Стокгольм. Соборы и церкви. Дворцы

На фото Рыцарский остров, Стокгольм


(компиляция! 2018)

                СОБОРЫ

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР. Стокгольмский собор Сторчуркан. Собор Святого Николая
 
Стокгольмский собор или Собор святого Николая, является наиболее значимым храмом Стокгольма. Он располагается в Гамла Стан – Старом городе Стокгольма.

История храма начинается в 13 веке – на этом месте стояла небольшая церковь, построенная основателем города Ярлом Биргером. Немного позднее на ее месте выстроили базилику святого Николая.

Ранее у храма был фасад в готическом стиле, позже его снесли и выстроили новый, в стиле барокко. В 18 веке к церкви Сторчуркан пристроили колокольню высотой 66 метров. В храме находятся знаменитые произведения искусства – картина «Страшный суд», скульптура 1489 года «Святой Георгий со змеем».

Собор святого Николая является местом коронаций и свадеб шведских монархов. Здесь по-прежнему каждое воскресенье проходят службы, храм открыт для всех желающих по воскресеньям. Тронгзунд, 1.

На северном портале изображены св. Олаф и «Поклонение волхвов», на южном – св. Лаврентий в окружении пророков и святых. Оба боковых портала появились еще в XIV веке.

Западный портал, «новостройка» XIX века, украшен статуей Эрика IX – национального святого Швеции. Его, по преданию, убил на ступенях церкви датский принц. У южной стороны собора установлено несколько рунических камней, которые были найдены в ходе реставрации под полом церкви.

Внутреннее убранство трехнефной базилики с мощным 27-метровым сводом выглядит скромно. Центральная часть собора называется королевским сводом, так как здесь с 1441 по 1719 год шведские короли произносили коронационную клятву перед тем, как их короновал епископ.

Сводчатая капелла хора, ранее капелла Девы Марии, превращена в мавзолей Густава Васа, который похоронен здесь вместе со своими двумя протестантскими женами (всего у него было три жены).

Надгробный памятник в стиле ренессанс, выполненный в 1590 году в Голландии из каррарского мрамора, повторяет форму роскошного катафалка, в котором перевозили их тела в Упсалу из Стокгольма, где они покоились до тех пор. Капелла Васа в XIX веке была украшена семью фресками, изображавшими эпизоды из жизни короля.

В соседней капелле похоронены святой Эрик (который, впрочем, никогда не был канонизирован) и отец святой Биргитты. Следующая капелла посвящена Эрику XIV, убитому Стеном Стуре и его сыновьями, а в третьей нашла последнее пристанище жена Йохана III, полька Катарина Ягеллон.

В бывшей капелле Андреаса в южной части хора похоронен канцлер и друг Густава II Адольфа Аксель Оксеншерна (Axel Oxenstierna). Это была наивысшая честь, которой его мог посмертно удостоить король. Интересны консоли на колоннах хора, изображающие пороки и добродетели.

Церковную кафедру в стиле барокко спроектировал Никодемус Тессин-младший. Простой каменный стол служит алтарем, над ним висит современное распятие из серебра и граненого хрусталя, выполненное в 1976 году Бертилом Бергреном.

В южном приделе, ближе к главному порталу, похоронен мистик Эмануэль Сведенборг. Эпитафия на северо-западной колонне центрального нефа напоминает о Карле Линнее. 
 
Впервые эта церковь была упомянута в 1279 году рыцарем Юханом Карлссоном, который в своём завещании даровал «Стокгольмской большой церкви» одну марку серебра.

Церковь Св. Николая была местом коронации шведских королей. Последней была коронация Оскара II, которая состоялась здесь в 1873 году.

Здание собора - образец шведской неоготической архитектуры. Во внутренней архитектуре использованы элементы кирпичной готики. Один из шедевров - средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона.

Здесь хранится копия картины «Ложное солнце», выполненная в 1632 г. Оригинал картины, созданный в 1535 году и представляющий собой самое старое изображение Стокгольма, был утрачен. Tra ngsund 1.


Церковь Святого Николая (швед. Sankt Nikolai kyrka, а также швед. Storkyrkan — Большая церковь) — кафедральный собор Стокгольма (с 1942 года), старейшая церковь исторического центра Стокгольма.

