Казак Василий Антонов Гл. 2

                Ты - казак
               
                « …Казачий край, надежду дай,
                Гармонь играй, не умолкай!
                А как? Вот так!
                Казак без веры, не казак!»
                Из песни «Казачий край»
    Когда Василию исполнялось семь лет, его во второй раз постригли наголо. Бритоголовым он торжественно пошёл к первой в своей жизни исповеди.
   Тогда же его переселили в мужскую половину дома, где с этого момента он спал в комнате со старшими братьями или дедом, на жесткой постели.
   Мать больше не имела права его наказывать, воспитанием будущего воина занимались теперь только мужчины: дед, отец и крёстный, дядя Игнат.
С трех-пяти лет казачат начинали обучать верховой езде и рукопашному бою,
с семи лет учили стрелять, а с десяти – рубить шашкой.
    Первоначальные боевые навыки прививали мальчикам отцы и крёстные, затем – самые опытные представители казаков, нередко даже атаманы, ведь воспитание в будущих воинах ловкости и силы признавалось крайне важным всеобщим делом.
Целенаправленно воспитывалось в парнях и ещё одно обязательное для казаков качество – умение быстро, почти молниеносно, принять единственно правильное решение в конкретной ситуации и воплотить его в жизнь.
  Для этой цели для мальчишек регулярно создавали ситуации, выход из которых они должны были находить самостоятельно. Но зато к 14-15 годам почти каждый юный казак их  казачьего посёлка владел сложнейшими элементами джигитовки, был смышлен и ловок.
    С 17 лет и до момента, когда он поступал в полк, юноша назывался «малолет- ком», а в 20 лет отправлялся служить на три или четыре года, в зависимости от региона.
    Дальнейшая жизнь молодого казака представляла собой  почти  постоянную
военную службу с некоторыми перерывами.
Но не только физическим развитием и находчивостью отличались молодые казаки, ведь их с детства учили защищать слабых, с благородством относиться к девушкам и женщинам, быть готовыми бороться за свободу, веру и честь.
Особое внимание уделялось тому, чтобы научить юных казаков и казачек уважению к представителям старших поколений.
   Существовал целый набор правил вежливости по отношению к старшим:
- ко всем старшим, включая и родителей, обращались только на Вы;
- нельзя было заговаривать со старшими без их на то разрешения;
- нельзя было окликать впереди идущего старшего;
- прекословие родителям и неподчинение их воле считалось недопустимой дерзостью;
- курение в присутствии отца, деда или старшего брата считалось неприличным.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами, за исполнением которых следила вся казачья община.
   За непочтительность в общении со старшими наказывали: парня могли высечь, а девушку надолго посадить «под домашний арест».
   Девочек с малых лет готовили в казачьи жены, доля которых обычно состояла в том, чтобы ждать мужей со службы. Это значило, что по хозяйству они должны были уметь практически все.
    С раннего возраста девочек приучали к труду: они стирали, мыли полы, ос-ваивали шитье, вязание, вышивание, нянчили младших братьев и сестер.
    Будущие хорошие жёны должны были привыкнуть вставать раньше мужчин, готовить пищу, поддерживать в доме чистоту и порядок.
   Опрятности – в быту и в одежде – в казачьей среде уделяли особое внимание: и казачка, и её дом должны были всегда выглядеть достойно.
Уважительное отношение к мужчине девочки впитывали, наблюдая за отношениями собственных родителей.
  Жёны-казачки, несмотря на то, что в семьях обладали равными правами со своими мужьями,  старались с ними не ссориться, уступать, всячески подчёркивать их авторитет.
 «Не муж для жены, а жена для мужа» – это знали казачки с ранних лет.
Может быть, потому, что первые    казацкие жены    были из самых красивых представительниц коренных          народов,    казачки с древности славились своей особенной привлекательностью.
Девочек учили нести красоту с достоинством, всегда держать спину прямо, следить за своими движениями, не гримасничать и не жеманиться.
   Суетиться, впадать в панику или в гнев, кричать от боли с детства привыкшие уважать себя казачки также не могли себе позволить.
   О воспитании в дочерях терпения и выносливости матери заботились особенно, но при этом не оставляли без внимания они и нравственные качества девушек.
   Истинная казачка должна была быть доброжелательной, отзывчивой, уважительной по отношению к старшим, целомудренной.
   Понятие «честь» не было для нее пустым звуком, напротив, оно руководило её поведением.
