Искусство в Терезиенштадте часть 3

 «Последнее пристанище надежды. Дети, пережившие лагеря».
           ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Хельга Вейсова и Иегуда Бэкон были в числе 100 оставшихся в живых
из 15 тысяч еврейских детей, содержавшихся в гетто Терезин и позже отправленных в Освенцим.

 Хельга Вейсова родилась в 1929 году в Праге и была дочерью Отто Вайса, банковского служащего, и Ирэны Фукс, швеи. Девочка очень рано начала много и творчески рисовать.

Ровно через месяц после своего 12-летия, 10декабря 1941 года Хельга с семьей из-за своего еврейского происхождения попадают в Терезиенштадт. Бумагу и все принадлежности для рисования они взяли с собой в лагерь. В условиях лагеря-гетто она продолжает активно рисовать.

Отец, видя её талант и возможность отразить жизнь людей в лагере, поощряет дочь: «Изображай, то, что ты видишь». Потом их семья была депортирована в Освенцим. Отец здесь нашел свою смерть. Мать и дочь пережили ещё и Фрайберг и Маутхаузен, пока 5 мая 1945 года не были освобождены американскими войсками.
После войны Хельга с матерью возвращается в Прагу. Здесь Хельга оканчивает пражское Высшее художественное училище.
 
И все же тема трагедии детских лет не отпускала художницу. В 70-ые годы её память вновь заставляет её создавать впечатляющие картины о том, что было и чего забывать нельзя.
В 1993 году – Х. Вейсовой присваивается титул почетного доктора искусств Бостонского университета. В 2002 году она издает книгу своего отца под названием «И увидел Бог, что это плохо». Материалы для этой книги отец начал писать ещё до Терезиенштадта и продолжал писать до самой своей смерти. Эту книгу Хельга богато иллюстрировала, создавая иллюстрации, как будто это рисунки девочки, каковой она и была в годы, когда отец писал эту книгу.

Ныне Хельга Вейсова, бывшая девочка-узница нацистских концлагерей, является всемирно известной художницей и иллюстратором, темой творчества которой остается Холокост. Девиз Хельги Вейсовой гласит: «Будущее имеет долгое прошлое». Это заставляет уже немолодую художницу вновь и вновь возвращаться к своему страшному детству, чтобы это время не забывалось никогда и никогда не повторилось.


Далее пойдет рассказ еще об одном ребенке-узнике, художнике Иегуде Бэконе.
Он родился в городке Моравска Острава, в Чехословакии 28 июля 1929 г. Он и две его старшие сестры росли в патриархальной религиозной еврейской семье. Был членом молодежной сионистской организации. С самого раннего детства Иегуду тянуло рисовать.

В сентябре 1942 г., в возрасте 13 лет, Бэкон с отцом был депортирован в Терезинское гетто.
Там он жил в “югендхайме” (детском доме), в корпусе L. 417. Жизнь маленьких узников проходила в общих бараках, по 200-300 детей в каждом.

В декабре 1943 г. мальчик вместе с отцом был отправлен в Освенцим. Для отца это путешествие оказалось последним.
В Освенциме Бэкон оказался в числе еще 20 детей, чья работа состояла в уборке мертвых тел, сгруженных в вагонетки. Он запечатлел этот труд в своих рисунках, делая их на упаковочной бумаге и пряча в укромных уголках лагеря. Когда в бараке начинался обыск, он уничтожал часть своих работ.

18 января 1945 г. Иегуда покинул Освенцим, чтобы пройти “маршем смерти”, в продолжение которого надсмотрщики безостановочно гнали узников в течение 30 дней и ночей.
Его освободили американцы, в лагере Гунскирхен, недалеко от Маутхаузена.
Это случилось 5 мая 1945 г., когда ему было 15 с половиной лет.
В июне 1945 г. он возвратился в Чехословакию, а в 1946 г. эмигрировал в Израиль (Палестину).

Бэкон давал свидетельские показания против фашиста Эйхмана, а также против эсэсовца Брацки в суде во Франкфурте, при расследовании преступлений в Освенциме.
В 1946 г. при поддержке организации «Молодая алия» Иегуда Бэкон прибыл в Палестину, где получил образование и стал известным художником, профессором графики. Его картины висят в мемориале «Яд ва-Шем», Конгрессе США, в домах Теодора Рузвельта, Джона Д. Рокфеллера, ...
После войны он изучал искусство в Праге, Иерусалиме, Лондоне, Париже и Нью-Йорке, а затем преподавал живопись.


Рецензии