По следам людей-ягуаров...
Наша встреча с людьми-ягурами произошла на берегу притока Рио Явари реки Рио Итуи, на границе Перу и Бразилии, в сердце одного из самых больших лесов мира, пересекаемого множеством рек и речушек. Эти места - один из последних регионов Амазонии, где еще живут изолированно от внешнего мира несколько племен индейцев.
Мы поднимались по реке уже семь дней. Путешествие было не из легких, и оно становилось еще тяжелее, чем ближе наша группа приближалась к Андам. Постоянно лил дождь и дул сильный ветер. В конце путешествия надо было плыть день и ночь, ни разу не причаливая к берегу и не расслабляясь, чтобы не быть обстрелянными из луков индейцами племени корубо, которые до сих пор не идут ни на какие контакты с белыми. Мы должны были пересечь их территорию, перед тем как достичь местности, где живут мати. На наше счастье, племя корубо никак себя не проявило, и мы, в конце концов, смогли высадиться на берег целыми и невридимыми.
День только начинался. Мы шагали по лесу под теплым дождем. Начиная с утра, члены нашей экспедиции молчали. Все были обеспокоены тишиной, которая царила в лесу. Неуютно было ощущать себя в этом незнакомом “лабиринте” деревьев и лиан. Вдруг наш гид, шедший со главе группы, сделал знак остановиться. Мы услышали странные крики и “шуршащие” по листве шаги. Почти в тоже самое мгновение среди высоких папоротников появились лица индейцев мати.
Индейцы казались возбужденными. Глаза их были миндалевидной формы. Лица мати были “разукрашены” невероятным образом: из носов торчали усы, как у ягуаров, по щекам тянулись полоски татуировок, словно продлевая эти усы. На ушах красовались большие раковины... Маленькие, полностью обнаженные, большинство с луками, которые были гораздо больше, чем они сами, мати в руках держали колчаны со стрелами. Некоторые несли сарбаканы около четырех метров длиной. Вооружение индейцев впечатлило, однако гид нас успокоил: это охотники, они не причинят нам вреда, так как видят, что мы без оружия. Еще он сказал, что мати, скорее всего, наблюдали за ними тайно довольно долго, а показались для того, чтобы, на всякий случай, предупредить о том, что они сумеют за себя постоять. И в их бдительности нет ничего удивительного, ведь они - люди леса, в котором случается всякое.
Не прошло и десяти секунд, как мати “растворились” в лесу также неожиданно, как и появились.
Мы пошли по следам охотников и достигли их жилья в тот час, когда туман уже обволокаливал лес. Встретили нас мати в деревне довольно хорошо, даже с некоторым любопытством. Эта встреча произошла в начале вечера, в момент, когда индейцы думали только о том, чтобы удалиться в сумерки, тепло и покой общего жилища - “схубу”. Оно представляло собой очень большую по размерам крышу, покрытую пальмовыми ветками и спускающуюся до самой земли, которая крепилась только на двух столбах. Под этой крышей и жила дюжина семей, всего около пятидесяти человек.
Когда мы переступили через порог хижины, который у индейцев называется “скоку” и означает “вульву дома”, увидели, что дети по двое, по трое сидели в гамаках, подвешенных в два ряда на деревянных столбах, удерживавших крышу жилища и как бы разделявших внутреннее пространство. Охотники к этому времени уже поставили свои тяжелые сарбаканы вдоль центрального коридора. Дети подошли к нам и, смеясь, стали дергать волоски из бород некоторых коллег нашей экспедиции. Мы не были ни гаримперосами - золотоискателями, ни лесниками, ищущими ценные породы дерева. Мы не имели ничего общего с представителями такого рода авантюристов, которые в этих местах встречаются и к которым мати относятся не очень дружелюбно. Об этом сообщил индейцам наш гид. Вот почему нам был оказан довольно хороший прием.
О существании этого племени мы узнали благодаря фильму о долине реки Рио Явари, созданного командой известнейшего путешественника и исследователя Жака Ива Кусто. Он уделил большое внимание народности, толком о которой никто ничего не знал. Речь шла о мати. Жак Ив Кусто в своем фильме встал на защиту племени мати и их земель, которые присвоили себе мадерарас - представители лесозаготовительных компаний, нещадно вырубающие ценные породы деревьев.
