Афористика. Выпуск 1

(С разных книг.)

(1).Хосе Отега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., Искусство, 1991 г.

1. ЖИЗНЬ. Единство человека и обстоятельств, идеи и реальности. Стремление к осуществлению идеального проекта вещи,хотя достигается это не всегда.(Идеальное оформление материала)* Энергия космоса в вещах. "Сама себя пожирающая деятельность".(С.13.)
Обстоятельства и решения,выбор возможного.("Восстание масс",Гл. 1,V,с. 311.) Но и "жить - вовлекаться в загадочное".(Там же, гл.2,II.)
------------
* Имеется в виду вечная идеальная (психологическая) связь человека с вещами мира, среды, связанная с деятельностью или планами относительно этих вещей.Беспредметного сознания нет. Отсюда наша зависимость от вещей и вещей от нас - мой комментарий,Н.О.)
(См. и М.ГОРЬКИЙ.Ст."О КНИГЕ":
"Наше существование всегда и всюду трагично.")

2. РАЗУМ,ИНТЕЛЛЕКТ.Мир абстракций. (Неверно. Это мышление, мыслительный процесс, а не разум - высшая,духовная форма сознания.Да и мышление - единство абстрактного и конкретного,- мой комм,Н.О.) В НАУКЕ подмена законов бытия своими.Разум создаёт условную, субъективную карину мира.Управляет волей и сознанием человека до 30 лет (?)Система верований и представлений. (Это,собственно, сознание, часть которого - рассудок и разум, мой комм.,Н.О.) (С.13.)
Интеллект - воображаемая жизнь. ("Идеи и верования",гл.1,II,с. 468.) Ирреальность. Зависит от ВОЛИ. Создаёт умственные комбинации (идеи,но мы в них не верим) Разум- форма веры.(Это не есть "идея",а просто их корректировка.) (Там же, с. 469.)Спасает от сомнений. (Там же, III,с.474-475.)Идеи - прорехи в верованиях. Изобретение миров в целях стабильности.(Там же, с. 476.)(Т.е. разум упорядочивает,логизирует реальность,а сама по себе она не такова, какой её представляет разум. Мой комм.,Н.О.) ИСТИНА - частный случай фантазии. (Там же.)
Когда уже не верим в нечто, создаём идею этого.Идеи - костыли ВЕРЫ. Там же. Гл. 2,Внутренние миры,I,c. 479.)См. ВЕРОВАНИЯ.

3. ВЕРОВАНИЯ.См. Разум,Идеи. Фундаментальное,живём этим.Скрытые основания деятельности.("Идеи и верования",гл.1,I,с.465-466.)Вера и идеи то совпадают,то нет. (Там же,гл.2,II,с.482.)(Всё это имеет место и всё же разум и верование это специфические целостности. - Мой комм., Н.О.)

4. ИСКУССТВО. Выражает то, что иначе невыражаемо. 1. Копии вещного МИРА. 2. Мир идеальных СМЫСЛОВ.На основе чувственного восприятия с его чёткой определённостью.Прекрасное как поводырь и ориентир. Потребность самовыражения и арсенал средств. Связь с жизненным, конкретным, неповторимым. Ясное и точное видение жизненной проблемы. Основная тема - человек.(С. 14.)Многообразие красоты и её самоосуществление в человеке. (= МОРАЛЬ.) Вчувствование в эстетический объект. Европейское искусство движется от ближнего видения предмета к дальнему, потеря телесности. Предметы как фон. (С. 27.) Искусство обращено к элите. Оптические формы реального МИРА. Новое искусство - деформация форм, аналитика, ослабление и уничтожение "человеческого аспекта". Изобретённая жизнь.Новые эстетические чувства. Надо перейти на "дальнее видение"(Ощущение причастности к космосу.(С.32.)
Отказ от реального порядка и иерархии вещей в пользу метафоры. С 40-50 г.- сумерки искусства.(С.34.)
Перенесение предмета в сферу чувств. Объект -частица "Я" поэта).(С.27.)Поэзия = исследование(мира и человека).(С.28.)
М. Гюго: Искусство - объединение человеческих эмоций.(С.32.)

