Глава 028. Чайковский. Времена года

Пётр Ильич Чайковский
Времена года - 12 характеристических пьес для фортепиано
Михаил Коллонтай (фортепиано)

sir Grey: Я уже спрашивал, кажется, по другому поводу. Мне кажется, что Вы как-то скованно, не свободно сидите. Что Вы сами скажете?

Интересно, что в Рахманиновском зале не оказалось стула нормального.

Mikhail_Kollontay: Так я же отвечал — какой из меня пианист? То есть, как-то могу играть, но я тоже вот мог с невероятной скоростью писать на пишущей машинке, практически в темпе сплошной неспешной диктовки. Но это не профессия же. Или, я готовлю еду ежедневно уже много лет, но я не повар же. А стул, может и был, но для тех, кто почище-с? впрочем, не знаю.

  Kawai тоже не перл создания, как можно услышать, звук невероятной вульгарности, хотя поддается филировке и прочему хорошо, но сам звук несъедобен. Тоже, вероятно, Стейнвей пожалели.

sir Grey: Какой из Вас пианист — не Вам судить. Не только Вам, во всяком случае. Мне интересно, как бы Вы оценили локти и положение корпуса этого пианиста, если бы это был Ваш ученик.

Mikhail_Kollontay: Я без звука посмотрел на первые тридцать секунд и на кусок из «Святок» — ничего особенного не заметил, ни плохого, ни хорошего. Как-то там он играет, ну и ладно. То есть эстетические категории кои не неприменимы. Показываю музыку, а не исполняю. Но надо еще и понимать, что я же за 90-е годы сыграл считанное количество концертов, ну десяток, ну, может, два. Поэтому откуда быть свободе? на сцене надо быть ежедневно или около этого. Пытаюсь вспомнить, что играл:

С Дударовой два раза сыграл Двадцать шестой концерт Моцарта.

Пару раз концерт Баха ре-минорный, с разными дирижерами.

Сыграл программу с Гайдном.

Сыграл Листа (пьесы и сонату), Комитаса и си-минорную Шопена.

Моцарта три сонаты играл, не помню с чем. Вроде бы Малый зал был?

Шопен-Мусоргский-Коллонтай, еще такое было в доме Ученых.

Больше ничего не вспоминается. Так что сами судите.

А, еще играл Шопена (этюды и ноктюрны, что ли? не помню) и Глинку итальянского. Это в музее Революции было.

Я вообще не собирался этот концерт выкладывать, ибо уныло играю. Но попытки отснять заново ни к чему не привели. Вот сейчас собирался сниматься, а не могу, и палец болит, и денег нет, и т. д. Все это становится труднее и труднее. Так что решил выложить как некий документ. Все-таки ценные вещи можно и тут наскрести, несмотря на мое состояние, качество записи и инструмента. Это касается и «Детского альбома» в той же мере. Если коротко, то все звучит грубо и спрямленно. Чайковскому необходима специальная доработка, подслащивание, что ли, а мне это плохо удается, и по жизни, и по искусству. Потом, звук искусственно машиной вытягивается из пиано в какую-то дрянь вроде меццо форте. Поэтому наиболее нежные моменты, как Марш солдатиков в Альбоме, вообще звучат никак. А там адское пианиссимо было.

lilas: Михаил, я не профессиональный музыкант, и не берусь о Вашей игре судить. Но меня тронули Ваши «Белые ночи». Мне кажется, что Ваш взгляд на это произведение очень близок к моему представлению о том, как оно должно звучать. Согласна с Вами, что несколько не хватает нежности, мягкости свойственной музыке Чайковского, особенно в начале «Белых ночей». Но зато какая волнующая серединка!!! Мне понравилось, что Вы по разному исполняете начало и конец. В конце май уже не вылетает, он растворяется.

Mikhail_Kollontay: Я с Вами в том согласен, что оно могло бы быть, и отдельные моменты того, что когда-то было сделано, вероятно, отразились. Я для себя идеально сыграл Времена года в 1985 примерно году в Гнесинском зале, запись пропала, а потом уже были лишь какие-то несостоятельные выползы. Вообще надо понимать, что сочинение труднейшее, найти к нему подход очень сложно.
 


Рецензии