Первый же контакт местного населения с учеными-белыми осуществился сравнительно недавно. Рубенс Таварес, сертаниста - специалист по контактам с изолированными народами, однажды встретил женщину с ребенком неизвестного до тех пор племени. Это произошло в 1975 году на реке Аурелио, притока реки Рио Итуи, который терялся в труднопроходимом лесу. О существовании племени мати тут же было сообщено. А до 1975 года не нашлось ни одного смельчака, который бы осмелился приблизиться к этим индейцам. Рубенс Таварес и его коллеги тогда устроились в лесу, положили под пальмовые деревья в районе встречи с женщиной неизвестного племени для индейцев подарки. Этот ритуал - своего рода барометр отношений. Если подарки индейцы не берут, то это означает, что они отказываются от какого- либо контакта с белыми. Если вместо ножей и котелков под деревьями исследователи находят ритуальные предметы индейцев, значит хороший контакт обеспечен. Мати приняли подарки, оставив на их месте перья в черепах, и хорошие отношения с племенем были налажены, если не считать того, что в тот момент произошло одно несчастье.
Индейцы не обладают иммунитетом, который бы позволял им бороться с болезнями, которые приносит с собой белый человек. Даже обыкновенный грипп у них может спровоцировать страшную пневмонию. Серия таких заболеваний тогда стала чуть ли не фатальна для мати. Перед первыми контактами с белыми у одной из групп мати насчитывалось около сотни человек, но вскоре двадцать из них умерли от болезней.
Как и другим индейцам Амазонии, мати в прошлом также пришлось прежить трагедию своего народа, которая была связана с появлением “науа”, как индейцы называют белых, которые захватывали территории коренного населения. Многие индейские племена оказались в безысходном состоянии и потеряли свое своеобразие. Случай с мати - исключительный. Правда, когда-то пять схубу размещались на берегах Рио Итуи. Теперь же их осталось не больше двух. Однако даже несмотря на то, что система родственных отношений у них была разрушена, мати удалось восстановить свое общество, не отказываясь от традиций предков. Почти забытые на протяжении веков ритуалы ими снова осуществляются.
В своем прошлом мати, без сомнения, вели себя также, как и другие племена индейцев, отстаивая свои земли. Ведь тогда была война, причем война кровавая. Ничего удивительного нет в том, что они до сих пор с легкостью обращаются со своим оружием. Мати - наполовину кочевники. Живут благодаря тому, что собирают дары леса и охотятся. Сейчас сарбаканы, которые мы видели, используются индейцами только для охоты на обезьян и попугаев. Задний конец стрелы сарбаканов, размером со спицу для вязания, индейцы обертывают котоном, смоченным слюной. Получается очень красивое оперение. На наконечник же стрелы наносится растительный яд кураре. А С луком мати охотятся на более крупную добычу. Нам довелось увидеть охоту индейцев на дикую американскую свинью. Мати гнали животное, следуя пб его следам, до тех пор, пока оно не лишилось сил. Догнав свинью, охотник с первого выстрела из лука попал ей прямо в сердце, затем приблизился с своей жертве и зажал ладонью смертельную рану на ее груди. Другие мати стояли рядом, молчаливые и задумчивые. Такая дань уважения к убитому животному очень впечатлила и возникла мысль о том, что слова “ по закону джунглей” нельзя отнести к этому племени.
Но почему мати хотят быть похожими на ягуаров и украшают их атрибутами свои лица? Ягуар - самый большой и сильный хищник лесов Амазонии, и у него мати заимствовали “атрибуты”, которые эквивалентны и свойственны качествам охотника. Мужчины делают в своих ноздрях “веер” из тонких заостренных палочек, которые имитируют усы самца. В уши они вставляют громадные раковины, олицетворяющие светлый мир ушей дикого зверя, на шею вешают бусы из зубов обезьян, которые цветом соответствуют окрасу меха ягуара. Этими украшениями мати выделяют некоторые особенности зверя. По усам можно определить также и возраст. Две вертикальные палочки на крыльях носа говорят о том, что мужчина достиг зрелого возраста. Только взрослый мужчина может позволить себе носить полное украшение, каждый элемент которого воспроизводит одну из деталей морды хищника.