5. АНТРОПОЛОГИЯ. ("Восстание масс".)
ТОЛПА.Общий тип, заурядная чернь. (1. Стадность. С.309-310.)Совпадение целей,места,образа жизни."Быть как все".Не выделяться. Плыть по течению.Без усилий перерасти себя.(Там же.)Без ориентиров и созидания.
Отдаваться случаю,не решать.V.Статистическая справка. С.312.)Возможности заданы,навязаны.(Там же.)
Из среднего слоя.(19 в.) (VI.Введение в анатомию массового человека.С.116.)
1.Рост жизненных запросов.(Требование удобств).
2.Избалованность,всёдозволенность,эгоцентризм. Безобязательств.Безблагодарности к тому,что облегчило жизнь.Без усилий - на готовое.
3. Ни с кем не считаться,никого не считать лучше себя.(С.319.)
VIII:
4.Взгляд без усилий его выработки.
5.Ложная самооценка - нет сомнения в себе и своём духовном совершенстве.Не всилах сопоставить себя с другими.
6.Без перевоплощения.
7.Прописные истины,несвязные мысли,словесный мусор.Не пользуется умом.Все ответы находит в себе.
8.Освящает и навязывает.Судит.Не умеет слушать. (С.322-323.)
9.Пошлость.(Там же.)
10. Право быть неправым.Произвол.Ни с кем не уживается.
11.Желает управлять обществом без способностей к этому.
12.Предпочитает прямое действие. Насилие.(С.324).
Массы вторгаются всюду и во всё.(Название главки). (С. 322.)
К этому можно отнести и утрату исторической памяти.(X.Одичание и история. С. 330.)Желание господствовать. (XI.Век самодовольных недорослей.С.335.)Отказ от себя,своего осуществления.(Там же,с.339.)Позёрство.трагическая маска.Жизньв шутку.Риторика.(Там ЖЕ. С.340.)Аморальность.(XV.С.349.)
Массы надо вести,наставлять,представлять её.(XIII.Государство как высшая угроза.С.341.)
"Подвалы судьбы".(XI.С.338.)
"Насилие стало бытом".(XIII.С.342.)

(Хотелось бы подчеркнуть три момента. 1.масса - большинство,т.е."родовая природа человека как такового, элита - крайность.2.Наша власть по сути имеет психологию массы - в основном.3.Масса это сила,от которой зависит вообще судьба мира и человечества.Мой комм.,Н.О.)

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. "БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕБЁНОК".М.,Олимп,1997.

Вождизм - продукт массы.(1.С.185.) "Чем больше толпа,тем ничтожней каждый человек в ней." Утрата смысла жизни.Рабы государства.Одержимость стандартными истинами и большими числами.Власть толпы.(1.С.186.)Но "сложение миллиона нулей никогда не даёт единицы". (4.С.210.)
Почему существует влечение индивида к толпе? - 1.Где много людей там безопасно. 2.Довери тому,во что верят многие.3. Скатывание в детство: беззаботность,безответственность,попечительство родителей.Отвечают на все вопросы.Забота.(= Власть).(4.С.314.)

ЧЕЛОВЕК"раб и жертва тех машин,которые завоёвывают для него пространство и время".Все его достижения не делают его великим, а наоборот - уменьшают.(3.С.211.)

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ:

Обезьяна сошла с ума и стала человеком. (Цитируется М.Волошиным.Его письмо к А.М. Петровой - о беседах с В.Ивановым.(ИРЛИ,ф.562, оп.3,ед.ххр.93.)(Можно и так сказать: Человек сошёл с ума и стал гением... Мой комм.,Н.О.)


Рецензии