Несколько слов об интеллекте

    Некоторые телевизионные оракулы, рассказывают нам, о грядущем перевороте в экономике, в связи с внедрением в производство искусственного интеллекта, то есть, вычислительной и исполнительной техники, превосходящей по интеллекту человека. С вытекающим, прямо из этого, всеобщим благоденствием.

    В шестидесятые годы, прошлого столетья, в СССР, в связи с распространением вычислительных машин, шли споры о том, может ли она мыслить как человек. То есть, решать те же, возникающие в практике задачи, что и человек. Отрицающее это, не могли себе и представить, что при массовой компьютеризации, машины и люди по мышлению сравняются, но не машины возвысятся до людей, а наоборот, они, опустятся до них. Но причина этого, не в самой машине.
    В те же годы, разрабатывалась, с использованием вычислительных машин, система автоматического управления предприятием (АСУП). И не только разрабатывалась, но и была разработана, и внедрена на львовском телевизионном заводе.
    На основании работы предприятия с АСУП, разработчиками были сделаны выводы. — За всю историю человечества, по существу, было изобретено два усилителя, — усилитель физической силы человека, и мыслительной силы. «Засипишь» в него ум, его усилишь, а глупость, усилишь её. Поэтому АСУП, не может быть выше общественного сознания. Производственные достижения, если не брать его, только количественную сторону, в конечном итоге, решаются сознанием человека.
    Эти выводы, имеют прямое отношение, и к вопросу об искусственном интеллекте.
 
    Давно начатый спор, об искусственном интеллекте, иногда возникает и сегодня. Но интересно то, что при этом, никто даже, и, ни ставит вопрос о том, а что, же такое, в своей сущности, интеллект человека?

    Говорят, если хочешь что-то спрятать, прячь на видном месте. Сущность интеллекта, и лежит у нас под ногами, поэтому, и, спотыкаясь об него, мы её, и не замечаем. Она скрыта, за её внешними, частными проявлениями. За способностью человека вычислять по заданным правилам, и осуществлять, на основании формальной логики, действия. Эта, неизвестно откуда, взявшаяся способность, молчаливо, и признаётся интеллектом.
    Разработчики искусственного интеллекта, воспроизводя эти способности, достигли в этом впечатляющих успехов, и в этом качестве, он не будущее, а уже настоящее. Но вместе с этим, очевидно, что он ещё не способен заменить человеческий интеллект, а причина этого, видится разработчиками, не в качественном различии человека и вычислительной машины, а в каком-то количественном, которое они, и намеренны преодолеть.
    Вот это будущее, и вызывает опасение тем, что искусственный интеллект, и подчинить человека. Но ждать будущего, не нужно. Это уже, с отучением критически мыслить, и происходит.

    В своей книге, «Как научиться изобретать» Г. С. Альтшуллер, в частности, обращает внимание на три последовательных этапа в изобретении, — предложение, генерация идеи, теоретическая её разработка и критика изобретения. Этапы эти, осуществляются различными индивидами, или одним.
    Генерация идей, вопреки широкому представлению, больших знаний не требует, поэтому они могут быть и не осуществимыми. Возможность их осуществления, и способ этого, решается уже соответствующими, идее, теоретиками. Но оценить производственную необходимость а, следовательно, и общественную значимость изобретения, частными теориями невозможно. Такую задачу и решают критики, и решают её, поскольку, поскольку они смотрит на производство, и на отношении людей в нём, шире. За ними-то, и последнее слово в изобретении, — далеко не всегда приятный приговор, — за что их, и не любят генераторы идей, и теоретики.
    И если усилием этих троих персонажей, изобретение чего-то заслуживает, то лавры, достаются генератору, что-то достаётся, и теоретикам, а вот о критиках, и не вспоминают. Причём тут, они?

    Современное образование, будучи ещё и тестовым, ещё может дать знание в какой-то узкой области. Но необходимого для критического мышления, широкого знания, знания противоречивы связей и отношений в мире, не даёт.
    И нет ничего удивительного в том, что действуя, люди, часто не знают, что они делают,— не видят дальних последствий своих действий. Что в конечном итоге, и приводит к нерациональному использованию производительных сил, и расходованию природных ресурсов. Это, относится, не только к разработчикам искусственного интеллекта.
    Так что же такое естественный, человеческий интеллект? Попробуем разобраться.

