Священноисповедник Димитрий Любимов

Священноисповедник Димитрий (Любимов), архиепископ Гдовский.

День памяти:
4/17.05 – день кончины (1935 г.)

Священноисповедник архиепископ Димитрий (Любимов Дмитрий Гаврилович) родился 15 сентября 1857 года в городе Ораниенбауме Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье известного протоиерея-благотворителя Гавриила Марковича Любимова.

В 1878 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию.
В 1882 году – Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия за кандидатскую работу "Никита Пустосвят и его значение в расколе".

С 23 марта 1882 года – псаломщик в церкви при Российском посольстве в городе Штутгарте, в Германии, где священником служил его старший брат отец Сергий.

С 10 сентября 1884 года – учитель латинского языка в Ростовском Духовном училище в городе Ростове в Ярославской губернии.

6 мая 1886 года рукоположен во иерея. Стал служить в Пантелеимоновской придворной церкви в городе Ораниенбауме Санкт-Петербургской губернии.
С 30 мая 1886 года – законоучитель в Ораниенбаумском городском училище.

С 5 сентября 1895 года – настоятель церкви Михаила Архангела в Ораниенбауме (сменил в этой должности своего отца).

С 12 сентября 1898-го – в клире церкви Покрова Божией Матери, расположенной на Садовой улице в Санкт-Петербурге. При храме велась широкая благотворительная работа, содержались сиротский приют, дома престарелых, школы.
14 мая 1903 года возведен в сан протоиерея.

Его единственная дочь, учившаяся в немецкой школе "Annenschule", вышла замуж за немецкого офицера и уехала с ним в Германию, а через несколько месяцев началась Первая мировая война и дочь разлучилась с отцом навсегда.
После революции, в голодные годы от тифа умерла жена.

С 10 июля 1922 года отец Димитрий – настоятель церкви Покрова Божией Матери на Садовой улице в Санкт-Петербурге, помощник благочинного 4-го округа.

6 сентября 1922 года арестован.
15 сентября 1922-го осужден Петроградским губернским отделом ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности по групповому "делу петроградских священников Любимова Д.Г., Афанасьева В.П. и др. Петроград, 1922 г.".
Приговор: 3 года ссылки в Уральскую область.
Постановлением Заседания Комиссии НКВД по административным высылкам от 27.12.1922 г. приговор заменен на 3 года высылки в Туркестан.

С 1 марта 1925 года – в ссылке в городе Теджене в Средней Азии.
В 1925 году был освобожден.

Вернулся в Ленинград.
Служил в Покровской церкви на Садовой.

В декабре 1925 года принял монашеский постриг. Постриженик Московского Свято-Даниилова монастыря. Возведен в сан архимандрита.

30 декабря 1925 года в Нижнем Новгороде митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским) и другими хиротонисан во епископа Гдовского, викария Ленинградской епархии.

После издания митрополитом Сергием (Страгородским) Декларации 1927 года епископ Димитрий поехал к нему в Москву во главе большой делегации Петроградского духовенства и мирян. На коленях, от лица еще пяти епископов и митрополита Иосифа (Петровых) умолял владыку Сергия отозвать Декларацию. Но убедившись, что тот издал ее добровольно и отзывать не собирается, 26 декабря 1927 вместе с епископом Нарвским Сергием (Дружининым) подписал акт об отходе от митрополита Сергия (Страгородского). Перешел в оппозицию митрополиту Сергию, возглавляемую митрополитом Иосифом (Петровых), был ближайшим сподвижником митрополита Иосифа.
Написал специально мотивированное послание митрополиту Сергию с изложением мотивов, обосновывающих молитвенно-канонический разрыв с митрополитом Сергием.
За это послание семидесятилетний владыка Димитрий и епископ Нарвский Сергий были преданы митрополитом Сергием на растерзание ГПУ.
30 декабря 1927 года запрещен в служении митрополитом Сергием.

7 января 1928 года возведен в сан архиепископа митрополитом Иосифом (Петровых).

25 января 1928 года уволен митрополитом Сергием от управления Гдовским викариатством на покой, с оставлением под запрещением в священнослужении.

