Мой единственный учебный год

  Итак, после того, как я в течение четырёх месяцев, до летних каникул, проходила педагогическую практику в своей школе, среди своих учителей, я приняла предложение поработать в школе в следующем учебном году "Внешним совместителем". Такое определение вызывало у меня улыбку. Как-то было слишком похоже на "Воскресного папу". С другой стороны, пока я не в штате, с меня и спрос меньше... Но это только мне так казалось.

  Поскольку я пришла "со стороны", то дали мне самые тяжёлые классы в психологическом плане - седьмые! Это дети, а правильнее сказать люди, у которых в этом возрасте происходит ломка гормонального фона.
  Я, как медик, понимала это отлично и всегда возмущалась тем, что в педагогике, как таковой, этот процесс в организме ребят игнорировался.
  В поликлиниках и консультациях достаточно много взрослых пациентов, которые находятся в состоянии климакса, когда из организма исчезают один за другим гормоны, без которых телу плохо. Этим людям нужна помощь, и они её получают.
   А когда в 14 лет в организме начинают появляться новые гормоны, к которым ещё нет адаптации, которые сами ещё не отрегулировались, и их то нет совсем, то выбрасываются в кровь взрывным потоком, тело получает такой мощный стресс, что мало не покажется!

   А на практике что мы имеем? Родители возмущаются тем, что их сын или дочь становятся неуправляемые, в школе замечания по поводу и без повода. Родителей на разговор к директору, ученика - к психологу.

  Но не психолог должен " работать" с "ребёнком". Этот человек становится взрослым! И говорить надо с ним,  как с равным, с уважением. И досконально объяснять ему, почему ему так плохо, почему гормоны, выбрасываемые ненормативно в кровь, вызывают у него то головную боль и лень, а то агрессию и неоправданный риск в разных ситуациях. Говорить ему о том, что пора "делать себя" и психологически, и морально, и нравственно, тренируя волю и разум, не забывая о теле. Говорить о красоте человеческого тела и о том, что украшать его надо не татуировками и гламурными шмотками, а отличной осанкой и гордой посадкой головы, красивой походкой, правильной речью, тактом, доброжелательством, спортом.
  Учить его никогда не позволять унижать своё человеческое достоинство и никогда не унижать достоинство другого человека, как бы ты к нему ни относился! Учить подбирать себе друзей по вибрациям, как учил Тесла, спокойно расставаться с ненужными людьми. Да ещё о многом надо говорить, иначе он пойдёт туда, где сможет общаться на равных. Порой это опасные места и связи...

   Вот этим я и занималась большую часть своих уроков химии. И химию я объясняла "на пальцах", а порой "на руках" своих учеников, чтобы визуально они могли увидеть и понять валентность и химические связи в структуре вещества. Ведь у кого-то память логическая, у кого-то абстрактная, у кого-то визуальная и т.д. А химия наука весьма своеобразная. Например, как объяснить 14-летнему человеку, не имеющему склонности к химии, почему разные свойства у двух одинаковых молекул глюкозы только оттого, что одна левовращающаяся, а другая - правовращающаяся?

   И я была счастлива, когда увидела, что мы понимаем друг друга! Все пять седьмых классов стали моими друзьями. Некоторые из них провожали меня домой, обсуждая по дороге все "нешкольные" вопросы, интересовавшие их. Мальчишки порой спрашивали, как прилично выразить свою симпатию девочке. Девчонки интересовались другими вопросами. Ответ получали все.

   Я до сих пор всегда рада встречам с "моими ребятами", хотя они сами уже тоже взрослые люди. Я помню девочку за партой с красивыми распахнутыми глазами - Галю Наумову, глядящую на меня с восхищением. Это уже во взрослой жизни Галя годы была моей соседкой по даче, а сейчас - моим другом в одноклассниках. Я помню своенравную и красивую девочку Инну Есину, дочь моей сотрудницы, тоже красивой женщины - Аллы. И талантливую Олю Фирсову, тоже дочь моей сотрудницы и подруги юности - Надежды Фирсовой.  А с её папой Володей мы когда-то учились в одном классе...  Я помню карие глаза очень застенчивого Игоря Помазкова. К его матери, Надежде, я когда-то бегала в библиотеку ДК за книгами,и она разрешала мне брать сразу 5-6 книг. Я их читала запоем... Я помню всегда сидящего за первой партой ярко-рыжего Касторного, отец которого когда-то был моим учителем по математике. Я помню светлую блондинку Оля Донцову, мама которой была нашей пациенткой. Пять седьмых классов! Из вас я помню очень многих! Вы были моими первыми и единственными учениками. До сих пор, встречаясь часто с моим учеником из 7"В" - Сережей Брахновым, мы можем долго болтать и от души хохотать вместе. А он меня снабжает выращенными им грибами вёшками.

   Естественно, среди учеников были и тупые, и дебоширы. У каждого человека на свете свой талант: у кого-то он со знаком  плюс, у кого-то - со знаком минус.
Был такой и в одном из седьмых классов - Демьянченко.( Сразу скажу, фамилия и имя изменены). Я никак не могла подобрать к нему ключик, и он досаждал на уроках  мне и классу.
  В один совсем непрекрасный день, он вывел меня настолько, что моё, казалось, бесконечное терпение, лопнуло.
  Обычно я человек, которого практически нельзя вывести из себя. Но когда капнет последняя капля в чашу моего терпения, я превращаюсь во взорвавшийся вулкан и обретаю недюжинную физическую силу.
   Так случилось и в этот раз. Я буквально подняла подростка выше себя ростом из-за парты и с возгласом: "Пошёл вон!", грубо бросила его через дверь в коридор. Он упал и поехал по паркету.
  А я вытянула руку, чтобы закрыть дверь в класс. И тут увидела идущую по коридору группу людей, в которой шла директриса школы, представитель отдела образования нашего города и ещё двое незнакомых людей. Я  приветствовала их кивком головы и невозмутимо закрыла дверь класса.