    Различные тела, в своём сосуществовании, не могут не вступать межу собой, в какое-то взаимодействие. А взаимодействуя, они не могут, взаимно, не изменяться. Способность тела во взаимодействии, изменять другое, и изменяться самому, и есть его свойство.
    Живые тела, вступают во взаимодействие с телами внешней среды. Высшие животные, в своём развитий обретя психику, в основе которой лежит чувство, усваивают в ней, только то, «что им бог послал». Люди, в отличие от животных, всё им необходимое, в совместном действии, то есть во взаимодействии, производят сами. Мы здесь, не будем углубляться в то, «как они дошли до жизни такой». Об этом в нескольких словах не расскажешь. Это, отдельный разговор.
    Сейчас для нас, важно другое, важно то, что только чувственно-практически действуя, с приведением во взаимодействие тел, люди, и могут обнаружить их свойства. А поскольку в совместном действии, необходимо согласование, то их крики, в совместном действии, преобразуются в слово, — отображающие свойства тел и действие с ними.
    Теперь, всё то, что имеет значение для их успешного действия, и обозначенное словом, и есть знание. Корень слова сознание, знание, следовательно, сознание, это то, что связано со знанием.
    Но это, ещё не всё. Люди, чувственно-практически действуя, обнаруживают и причинно следственные связи, в окружающем мире. А причинно следственная связь в форме речи, и становится основой логического мышления.
    И только теперь люди, и могут, на основе добытых практикой знаний, логическим мышлением, выстраивать своего деятельного освоения окружающего мир, по, удовлетворяющим их чувства, меркам. Эта способность к организации деятельности, в своей сущности, и есть, их — ум, разумом, интеллект и т. п.

    Теперь, можно и вернуться к вопросу, об искусственном интеллекте, то есть, о воспроизведении его, в электро-механическом материале.
    Из выше изложенного следует, то, что для того чтобы искусственный интеллект, был таким же как и человеческий, его обладатели по меньшей мере, должны чувственно-практчески действовать. Это значит, что его обладатели, будут действовать для удовлетворения своих чувств. А наши чувства, будут их интересовать, если и не так как нас интересуют чувства лягушек или комаров, то, как вида обезьян. Нужно это нам? Нам что, не хватает проблем, и в отношениях между гомо сапиенсами, многие из которых, ещё далеко не сапиенсы?

    Разработчиков вычислительных машин, с приделанными к ним ногами и руками, равных человеку, и не подозревающих об такой перспективе, — не остановить. В связи с этим, и возникает вопрос. А существует ли, объективная возможность, осуществления их мечты?
    Для ответа на него, необходимо всего лишь, обратить внимание, на то, что качество тел, включая и живые, то есть, то, что делает их, по их свойствам, отличными от других, определяется их внутренним содержанием. Это относится, и к человеку, как виду. А качество тел, как совокупность их свойств, и их внутреннее содержание, существуют в единстве. Они неразрывны.
    Вода, к примеру, со всеми её свойствами, существует только как соединение водорода и кислорода. Свойства воды, как жидкости, присущи и другим жидкостям, но всё-таки они, качественно различные.
 
    На длительном пути развития, в эволюциях и революциях, живая особь, обретя чувственное отражение свойств внешней среды, из объекта взаимодействия, превращается в его субъект. Побуждением, мотивом, к действию которого, становятся чувства. Чувство особи-субъекта, как свойство, это следствие развития её внутреннего биологической содержания.
    Машины же, какое бы не придавали им, внешнее сходство с человеком, они, будучи электро-механическими, останутся объектами. Останутся, подчинёнными человеку, орудиями труда.
    Но подчиняясь человеку, они, как и все орудия труда, являясь производительными силами общества, изменить производственные отношения, — отношения между людьми, в процессе производства, и распределение произведённого продукта между собой, — не только могут, но, и своим развитием, будут изменять.

    Ведущими деятелями капиталистического производства, являются наёмные рабочие, и собственники производственных средств. А распределение его продуктов, осуществляется рыночным обменом. В этом обмене, и извлекается мотив, сила движущая производство, прибыль.
    С внедрением автоматизации, уже заметно уменьшается число рабочих физического труда, и увеличение числа, занятых проектированием средств автоматизации, а поскольку проектирование тоже автоматизируется, то, их число со временем, тоже будет уменьшаться. Такая тенденция наблюдается и в торговле.
    А поскольку число рабочих уменьшается, то кто же будет покупать произведённую автоматами продукцию, количество которой с развитием производительности, увеличивается.
    Продавцами и покупателями останутся, только владельцы производственных средств? Но чем будут определяться цены, их товаров? Уже сейчас, цена, всё меньше определяется общественно необходимым трудом и свободной конкуренцией, и всё больше политикой.
    А может быть, производство вообще прекратится? И в самом, деле! Какой смысл, производить, если некому продать?

                * * *
    Но есть отрасль общественного производства, в которой автоматы не могут заменить человека, и это необходимое, не только для материального производства, — практическое и теоретическое исследование, законов Природы. И эти исследования, в своём истоке, не связанные с товарным обменом, плохо, если не сказать больше, совмещаются с рынком.


Рецензии