8 февраля 1928 года назначен временно управляющим Ленинградской епархией митрополитом Иосифом (Петровых). После ареста митрополита Иосифа архиепископ Димитрий фактически возглавил "иосифлянское" движение, служил в храме Воскресения-на-Крови, ставшем кафедральным собором "иосифлянской" епархии. Во время одной из проповедей предупредил верующих о том, что нужно быть готовыми уйти в подполье, рассеяться, укрыться от всякого контроля большевиков, а если существовать открыто – то как организации, которая должна сопротивляться всем антицерковным мероприятиям советской власти (так закладывались основы "катакомбной церкви"). В своих проповедях епископ заявлял, что церковь, возглавляемая митрополитом Сергием, есть "царство антихриста"; что храмы, в которых возносится имя митрополита Сергия и поминается власть, истинно-православные не должны посещать, ибо храмы эти превратились в "вертепы сатаны", что все духовенство, подчиняющееся митрополиту Сергию и его Синоду, уклонилось от Православия и сделалось "служителями диавола"; что причастие "сергиан" есть "пища демонов", не освящающее, а оскверняющее верующих.

11 апреля 1928 года повторно уволен митрополитом Сергием от управления Гдовским викариатством на покой, с оставлением под запрещением в священнослужении.
В условиях невозможности выезда митрополита Иосифа из Ростова Великого епископом Димитрием осуществлялась вся деятельность по организации и управлению "ленинградской" оппозицией. Он принимал в общение епископов и священников других епархий, рукополагал новых. Епископ Димитрий игнорировал запреты митрополита Сергия, считая их неканоничными, и занимал крайнюю позицию решительного противодействия компромиссам митрополита Сергия с безбожниками, хотя и понимал, что этим обрекает себя на смерть.

29 ноября 1929 года арестован в поселке Тайцы Ленинградской области  и заключен в ДПЗ на улице Воинова (бывш. Шпалерной) в Ленинграде в одиночную камеру.
Проходил по делу церковной группы "Защита Истинного Православия" вместе со всеми видными представителями оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому), возглавляемой митрополитом Иосифом (Петровых). Многие из них вскоре были расстреляны.
Несмотря на преклонный возраст, держался на допросах спокойно и стойко.
3 августа 1930 года Коллегией ОГПУ СССР осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.
Заменен на 10 лет заключения в концлагере.

С 24 сентября 1930 года содержался в Соловецком лагере особого назначения.
Осенью 1930 года, находясь в Соловецком концлагере, был арестован и привлечен к следствию по делу "Всесоюзного центра Истинного Православия", в связи с чем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму.
3 сентября 1931 года осужден Коллегией ОГПУ СССР по групповому "Делу Всесоюзного центра Истинного Православия, 1931 г." по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по следующему обвинению: "Заместитель митрополита Иосифа (Петровых) по руководству церковно-административным  центром всесоюзной к/р организации "Истинно Православная Церковь".
Из обвинительного заключения: "С целью насаждения ячеек "ИПЦ" на периферии посылал туда разъездных агентов. Инструктировал приезжавших к нему участников организации, требуя от них борьбы с колхозным строительством, пропаганды повстанчества, подготовки к поддержке интервенции, которую он и другие участники организации ждали в ближайшее время. Распространял к/р литературу организации. Назначал руководителей ячеек и филиалов организации".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.
Заменен на 10 лет заключения в места лишения свободы, подведомственные ОГПУ, считая срок с 16.03.1930 года.

С ноября 1931 года содержался в тюрьме ОГПУ особого назначения в городе Ярославле.

17 мая 1935 года скончался в тюрьме ОГПУ в Ярославле.

В 1981 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 540-541, 544-546, 565-566, 575-576, 606, 858.
2. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 137-139, 141.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.49-50.
4. Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 267.
5. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С. 283-284.
6. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 8-9.
7. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416 с. С. 25.
8. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С.25.
9. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.79.
2. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89251.
3. ЦА ФСБ РФ. Д.П-7377. Т.2.


Рецензии