Сод – стартует из метафизических реалий.
Можно сказать, что Драш – вырастает из «земли», Сод – вырастает из «Неба»))
Драш – можно доказать, предъявив цепочку рассуждений.
Драш непросто вывести, нужно уметь строить цепочки.
Драш – гораздо легче понять, следя за выстроенными цепочками.
Еврейские мудрецы строили драшные цепочки, а ученики – изучали готовые цепочки.
Сод – невозможно доказать.
Но – у Сода есть уникальная особенность.
Он позволяет дать право голоса душе (!).
Когда утверждается что-то из жанра Сод – у человека возникает внутреннее согласие с высказанной формулой и это согласие – отражает голос души.
Вместе с тем – на сод может реагировать (бунтовать) земное сознание,
Которое не столько возражает выкладкам,
Сколько начинает вбрасывать земные (очевидные) факторы из пшата.
Идет не столько спор, сколько попытка «заглушить», уведя дискуссию от изучения Сода на очевидные факторы Пшата, особенно одиозные (шумные).
Для изучения Сода – ценно использовать жанр «голос тонкой тишины», когда замолкает пшатно-спорящий голос.

/Мудрость явлена при прочтение любых текстов в разных традициях/.


Рецензии