Муштры в воспитании девушек не было, как не было и ущемления их достоинства.
   Юные казачки росли в относительной свободе, даже жениха они часто могли выбрать себе сами, разумеется, если тот был из казаков.
   Как правило, родители не выдавали дочерей замуж против их воли – только разве что в качестве наказания за серьёзную провинность.
Приблизительно до середины 18-го века казаки в подавляющем большинстве были неграмотными, исключение составляли войсковые писари и священники.
   Первыми центрами распространения грамотности среди казачьего населения, вначале стали церковные приходы, при которых можно было научиться чтению и письму.
С начала 19-го века в казачьих станицах стали создаваться школы сословного типа, где преимущественно преподавались Закон Божий, чтение и письмо, арифметика и строевая часть.
   В то время в них обучались только мальчики: во-первых, грамотные казаки были нужны    государству, а во-вторых, считалось, что девочкам-казачкам образование особенно ни к чему.
   Правда, и родители мальчиков нередко имели своеобразный взгляд на обучение детей: научился с горем пополам читать и писать, да и ладно.
   Возможно, подобному отношению к образованию способствовало и то, что оно было платным и достаточно дорогим для рядового казака.
 Но уже со второй половины 19-го века начальное образование становилось всё более доступным, постепенно в него вовлекались и девочки.
    Всё больше и больше казаков осознавали необходимость обучения своих детей. И особенно трепетно к этому во-просу относились в Оренбургском казачьем войске.
  Первая  школа в Казачьей Губерле, открылась в 1880 году и в ней первоначально обучалось всего 40 казачат, потому что, обучение было платным и достаточно дорогим.
 В 1897 году, в посёлке была открыта изба-читальня, и построено новое здание школы, где в отдельных классах обучалось уже 100 казачьих детей: 60 мальчиков и 40 девочек.
 В целях более удобной организации обучения, малолетки, в поселковой школе разделялись на десятки и отделения.   
   Старшие в отделениях следили за учебой и поведением младших, а также дежурили по школе.
   Продолжительность занятий в школе составляла в среднем 5 часов в день, через определенное время ученикам давался «роздых», в период которого они
играли, бегали или выполняли неслож-ные гимнастические упражнения.
   В среду и субботу в школе учились только до обеда, а послеобеденное время отводилось военным занятиям: строевой подготовке, изучению оружия и отработке приемов владения шашкой, метанию легких дротиков в специальные мишени.
    В воскресные и праздничные дни учащиеся, одетые по форме, собирались в школе и под наблюдением учителя и специального инструктора из отставных урядников, строем маршировали в станичную церковь на литургию или молебен.
    В составе отдельной «ученической» сотни они принимали участие в военных смотрах и при встречах, прибывавших в станицу военных начальников.
  Рядом с казачатами, в двух других классах, учились девочки-казачки, и когда они весёлой гурьбой, с шумом и визгом, выскакивали на «роздых», сердца, молодых казачат, наблюдающих за ними в окна классов, просто трепетали от счастья и радости.
  Занятия в Губерлинской поселковой школе начинались после окончания осенних полевых работ – 15 сентября, и продолжались до 15 мая, когда начиналась посевная пора.
   Учителями у мальчиков были отставные: сотник Ефим Ильич Черепухин и хорунжий Пётр Семёнович Арапов – они учили детей арифметике, краткой священной истории, краткому катехизису и основам военного дела.
     Слово «катехизис» - означает «оглашение», то есть наставление об основных положениях христианского вероучения. Слово это древнее. Однокоренное ему слово употреблял ещё святой апостол и евангелист Лука в своём Евангелии и в книге Деяний святых апостолов.
Евангелие от Луки вообще можно назвать записанным катехизисом, ведь по сути оно является письменным наставлением в вере во Иисуса Христа. А в книге Деяний святых апостолов говорится об устном наставлении в вере во Иисуса Христа.
    А грамматикой, и чтением с казачатами занимался иногородний житель из Оренбурга – Николай Романович Родимцев, которого они очень любили.
   Жена Родимцева, Ульяна Степановна, вместе с женой сотника Черепухина Анастасией Андреевной, учили девочек-казачек.
    Родившийся в казачьей семье, Василий уже с пяти лет умел сидеть в седле,  с семи лет уже помогал родителям и братьям ухаживать за скотом, а в 8 лет, как и его старшие братья, был отправлен в школу.


Рецензии