Герои не умирают?
В конце апреля подруга сводила меня в местный театр «Поиск» на спектакль по поэме Гоголя «Мёртвые души». И спектакль, и книга породили во мне размышления, которыми захотелось поделиться.
Вспоминаю середину шестидесятых годов, школьное изучение поэмы. Хорошо помню, что на первый план выдвигался Павел Иванович Чичиков, ведь он "предприниматель", а значит, будущий капиталист, «миллионщик» – классовый враг то есть. По прошествии времени я стала размышлять: а чего же хотел Чичиков? А хотел он вначале, в молодости, нормального человеческого существования: рубашек из тонкой голландской ткани, которые было бы приятно носить; жилья, нормального, человеческого – светлого и уютного, а не того, которое он помнил в «кисло-неприютном» детстве – тёмного и тесного с «каким-то мутным, занесённым снегом окошком». (Живи Павлуша Чичиков в более комфортной бытовой среде, возможно, и не возникали бы у него впоследствии соблазны быстро разбогатеть неправедным путём. Но больно уж бесприютно в России…). Хотел лучшего для сына и его отец, обедневший дворянин. Когда-то мы, наивные советские старшеклассники, ядовито смеялись над наказами Павлушиного отца, никогда не думая, что сегодня они будут звучать актуально: «Смотри же, Павлуша, …угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. … а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».
Послужив на российском государственном поприще мелким чиновником, уяснив нравы мелкого чиновничества, Чичиков скоро понял, что здесь «трудом праведным не наживёшь палат каменных». И наш герой делает себе карьеру иными путями – неправедными, но такими популярными в среде госслужащих. Не всё шло гладко: падал, поднимался снова.
Движимый желанием разбогатеть, изобретал всё новые афёры.
Благо, для таких авантюристов, как Чичиков, питательная среда в российском государстве была и остаётся очень благоприятной. И сегодня телевидение, Интернет в изобилии приводят нам примеры ухищрений разного рода проходимцев.
Сегодня для меня ясно одно: эта поэма не столько о Чичикове, сколько о государственном устройстве, государственной системе в России. Книга эта – более подробное и глубокое продолжение пьесы Гоголя «Ревизор». Умей искусно польстить, умей расположить к себе, обзаведись нужными людьми, надёжными связями, узнай слабые места своего начальника, умей в нужное время и в нужном месте подмаслить нужного человека – и ты «свой», ты принят этой средой.
Вспоминается и рассказ В.М. Шукшина «Забуксовал», написанный в семидесятые годы, когда советская власть казалась нерушимой, когда ничто не предвещало беды. Главный герой рассказа, деревенский житель, слушая, как его сын учит наизусть финал поэмы о Руси-тройке, которая несётся в неизвестное ей будущее, вдруг задумывается: а кого же везёт в будущее эта птица-тройка? А везёт-то она мошенника, проходимца… Не предугадывал ли ещё тогда эту тенденцию сам писатель?
И ещё. Тройку лошадей с Чичиковым, покинувшим город и вовремя избежавшим разоблачения, пересекает похоронная процессия. Хоронят прокурора. Сцена не случайная. Прокурор – олицетворение законности. Сцена страшная: беззаконие создаёт питательную среду для счастливого существования авантюристов, проходимцев, подлецов. И самое удручающее, когда эти проходимцы проникают во властные структуры, как это делал в поэме Павел Иванович Чичиков.
Свидетельство о публикации №218051201572
Когда я учился в школе, эти образы не были так актуальны, а сейчас самое время. К сожалению, образ Павла Корчагина никак не всплывает, да и Дон Кихоты стали редкостью. С уважением, Талгат
Талгат Алимов 23.06.2018 11:09 Заявить о нарушении
Надежда Шишмарёва 28.06.2018 11:40 Заявить о нарушении