Пьеса длиною в жизнь, д. 9

ПЬЕСА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

ДЕЙСТВИЕ ДЕВЯТОЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

А. – учёный, математик, физик-теоретик,
Ф. –философ, науковед

Действие происходит в парке на скамейке, на которой действующие лица беседуют.

Ф. Что-то давно Вас не было видно. Как поживаете?
А. Живу хорошо. Как в раю. Весь в творческих планах. А Вы как?
Ф. Вы единственный среди моих знакомых, у кого всё хорошо в течение длительного периода. К сожалению, я не могу похвастаться хорошей ситуацией. Срок контракта истекает у сына в США. Внуки плохо управляемы. Да и здоровье часто меня подводит. Как Вам удаётся дистанцироваться от бытовых проблем? У меня никак не получается.
А. Очень просто. Если ты любишь своё дело до фанатизма, оно всегда тебя спасёт и даже возвеличит. Как-то случайно я услышал одно из последних интервью актрисы и режиссёра Глаголевой, которая умерла в Берлине. Меня удивило то, что она для себя открыла. Она сказала, что могут предать все: мужья, жёны, дети, родители, друзья, страна. Единственная надёжная опора в жизни – это любимое дело, работа. Вроде очень простая истина, но чтобы её для себя открыть, надо пройти долгий жизненный путь.
Ф. Да, до этого, действительно, надо дойти. Мы недостаточно ценим, что имеем. Я сына спросил, не хочет ли он вернуться в Россию. Сын ответил, что для учёного и любой творческой личности родина всегда там, где лучше удаётся творить и раскрывать своё предназначение. Я не стал спорить.
А. Часто забывают, что наша планета единый общий дом. Политическая бюрократия в своих корыстных целях сеет раздоры, вражду между людьми. У меня друзья в разных странах. У всех своя жизнь, но ни разу за их проблемами не стояли национальные или националистические причины, которые пропаганда нагнетает искусственно.
Ф. Да, шовинизм и идеи национального превосходства, обособленности, избранности и перед первой мировой войной нагнетались искусственно и завершились для простых людей плачевно. Выигрывает лишь кучка монополистов-олигархов. Вот и теперь аналогичная картина.
А. Хорошо, что Вы это понимаете! Сейчас массы так оглуплены, что приходится выключать телевизор. Дошло до того, что пацифизм считают вредным явлением. Я спрашиваю у студентов и аспирантов, а знают ли они, что все выдающиеся учёные в прошлом веке были пацифистами, причём наиболее убеждёнными оказывались те, что разрабатывали оружие массового уничтожения. От Альфреда Нобеля до Андрея Сахарова. Но теперь большинство студентов желает стать чиновниками госслужбы, чтобы пользоваться благами, льготами и получить «доступ к кранику», к узаконенному воровству. Появился целый правящий класс  «воров в госе».
Ф. Особенно, меня удивляет откровенная, противоречащая всей истории, официально внушаемая ложь, что коррупцию преодолеть невозможно, что ужесточением уголовного наказания достичь декриминализации невозможно.
А. Да, во лжи современные правители продвинулись далеко. Они играют в игру, кто кого ярче переврёт и кто сильнее зазомбирует своё население.
Ф. Я вспомнил, о чём хотел давно Вас спросить. В чём заключается парадокс Ферми или Ферма?
А. Никакого парадокса Ферма не существует. Пьер Ферма, служивший юристом,  был великим математиком с удивительными достижениями в теории чисел более трёхсот лет назад. Все слышали о великой теореме Ферма, доказанной лишь недавно. А Энрико Ферми – выдающийся учёный двадцатого века, создавший первый ядерный реактор в 1942 году в Чикаго, вместе с тем блестящий физик-теоретик, воспитавший плеяду лауреатов Нобелевской премии. Он первый, кто открыл нелинейные эффекты в физике. Элементарные частицы с полуцелым спином в честь него названы фермионами. Ферми стоит в одном ряду с основателями квантовой теории: Нильсом Бором, Максом Планком, Луи де Бройлем, Максом Борном, Эрвином Шрёдингером, Вернером Гейзенбергом, Полем Андре-Мари Дираком. А парадокс Ферми заключается в том, что если во вселенной существуют намного более развитые цивилизации, чем человеческая, то они должны были открыть, дать о себе знать и посетить нашу цивилизацию. А поскольку этого мы не наблюдаем, то гипотеза о существовании намного более развитых цивилизаций сомнительна.