Здание образец неоготической архитектуры с элементами кирпичной готики во внутренней архитектуре собора. Расположенный рядом с Королевским дворцом, собор выходит восточным фасадом на Королевскую площадь, одновременно замыкая с запада улицу Слоттсбаккен. Улицы Стурчуркубринкен, Челларгренд и Тренгсунд проходят к северу и к западу от здания.

Первоначально здание использовалось как церковь прихода Святого Николая, однако со временем она стала сперва главной церковью острова Стадсхольмен, затем — исторического района «Старый город», а в конечном итоге в 1942 году, стала кафедральным собором.

Колокольня церкви построена из кирпича, стены оштукатурены и выкрашены в жёлтый и белый цвета. Первоначальная конструкция здания восходит к XIII веку, однако внешний вид здания был существенно изменён в стиле барокко около 1740 года архитектором Юханом Эбергардом Карлбергом.

Среди художественных шедевров, находящихся в соборе, средневековая деревянная статуя Святого Георгия и Дракона, авторство которой приписывается Бернту Нотке (1489). Статуя с одной стороны являлась памятником сражения при Брункеберге (1471), с другой — служила реликварием мощей святого Георгия и двух других святых.

В церкви также находится копия 1632 г. с утраченного оригинала самого старого изображения Стокгольма, картины «V;dersolstavlan» («Ложное солнце», 1535). Картина была создана по поручению учёного и реформатора Олауса Петри. На ней изображён паргелий, который в старину рассматривался как предзнаменование.

Паргелий (ложное солнце) — один из видов гало, выглядит как светлое радужное пятно на уровне Солнца. Возникает вследствие преломления солнечного света в анизотропно ориентированных кристалликах льда, парящих в атмосфере.
Статуя самого Олауса Петри была установлена у восточной стены церкви в XIX веке.

ЦЕРКВИ

Церковь Риддархольмена. RIDDARHOLMEN

Церковь Риддархольмена — церковь в историческом центре Стокгольма, усыпальница шведских монархов до 1950 года. Самым старым зданием города является Риддархольмская церковь, построенная в XIII веке.

На острове Riddarholmen высится шпиль готического храма Риддархольмсчюркан (Riddarholmskyrkan), одного из самых старых зданий в Стокгольме, отдельные части которого датируются концом XIII века.

Церковь Риддархольм (Riddarholmen Church) была основана в 1270 году, когда Король сделал пожертвование Франсисканскому Ордену, на деньги которого был построен женский монастырь, от которого и берет начало церковь Riddarholmen. Послушниками Ордена были Франсисканские монахи, называвшиеся «Серыми Братьями» так из-за серого цвета своей одежды.

С 1634 по 1950 церковь Риддархольм стала Корлевской Усыпальницей. В настоящее время церковь является произведением искусства, используется для похорон и поминальных служб. Здесь погребены большинство шведских монархов от Густава Адольфа до Густава V. Здесь находятся захоронения Магнуса I и Карла VIII.

В церкви находится герб ордена Серафимов (Order of the Seraphim). Когда умирает кавалер ордена, его герб вывешивается в церкви, и во время похоронной церемонии церковные колокола звонят с 12:00 до 13:00. Визитной карточкой является изящный шпиль. Церковь открыта для доступа туристов.

 
Церковь Риддархольмена является единственной сохранившейся монастырской церковью Средневековья в Стокгольме. Она находится на острове Риддархольмен, неподалеку от Королевского дворца. Сооружение было построено в 13 веке, отреставрировано в 16-м и считается одним из старейших зданий в городе.

Церковь представляет собой усыпальницу шведских правителей. Захоронения осуществлялись здесь вплоть до середины 20 века. Сегодня в ней проходят только похоронные и поминальные службы. Строение имеет роскошную старинную отделку, башню и железный шпиль, который был установлен на месте прежнего, разрушенного ударом молнии в 19 веке. Остров Риддархольмен.


Церковь святой Клары. СВЯТАЯ КЛАРА

Шпиль церкви Святой Клары, самой высокой в Стокгольме. Церковь Святой Клары — лютеранская церковь, расположена в районе Норрмальм, недалеко от центрального железнодорожного вокзала.

