Милосердие Божие

 

   Моё представление о Милосердии Божьем не претендует на общественную значимость. Оно основано на моём частном представлении об объективном мире, человеческой реальности и строении души. Это служебная модель служащая разуму подпоркой в делах веры. Подлинное же знание о духовном мире всякий человек может бесконечно черпать из Священного Писания. Допускаю, однако, что моё частное мнение может быть интересно читателю. Поэтому изложу всё по порядку:
   Объективный мир, то есть мир, сотворённый Богом я представляю себе как совокупность всех возможных реальностей, которая учитывает и делает возможным свободный выбор всех созданий Божьих*. То есть, по моим представлениям, Бог создал мир, включающий все возможные варианты отношений Божьих созданий. На каких логических основаниях существует такое миропонимание? – Попробую это объяснить.
   Это миропонимание представляется мне единственно приемлемым для непротиворечивого сочетания Всеведения и Всемогущества Бога со свободой Его созданий. Напомню, что если исходить из традиционного, т.е. линейного и безвариантного представления о реальности, то человек действует в мире, который предопределён знанием Бога о человеческом выборе. То есть, получается, что Бог создал мир, соответствующий выбору человека. Это означает, во-первых, что подлинной свободы выбора человек, априори, не имеет. А во-вторых, это означает что Господь, в некоторых случаях, как бы подчиняясь злой воле человека, творит дурную реальность.
   Читатель может понять, что такая картина абсурдна! – Бог не несёт ответственности за дурной выбор человека, Он не творит скверной реальности! Напротив, – сотворив все варианты возможного выбора человека, Он направляет его Своею благодатью к наилучшему выбору. И в конечном счёте, Господь, действуя посредством благодати, как бы научает человека и добивается выполнения Своего Промысла о нём. – Жизнеспособную реальность может создавать только благой, то есть, осенённый благодатью выбор человека. В вечности остаётся лишь благодатный выбор, близкий к Промыслу Божьему. Безблагодатные, скверные миры не жизнеспособны. Потому что только Бог является Источником жизни!
   Таким образом, Господь знает все варианты свободного выбора человека и их вероятность, но человек свободен в своём выборе. Это означает, что для человека всегда, в любой ситуации существует реальная свобода выбора его поступков, перед ним всегда множество вариантов выбора. Спектр выбора огромен. Он простирается от благих вариантов, соответствующих Божьему Промыслу до самых скверных, деяний, инспирированных Адом. Как правило, для человека, погрязшего в мирском смешении, благой выбор не является самым вероятным. «Широк путь» для грехов и мирских соблазнов, но «узок» для покаяния и добрых дел. Однако, Господь, показуя тщетность мирских упований и недолжное состояние мира, научает человека, наставляет его на спасительный выбор. «Имеющий уши – да услышит», – это ведь призыв к нам!
   Думаю, что Милосердие Божье состоит в том, что Он желает оправдать нас. Он принимает на Свой Суд наилучшее сочетание наилучших для данного человека поступков. Жизнь души нераздельна, в ней живут и действуют одновременно все направления нашей жизни, хотя реализуются в материальной действительности лишь немногие из них. Но, как говорили святые: «Бог и намерения наши целует!» Однако оправдание происходит лишь в силу осознания человеком своих грехов. Именно покаяние осуществляет «синергию» – совпадение человеческой воли с Волей Божьей. До этого спасительный вариант жизни – всего лишь потенциальность. Поэтому насущно важно для нас не только следить за своими поступками, но и направлять наши мысли к любви и добру. И если замечаем свои негодные мысли, то каяться в них нужно так же, как и в поступках. К этому призывает нас Священное Писание и Святые отцы!



*Физической моделью такого представления является квантовый мир, точнее – квантовая суперпозиция всех возможных вариантов действительности. Такое представление о мире порождено Многомировой концепцией квантовой механики и носит название «Мультиверс».




Май 2018


Рецензии