Ч. 130 Пирогов был не один

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/05/10/1553

Ещё до приезда Пирогова в Севастополь прибыл добровольцем известный хирург, заведующий кафедрой теоретической хирургии Киевского университета, профессор Христиан Яковлевич Гюббенет с двумя своими лучшими студентами, тоже добровольцами, Воронцовым и Гарнье.
 
Гюббенет получил известность как талантливый врач и учёный. Но по сравнению с академиком Пироговым, это было медицинское светило второй величины. Во время пандемии холеры в 1848 году ему поручили заведование холерным отделением Киевского военного госпиталя.
 
Он много сделал, чтобы остановить распространение страшной болезни. Гюббенет вёл большую научную деятельность и оставил после себя множество трудов по медицине. Командование сначала назначило его оператором главного перевязочного пункта,
 
в котором под руководством медицинского инспектора Севастопольского порта Рожественского трудились восемь военно-морских врачей и два американца, упомянутые выше хирурги Турнепсид и Дрейпер.

Позже там работал ещё  один американский врач, хирург Мортон. Этот пункт располагался в здании Дворянского собрания. В сухопутном госпитале на Северной стороне врачи работали под руководством  главного хирурга Южной армии Ореста Ивановича Рудинского, с которым у Пирогова сложились следствии хорошие деловые отношения.

Два других перевязочных пункта размещались в доме Волохова и в морских казармах на Корабельной стороне. После попадания снарядов в дом Волохова перевязочный пункт (им командовал штаб-лекарь Павловский) пришлось закрыть.

Перед приездом Пирогова в севастопольских госпиталях вспыхнула эпидемия холеры. Гюббенет имел немалый опыт борьбы с этой жуткой болезнью. Благодаря его рекомендациям удалось остановить распространение страшной эпидемии.

Это огромная заслуга профессора. Холера могла уничтожить Севастопольский гарнизон намного эффективнее, чем неприятельские бомбы и ядра. Когда приехал академик Пирогов, то он со своими помощниками занял главный перевязочный пункт, а Гюббенета и его врачей командование попросило перейти на Корабельную сторону.
 
Американские врачи остались работать с Пироговым. Профессора Гюббенета назначили начальником перевязочного пункта и главным хирургом левого фланга оборонительной линии. В этих должностях он безотлучно пробыл всю осаду Севастополя.

Первоначально ему разрешили приехать в Севастополь на три месяца, но по ходатайству начальника Севастопольского гарнизона генерал-адъютанта Дмитрия Ерофеевича Остен-Сакена командировку по распоряжению министра народного просвещения продлили до сентября 1855 года. Царь согласился с тем, что Гюббенет «приносит много пользы в Севастополе».

Следует заметить, что место работы Гюббенета во время обороны Севастополя, было самым опасным у медиков. От большой беды во время Крымской войны случилось и вовсе невероятное событие с точки зрения тогдашних кадровиков и жандармов:

на службу в военные госпитали приняли шесть врачей  евреев, которые каким-то чудом умудрились получить в Российской империи медицинское образование. Наверное, выдали себя за поляков. До этого евреи служили в армии и на флоте только солдатами и матросами.

Нужно отдать должное командованию русской армии, которое без всяких колебаний подчинило всех военных врачей двум выдающимся гражданским медикам – Пирогову и Гюббенету.

Поначалу академик и профессор между собой не ладили. Возможно, Гюббенет обиделся, что его без особых церемоний попросили освободить уже освоенное место для Пирогова, либо существовала ещё какая-то иная причина, но не будем ломать над этим голову.

В конце концов, оба светила нашли общий язык и у них установились хорошие отношения. Отличались они и по характеру. Николай Иванович был более резок, не стеснялся в присутствии множества людей называть подчинённых ему врачей дураками и идиотами.

Гюббенет высказывался более деликатно. Но важно другое: Пирогов и в меньшей степени Гюббенет (поскольку последний не пользовался покровительством Елены Павловны) могли более свободно, чем военные врачи, высказывать своё мнение о госпитальных порядках и требовать принятия неотложных мер.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/05/13/1589

На фотографии: Христиан Яковлевич Гюббенет
 


Рецензии
Вот теперь стало ясным, что Пирогов не был единственным врачом на русской стороне.
Хвала забытому Христиану Яковлевичу Гюббенету!!!

Олег Маляренко   13.05.2018 13:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.