Первая церковь святой Клары появилась на этом месте уже в конце XIII века, когда король Магнус Ладулос основал здесь женский монастырь. Церковь была освящена в честь святой Клары Ассизской, основательницы ордена клариссинок.

Клара Ассизская (16 июля 1194 — 11 августа 1253) — итальянская святая, одна из первых последовательниц Франциска Ассизского. В иконографии Клара Ассизская традиционно изображается в виде монахини, одетой в тёмное монашеское облачение и держащей в руках дароносицу или чашу. Реже встречаются изображения с распятием, книгой и лилией — символом девственности и чистоты.

Орден святой Клары (лат. Ordo Sanctae Clarae) — женский монашеский орден Римско-католической церкви, тесно связанный духовно и организационно с орденом францисканцев. Одеяние клариссинок — чёрная туника, опоясанная белой верёвкой, и белый головной убор с чёрным покрывалом.

Орден был основан святой Кларой Ассизской в качестве женского ордена францисканцев в 1212 году. Уже к моменту смерти святой Клары (1253) насчитывалось 111 монастырей. К конце XIV века по всей Европе насчитывалось более 400 клариссинских монастырей.

Монастырь был снесён в 1527 году по приказу шведского короля Густава Васы. От него сохранились только двери алтаря. Вторая церковь святой Клары возводилась по решению короля Юхана III в 1572—1590 годах голландским архитектором Хендриком ван Хувеном.

Здание серьёзно пострадало в пожаре 1751 года — выгорели все интерьеры, обрушилась западная башня. Однако уже через год началось восстановление церкви под руководством шведского архитектора Карла Хорлемана.

Фасад церкви и новая башня получили свой современный вид при реконструкции 1884—1886 годов.

Будучи построенной «в два приёма», церковь Святой Клары сочетает в своём облике черты двух архитектурных стилей — барокко и неоготики. Объём церкви однонефный, с трансептом.

Здание сооружено из красного кирпича, традиционного для архитектуры Северной Европы; фасады и башня украшены чёрными горизонтальными полосками.

Башня церкви Святой Клары высотой 116 метров, увенчанная позолоченным петушком, — самая высокая в Стокгольме, вторая по величине в Швеции, после башни кафедрального собора Уппсалы.

Четыре окружившие её небольшие башенки придают образу яркую запоминающуюся индивидуальность, а венчающий шпиль башни золотой петушок завершает впечатление лёгкости и праздничности.

На башне 35 колоколов общей массой восемь с половиной тонн; самый большой колокол весит 1700 килограмм, а самый маленький — только 20 килограмм. Интерьер церкви выдержан в бело-золотых тонах, отличаясь торжественностью и пышностью убранства.

Алтарь 1766 года обрамлён двумя резными коленопреклонёнными фигурами ангелов. Своды церкви расписаны в начале XX века Оле Йортсбергом. Привлекают внимание также большие позолоченные люстры и витражи.

 
Церковь святой Клары находится в самом центре Стокгольма, в районе нижнего Нормальма. Церковь на этом месте была основана еще в 1280 году.

Первоначальное здание церкви было снесено в 1527 году, а новое было построено в 1572 году, во времена правления Юхана III. Возле церкви есть кладбище.


                ЦЕРКОВЬ КАТАРИНЫ

Церковь Катарины является одной из основных церквей в центре Стокгольма.

Екатерина Сиенская (Caterina da Siena 25 марта 1347, Сиена — 29 апреля 1380, Рим) — терциарка (монахиня в миру) доминиканского ордена, итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья, оставившая множество писем и мистическое сочинение «Диалоги о Провидении Божьем».

Занималась активной политической и миротворческой деятельностью, способствовала возвращению пап в Рим из Авиньонского пленения, убедив Григория XI перенести Святой Престол обратно в Италию. Вела чрезвычайно аскетический образ жизни и имела видения, из которых особо известны мистическое обручение и стигматизация.

Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из четырёх женщин-Учителей Церкви.

Своими сочинениями к концу XIV века Екатерина завершила дело превращения итальянского языка в литературный, предпринятое Данте в начале века, доказав, что народный язык — volgare — также может быть языком богословия и мистики.