Ф. Интересный парадокс. А Вы сами что думаете об этом?
А. Я думаю, что тут подводит нас принцип аналогии. Если существует во вселенной намного более развитая цивилизация, то она не должна быть похожа на нашу. Скорее наоборот, более развитые цивилизации, на мой взгляд, давно должны были выбрать не физическое близко действие, а информационное дальнодействие, то есть перейти на информационный тип вечного существования и совершенствования. Сам факт, что наш мозг не вырабатывает понятия, что понятия, абстракции, научные открытия, так называемые интентотипы как геномы цивилизации «вырабатываются» коллективно с участием разума, видимо, вселенского, сам этот факт и подтверждает то, что существует некая высшая вселенская управляющая и направляющая функция. Этого достаточно для подтверждения гипотезы существования высшей вселенской цивилизации информационного типа. Такая цивилизация вовсе не обязана быть материальной. Если бы высшего разума не было, наша цивилизация в меру своего познания и знания определяла бы все информационные и интеллектуальные процессы во вселенной, диктовала бы низшей природе свои правила. Но этого не происходит и не может происходить. Человечество во многом уступает природе, далеко от совершенства и находится на побочной ветке эволюции. Оно может в один миг исчезнуть подобно динозаврам. А высшая цивилизация этого даже не заметит.
Ф. Да, интересно. Я как раз недавно одному религиозному оппоненту сказал, что является психической болезнью, манией величия, надежда, что бог услышит молитву человека. Это всё равно, как если бы мы слышали потребности муравья, жалобы комаров и могли бы исполнять их желания и анализировать их просьбы. Почему человечество, несмотря на развитие науки, никак не может отойти от мракобесия и безумия, связанных с манией величия? А с другой стороны, оно не может никак выйти из рабства. В каждом присутствует действие, функция высшей единой программы вселенной, но не каждый это осознаёт, оставаясь невостребованным или востребованным только для функции раба. Воистину самоуничижение совпадает с гордыней, с манией величия.
А. А Вы знаете, что процент психически нездоровых людей растёт, что мозг уменьшается, что удельный вес интеллектуалов в человечестве неуклонно убывает? Человечество деградирует как вид. Даже внедрение технологических  и информационных новшеств, спасающих и лечащих людей, тормозится в корыстных целях. Лишь единицы творческих гениев продолжают что-то делать и то не потому, а вопреки, вопреки тормознутым мракобесам.
Ф. Это чудовищно. Мы это испытываем на себе. Если бы Вы слышали, что теперь несут школьники и студенты! Труд пытаются заменить ложью и хитроумием. Гены лени пора бы давно уничтожить. Теперь мне Ши Хуан Ди вовсе не кажется безумным правителем.
А. Свободой творчества и свободой выбора нельзя прикрыть лень и умственную патологию.
Ф. И что делать? Неужели наша ветка эволюции сохнет? Вот бы перейти в информационный вид существования!
А. Может, и успеем…
Ф. Спасибо за беседу! Как всегда, в беседе с Вами многое прояснилось.
А. И Вам спасибо! Сейчас и поговорить-то не с кем. А поговоришь – так исказят, что и не узнаешь свои же первоначальные утверждения. Нынешнее состояние человечества не заслуживает ни любви, ни ненависти, ни жалости, ни внимания. Только любопытная фиксация того, как, оказывается, может быть…


Рецензии