Как считает археолог Катерина Мани, которая пытается разгадать секреты самых древнейших представителей человечества, между многими племенами американских индейцев существуют сложные двойственные отношения с хищниками. Для индейцев хищник, этот непримиримый соперник человека, является одновременно и мифическим героем цивилизации и апокалиптическим демоном. Индейцы стараются идентифицироваться с животным возможно для того, чтобы изгнать свой страх и как-то продемонстрировать свою силу. Потому мати и “превращаются” в ягуаров. Такое перевоплощение произошло примерно во втором тысячелетии до нашей эры. В Мексике, к примеру, местное население делало из базальта свое главное божество в виде ребенка-ягуара, во рту которого виднелись клыки. Идентичное противопоставление черт человека и хищника имеется на выгравированных камнях и керамике горной цивилизации Шавин Хуантари (первое тысячелетие до нашей эры) Кордильер.
Такая двойственность проявляется у мати и в их ритуалах, во время которых они “лубцуют” детей, хотя мы не видели более терпимых и более нежных родителей. Они никогда не влепят ребенку пощечину, не скажут грубово слова. Впрочем, бить детей - “привилегия” только мариуинов во время обрядов. Мариуины для детей являются сверхсуществами, странными созданиями, роль которых исполняют шаманы племени. Красный мариуин ходит по лесам то там, то здесь, особо не прячась. Черный мариуин живет в более потаенных лесах вдоль рек. Говорят, что оба питаются папайей, охотятся на длиннохвостых попугаев ара и используют их длинные перья для украшения своих лиц. Мариуины танцуют во время ритуала с таким шумом, что наводят ужас на малышей. Появление этих существ в масках из глины, тело которых покрыто грязью и листьями папоротника, происходит ежегодно в тот момент, когда женщины заканчивают варку пива из маиса. Ночью вся община собирается перед схубу, перед которым земля устлана охапками пальмовых листьев. Когда мариуины “вторгаются” в племя, они начинают во время своих танцев размахивать кнутами. Вся церемония кажется театральной и сюрреалистичной, однако удары кнутами, которыми бьют детей, вполне реальные и ощутимые. От них на телах детей остаются кровавые следы. Во время ритуала Дети, получив свою порцию ударов, убегают, чтобы найти убежище в схубу рядом со своими матерями и старшими сестрами.
Иногда для мариуинов (шаманов) такие танцы заканчиваются трагически. Ведь они во время их исполнения мариуины символизируют “кошку”-ягуара, символа дикой и могущественной природы, которая не всегда готова примириться с соседством мати на ее территории. Шаманы под воздействием наркотиков во время танцев, бывает, недопустимо сильно “накаляют” обстановку, копируя ягуара, вставая на “четыре лапы”, рыча бросаясь на участников этого ритуала. Сходство мариуина со зверем бывает так сильно в глазах индейцев, находящихся в наркотическом состоянии, что они, не колеблясь, убивают шамана, принимая его за реального зверя.
Каково же предназначение этого ритуала? И почему жестокость ритуала соседствует с мягкостью повседневной жизни. Нам это трудно понять. Для мати же избиение детей - очень важное испытание. Этот ритуал проводят всвязи с праздником татуировки. Когда приходит время пить маисовое пиво и взрослое население уже не может стоять на ногах из-за опьянения, после танцев мариуинов следует второй ритуал: подросткам на лица наносят татуировки (усы ягуаров) иголками, сделанными из пальмового дерева, предварительно обмакнув их в черную жидкость растительного происхождения. Смысл этих двух ритуалов состоит в одном и тот же: придать молодежи немного силы, которую мати называют шиму. Слово это означает и горечь, и соль, и зрелость. Они сами в своих глазах и есть шиму, тогда как белые - это вода, что означает сахарные и слабые. С возрождением праздника татуировки старейшины племени очень довольны и радостны, так как их дети никогда не не будут похожими на белых и не будут им уподобляться, совершая действия, губительные для их земли, для их Амазонии!
Галина ОСТЯКОВА,
Вячеслав ОРЛОВ
Свидетельство о публикации №218051000904