Стала первой женщиной, которой впервые за долгое время разрешили проповедовать в церкви, нарушив завет апостола Павла, который запрещал женщинам проповедовать и обращаться к собраниям.

Распространёнными типами изображения святой являются:
- Мистическое обручение святой Екатерины (иногда двойное, вместе со святой Екатериной Александрийской)
- Стигматизация (Экстаз) Екатерины Сиенской

Оригинальное здание было построено в районе Седермальм в 1656-1695 годах по проекту архитектора Жана Валле, который выбрал для нее греческую модель с центральной башней в середине.

Церковь была освящена в честь принцессы Екатерины, матери Карла X, жены Яна Казимира и сводной сестры Густава Адольфа.

Архитектор Ове Хидемарк отвечал за восстановление церкви, которая была вновь открыта в 1995 году. Были отлиты 4 колокола по образцу сгоревших, и церковь приобрела новый орган, привезенный из Нидерландов.


                ЭНГЕЛЬБРЕКТ

Одна из высотных доминант города: церковь Энгельбректа. Башня церкви достигает 73 метров в высоту. Церковь Энгельбректа — протестантский храм, построенный в начале XX века (1910—1914) в стиле модерн.

Церковь названа в честь национального героя Энгельбректа — вождя крупнейшего в средневековой Швеции народного восстания. Дата рождения 1390, дата смерти 4 мая 1436.


                Церковь святого Иоанна. JOHANNES KYRKA

Sankt Johannes kyrka в районе Нормальм. В конкурсе победил Карл Мёллер в неоготическом стиле. Строительство началось 14 сентября 1883 года – ровно 100 лет спустя с первой попытки. С 1890 года эта 70-ти метровая церковь.

Церковь отличается великолепным интерьерным пространством, в особенности высокими арочными окнами с витражными стёклами. На серединном окне можно увидеть Иисуса на кресте, Марию и Апостола Иоанна, в честь которого и названа церковь. На других окнах также изображены библейские сцены.

 
Церковь святого Иоанна с круглой 60-метровой башней работы архитектора Акселя Андерберга. Местные жители очень любят и ценят эту удивительную по своей красоте церковь.

Церковь построена в стиле модерн. Кирпичная красная церковь также зовется в народе «церковью роз», поскольку в своем интерьере она имеет много вырезанных деревянных и каменных роз.

Церковь была построена на месте деревянной часовни. Предполагалось, что церковь построят в стиле классицизма – в 1783 году началось ее строительство по проекту Йена Эрика Рейна. Однако церковь не достроили из-за влияний новомодных течений из-за границы. Карл Меллер построил неоготическую церковь в 1883 году, и с тех пор жители ее помнят именно такой.

На окнах собора изображены сцены из Библии, Иисус на кресте, Мария и апостол Иоанн. Kammakargatan 12.


   ***   ***   ***

                «АНГЛИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ»

Одной из самых выдающихся работ, выполненных в стиле Модерн в начале 20-го века является одной из самых крупных его церквей. Церковь построена архитектором Ларсом Израелем Вальманом и её строительство было завершено в 1914 году.

Церковь называют «Церковью на скале». Свод стоит на восьми колоннах и в высоту достигает 32-ух метров, таким образом, являясь самым высоким в Скандинавии. Резные гранитные стены церкви, выполненные вручную, украшены богатым символическим орнаментом.

Церковь наполнена большим количеством скульптурных деталей и украшена великолепными фресками шведского художника Олле Хьортсберга. В церкви находится орган, насчитывающий 6212 труб и 86 регистров, являясь одним из самых больших церковных органов в стране.

На южной стороне церкви находится небольшая часовня, которая была создана во время реконструкции церкви в начале 90-ых годов 20-го века. Два километра от центра на Север.

                Финская церковь
 
Финская церковь расположена рядом с королевским дворцом, с виду совсем неприметная. А за ней находится самая маленькая скульптура Стокгольма — Железный мальчик.

                Немецкая церковь (Тюска Чуркан)
 
Название «немецкая» церковь получила из-за того, что в средние века этот квартал был населён в основном немцами. Церковь была освящена в честь Святой Гертруды Нивельской, которая является покровительницей путешественников и настоятельницей бенедиктинского монастыря Нивель в современной Бельгии.