    На  перемене в учительской меня воспитывали учителя. О моём столкновении с начальством в коридоре школы никто не знал, зато о происшествии с Демьянченко уже знали все.
   Учителя стращали меня тем, что парень из очень неблагополучной семьи, что его старшие братья настоящие гопники, и один уже сидит в тюрьме, а другой на "подходе". Что сам парнишка злобный и постарается мне отомстить. Никто из учителей с ним не связывался, все ждали, что он уйдёт в ПТУ и освободит школу от себя. А я "связалась"...
   Я выслушала все нарекания и пошла искать Демьянченко...
   Найдя его, сказала, чтобы сегодня после уроков он проводил меня домой, будет серьёзный разговор без свидетелей.

   После уроков я отправила по домам своих обычных провожатых, с которыми мы возвращались из школы и, вручив Демьянченко свою сумку, взяла его под руку и сразу сказала: " Ну, рассказывай!"
  "Что рассказывать?",- опешил парнишка.
  " Всё, что захочешь рассказать мне о себе, Виктор. Сегодня мы говорим только о тебе, твоей семье, твоих интересах, твоих друзьях, твоей жизни".
   Мы медленно шли по тротуару и Витя молчал. А потом искоса посмотрел на меня и спросил: "А Вам разве это интересно?"
   "Ещё как интересно!",- искренне ответила я. Мне действительно очень хотелось узнать, как из маленького, наверняка милого толстопузика вырос злобный зверёк.
    И парнишку прорвало. Он говорил не останавливаясь, перескакивая с темы на тему, возвращался к брошенному разговору и снова говорил взахлёб. На каждый мой вопрос он старался выложиться по полной. Он видел мой неподдельный интерес к нему, к личности! Он хватал меня за руки, заглядывал в глаза и говорил снова обо всём, что меня интересовало.
   И передо мной разворачивалась трудная судьба подростка, который мало кого интересовал дома. Друзей ему подсовывали старшие братья, которые ему были и не нужны. Грубость, пьянки отца, безвольная мать, которая никогда не перечила отцу и старшим братьям, и много ещё другого, что осталось между нами...
   Мы сели на скамью, дойдя до сквера возле нашего ДК, и его монолог плавно перетёк в наш с ним диалог. Только когда спустились сумерки, я забеспокоилась, что Витю уже заждались, на что он с горькой улыбкой ответил:"Некому меня ждать"...
   С этого дня на уроках он сидел тихо на задней парте, а я, зная, что в ПТУ химия ему нужна будет, как пятое колесо для телеги, ставила ему  тройки...
   Перед летними каникулами я встретила его и пожелала удачи и много сил и терпения, чтобы сделать самого себя.

  Я завершила этот год преподавания в школе, и, наконец, определила для себя, что медицина мне интересней, чем педагогика...
  Некоторые мои ученики до сих пор общаются со мной.
  Некоторые приходят за советом или просто уже медицинской консультацией.
  Некоторые приводили своих детей, чтобы познакомить с самым справедливым учителем,- "учителем-легендой" как меня называют кое-кто из моих бывших учеников.

Для такого "почётного прозвища" послужил случай. Был у нас в одном из седьмых ну совсем отсталый ученик - симпатичный темноволосый паренёк с любопытным взглядом. Учился плохо по всем предметам. Я всегда удивлялась его взгляду. Его глаза постоянно светились интересом. Но вот понять, на что этот интерес направлен, было невозможно. Ни один школьный предмет, по-видимому, его не интересовал. А на жизнь взирал с любопытством. Правда, он  у меня не единожды спрашивал, как можно понравиться девочке? Вопрос для 14-ти летнего подростка не из частых.
И вот в классе мы провели лабораторную работу, а оформить её в тетради - дала задание на дом. И что вы думаете? Лучше всех оформлена работа была у этого ученика. Почерк его, рисунки выполнены отлично. Доказать невозможно, кто рисовал. Кто-то за него, или он сам - талант? Писал он, но возможно просто переписал написанный текст. Но ведь, даже переписывая, подсознание запоминает текст. Значит в его голове точно что-то осталось. И я выставила ему 5! И похвалила за работу. Он сиял! 
  В учительской мне была "выволочка" от старших учителей:"Ты с ума сошла! Он с двойки на тройку перебивается, а ты ему- 5!"  Но я от своего не отступила. Есть факт - отлично выполненная работа, написанная его почерком. Заслуживает отлично... Об этом случае узнали все школьники. И я получила своё "прозвище"

...............
 
  Прошли годы...
  И вот однажды в мой кабинет в поликлинике вошёл молодой мужчина с букетом цветов. Я его не узнала. А он представился: " Виктор Демьянченко."
 Мы проговорили больше двух часов. Он рассказывал обо всех своих успехах в жизни и в заключении он сказал:" Я делал себя, как Вы велели, и только благодаря тому нашему разговору, я смог это сделать".
  Прощались мы оба со слезами на глазах.
 
  Именно тогда я поняла, что вот этот импозантный мужчина - мой самый главный приз моей короткой педагогической практики!
    
   
      


Рецензии