Нынешняя двухнефная церковь была построена в период с 1638 по 1642 год. Раньше на её месте находилось здание гильдии, созданной немецкими торговцами. В конце XVI века было решено возвести на этом месте храм, который впоследствии стал первым немецким приходом за пределами Германии. Svartmangatan 16.

                MARIA MAGDALENA KYRKA

История церкви Марии Магдалины (Maria Magdalena kyrka) началась в 1350-ых годах, когда Король Магнус Эриксон построил на этом месте часовню в честь Марии Магдалины.

На сохранившейся гравировальной доске часовня изображается небольшим строением с единственным нефом и большой башней с возвышающимся шпилем. После того как в 1527 году Король Густав Васа начал реформацию церкви многие церкви, монастыри и часовни были уничтожены, включая часовню Марии Магдалины.

Его сын Король Юхан III в 1588 году начал строительство новой церкви на этом месте. Известные шведские архитекторы Никодемус Тессин Старший и Никодемус Тессин Младший придали церкви вид в стиле Барокко.

Шпиль, выполненный Тессином Младшим в 1676 году, по его же словам был самым прекрасным шпилем в Стокгольме. К 1763 году церковь была отстроена заново.

Архитектор Карл Иохан Кронстедт глубоко уважал своих предшественников и сохранил дизайн церкви таким же. Эта церковь является старейшей на Сёдермальме. Обязательно загляните, чтобы посмотреть на «Поклонение пастухов» - картину украшающую алтарь, датируемую примерно 1800 годом, а также на богато украшенную в стиле Рококо кафедру.
 

                Церковь Св. Якова
 
Церковь Святого Якова (Sankt Jacobs kyrka) – располагается в центре Стокгольма и посвящена апостолу Св. Джеймсу Великому покровителю путешественников. Изначально на этом месте находилась маленькая часовня первые упоминания, о которой относятся к 1311 году. Первая церковь на месте часовни была построена в 1440 году. Затем она вместе с остальными церквями, находящимися за городскими стенами была разрушена по приказу короля Густава Васы в 1527 году. В 1580 году король Юхан III велел заново построить церковь, на том же месте.

Начал строительство архитектор Генрих ванн Хувен в 1588 году, а завершил (но не полностью) уже после смерти Юхана III архитектор Вильгельм Бой. В 1642 году, 26 ноября церковь была освящена и открыта публике королевой Кристиной. Главная колокольня церкви Св. Якова возведенная Гораном Джошуа Аделькранцом была построена лишь в 1739 году. В течении 19-го столетия церковь не однократно обновлялась.


                Церковь Адольфа Фредерика

Церковь Адольфа Фредерика – церковь, посвященная королю Швеции – основателю страны. Фредерик приходился родным дядей царице Екатерине II. Церковь была построена на месте деревянной часовни святого Олофа в 1774 году.

Церковь является ярким примером барочной архитектуры. При церкви имеется кладбище. До 1666 года на этом церковном кладбище покоилось тело Декарта (позже его перенесли в Париж).

Внутри церкви находится памятник, который изображает Истину в виде шара, освобождаемую от покровов Лжи. Инициатором создания скульптуры был сын Адольфа Фредерика – шведский король Густав III. Holla ndargatan 16.

Церковь Хедвиги Элеоноры

Церковь построена в честь супруги короля Карла X Густава, Хедвиги Элеоноры Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской, которая прославилась утонченным вкусом, железной волей и под чьим чутким руководством был построен дворец Дроттнингхольм.

Церковь расположена недалеко от набережной Strandv;gen, в двух шагах от Музея музыки и Музея Армии. В начале XVII в. в районе ;stermalm (тогда — Ladugardslandet), в котором находится церковь, проживало много военных моряков. Постепенно военная община переросла имеющийся приход и Адмиралтейству пришлось начать строительство новой церкви.

Автором первоначального проекта стал придворный архитектор Жан-де-ла-Валле, также известный своим участием в строительстве Рыцарского дома, чуть ли не официально признанного самым красивым зданием Стокгольма.

Из-за проблем с финансами церковь строилась достаточно долго и даже в 1737 г., когда её освятили, все еще не была полностью завершена, а перепланировки и переделки продолжались здесь вплоть до 1944 г.

Сегодня эта церковь является прекрасным образцом архитектуры барокко и имеет весьма необычную для стокгольмских храмов восьмиугольную форму. Из-за того, что купол был создан намного позже самой церкви, он сильно отличается по стилю и пропорциям.

Главный вход находится на севере, еще два – на юге и западе. Украшением церкви служит великолепный алтарь, богато украшенная кафедра, витражи Гюннара Торхамна и орган, который впервые появился в церкви в 1762 г.

Благодаря органу церковь всегда была одним из центров городской музыкальной жизни. Именно здесь состоялась шведская премьера «Реквиема» Верди, а местный хор отсчитывают свою историю с середины XIX в. и считается одним из старейших в Стокгольме.

Кроме этого в церкви есть карильон, большой колокол которого весит 4,73 тонн и является одним из самых тяжелых в Швеции. Несколько раз в день церковные колокола вызванивают удивительно нежную и немного сентиментальную мелодию.

С юга к церкви подступает построенное в XVII в. для артиллерийского арсенала здание Музея армии, с юга – мощеная брусчаткой площадь ;stermalm с роскошным кирпичным крытым рынком Ostermalmshallen, полностью сохранившим внешний облик с 1880-х. гг.

Вокруг церкви расположено старинное кладбище, которое начали использовать в 1670-х гг. для захоронения военных и членов их семей. В частности, здесь покоится артиллерийский генерал Карл Карделл, который отличился в Русско-шведской войне 1808-1809 гг., командовал полевой артиллерией в Шведско-норвежскую компанию 1814 г., а также был одним из основателей Артиллерийского училища в Мариеберге и Военной академии.

Благодаря огромным старым деревьям и цветам сегодня кладбище больше похоже на парк какого-то старого поместья, а чугунная ограда с отштукатуренными столбами еще более усиливает этот эффект. Ухоженные дорожки, аккуратные лавочки.

По вечерам на местных газонах и надгробьях расставляют зажженные свечи. Адрес:
Storgatan 7, ;stermalm, Две минуты пешком от метро ;stermalm Torg.


ДВОРЦЫ

Королевский Дворец
 
Здесь расположены несколько выдающихся городских достопримечательностей: королевские апартаменты, зал торжеств, палаты Рыцарского Ордена, Казначейство, дворец-музей «Три короны», Арсенал и Античный музей Густава III.

С апреля по октябрь на площади перед дворцом ежедневно можно наблюдать торжественную церемонию смены королевского караула, в зимнее время - по средам и субботам в 12:10, а по воскресеньям и праздничным дням - в 13:10.

Королевский дворец был построен на фундаментах средневекового замка середины XIII века, носившего название Tre Kronor (Три короны). Замок был разрушен пожаром в 1697 году. Его остатки можно увидеть во дворце-музее «Три короны».

Строительство нового дворца велось с 1697 по 1754 год. Величественные королевские палаты оформлены в разных стилях: от барокко, рококо и густавианского неоклассицизма до эклектических стилей XIX века. Гамла Стан.

Кастоельхольмене

Красивое красное здание Замок на Кастоельхольмене. Этот замок находится на острове Кастельхолмен. Построен в 1846-1848 годах. Каждое утро, начиная с 1640 года, местный моряк поднимает над замком шведский флаг.

Дворец Дроттнингхольм
 
С 1981 года дворец является резиденцией шведских королей. Дроттнингхольм был построен королём Швеции Юханом III. Он создал замок для своей жены, Катерины Ягеллонки. В 1662 году замок сгорел, но королева Хедвига Элеонора через год приказала построить на его месте новый дворец.

Строительством существующего здания Дроттнингхольма руководили архитекторы Тессины – отец и сын. Архитектурный ансамбль дворца представлен стилем барокко.

За дворцом располагается уникальный придворный театр. Это один из старейших действующих театров во всём мире. Дворец окружён великолепным парком, который включает в себя французские сады с беседками и лабиринтами и английские сады с живописными лужайками и прудами. Drottningholm slot 11.

см. Стокгольм


Рецензии