Мбути - последние охотники Африки...

Экваториальный лес в центре Африки покровительствует племени мбути и является для них неприкосновенным пристанищем. Вот уже восемь тысяч лет он способствует выживанию этих последних представителей охотников и собирателей трав африканского континента.
Лес Итури практически закрыт для чужаков, которые в нем могут элементарно заблудиться и погибнуть. Он утопает в бесконечном переплетении растительных экваториальных джунглей под непрерывное карканье воронья, которого здесь предостаточно. В свете утренней зари кроны деревьев кажутся фантастическими. С них стекает вода. Лианы, крепко “ухватившись” за деревья, тянутся в бесконечность. Зеленоватый свет с трудом проникает сквозь густую растительность, постепенно рассеивая ночной туман, с которым, к сожалению, как бы “исчезают” и кажущиеся в сумерках невероятно гигантскими силуэты деревъв.
Дюжина маленьких хижин расположилась по кругу на лесной лужайке. Из них тянутся вверх еле заметные струйки дыма. Кажется, что это “селение” еще не проснулось, однако уже можно было услышать слабый шум, доносящийся сквозь тонкие стены хижин, полностью сделанных из листвы. Летом ночи здесь холодные. Дождь обычно идет по утрам. Здесь водится большое количество африканских обезьян. Крики их стай по утрам и выводят лес из оцепенения, будя и мбути.
На протяжении восьми тысяч лет эта территория в виде непроходимых экваториальных джунглей на побережье Атлантики принадлежит пигмеям или бамики бандура, детям леса, как они себя сами называют. В центре африканского континента между Конго, Камеруном, Габоном и Центральной Африканской Республикой это враждебное, недружелюбное, насыщенное злом место, с точки зрения обитателей долин, остается исключительно владением пигмеев, которых насчитывается около ста тысяч. В Рувензори, на границе с Заиром, Угандой и Руандой, разместилось племя мбути - одна из основных этнических групп пигмеев. Их нравы и привычки почти не претерпели изменений с незапамятных времен. Они, наряду с племенем бошиманов, на сегодняшний день оказались последними охотниками Африки.
Сегодня клан бабулемба племени мбути решил покинуть свой лагерь, чтобы обосноваться в другом месте. Почему? Все реже попадается дичь, а женщины уже с трудом отыскивают ягоды, орехи, грибы и коренья итаба, чтобы можно было сносно прокормиться нескольким семействам в районе этой лесной лужайки. Этих пигмеев-охотников еще называют собирателями. Кочевой образ жизни и помогает выжить этим людям в условиях, когда заканчивается еда. А сейчас как раз и настало время отправляться в путь в поисках более “сытного” места.
Заили, один из охотников, отправил стариков своего семейства в дорогу пораньше, чтобы они не задерживали более быстро идущих молодых мбути, которые потом их нагонят. Хижины, как и то, что с трудом можно назвать мебелью, просто бросаются, потому что все торопятся. При этом нет никакого сожаления по поводу оставленных вещей, так как без них идти легче... Небольшими группами мбути углубляются в лес, следуя по невидимым тропинкам. Женщины несут домашний скарб на спинах в высоких корзинах с приделанными к ним широкими ремнями, которые они “натягивают” на голову. Среди этого скарба - металлические ножи, топорики, выменянные в деревнях на “лесные продукты”, и нехитрая другая домашняя утварь. Заили покинул лагерь последним. По традиции он положил параллельно друг другу три листика на тропинку, чтобы таким образом закрыть путь посторонним на эту лужайку до тех пор, пока последний мбути этого “селения” не углубится в лес.
Процессия “детей леса” продвигается довольно легко. Мужчины идут первыми и на своих спинах несут орудия охоты: сети, стрелы, копья, пики... Тропинка начинает теряться, как бы исчезает среди лиан. Но это не страшит мбути, так как они ни в чем не сомневаются, не колеблются и идут напролом. Как и в этом случае. Женщины уже поднялись по тропинке, которая идет вдоль реки Итури. Все начинают проклинать пологие склоны, пытаясь найти более-менее ровную полянку. Наконец, подходящее место найдено.
Женщины, а именно они строят хижины, рубят молодые ветви деревьев и заготовляют большое количество листвы - фриниум. Затем делают из ветвей каркас хижины сферической формы, на который “навешиваются” широкие листья, крепящиеся к каркасу лианами. Каждая хижина строится примерно за два часа и затем, в основном, принадлежит супруге. При этом обустройство нового лагеря никоим образом не сказывается на поисках еды, которым мбути посвящают ежедневно около половины своего времени. Свободные от постройки жилья именно этим и занимаются.
В абсолютном молчании самый опытный охотник по имени Умуди берет на себя руководством этим процессом. Он полностью полагается на свой опыт и на особые лесные приметы, которые указывают на наличие в этих местах животных. Обычно мбути охотятся с помощью сетей. Плетение охотничьих сетей является одним из их основных занятий. Делают они их и по случаю Бутума, важного ритула, предшествующего охоте на буйволов или слонов, хотя сейчас охота на слонов стала редкостью даже для мбути. На заре охотники направляются к Базимо, жертвеннику, чтобы положить жертвоприношения для лесных божеств. Затем начинается сам ритуал, в котором один из мбути, обвешенный ветками, олицетворяет собой слона, а другие, с нанесенными на тела татуировками, изображают охотников. Во время этого ритуала не только дух животного “посвящается” лесу, кормильцу, а также он должен уберечь охотников от подстерегающих их опасностей. Многие охотники во время этого священнодействия украшают свои головы довольно оригинальным нарядом из растительности и плодов.
На этот раз Умуди решает не охотиться на слона или буйвола, так как их не “чувствует в этом месте”, и отдает приказ поставить ловушки на животных из не очень толстых сеток, сделанных из коры деревьев. Через некоторое время мбути соорудили из сеток просторный загончик для зверья высотой около метра и протяженностью пятьдесят метров. Сами же охотники ловко прячутся неподалеку от ловушки, становясь практически невидимыми в густом лесу, и ждут свою добычу.
Вдруг раздается возглас, означающий, что зверье появилось! В загоне участвуют все, и мужчины, и женщины, с шумом гоня к ловушке какое-то животное. Их мышцы напряжены, взгляды сосредоточены. Чувствуется волнение и азарт этих пигмеев. Слышится легкое топанье и треск веток: это антилопа мчится на полной скорости, ничего не видя перед собой, а значит - и ловушку, устроенную ей охотниками... Стрела настигает ее уже в ловушке, затем - другая... Охота достигает апогея, “обрамленного” радостными криками пока улыбаюшихся мбути. Охотники тут же разделывают добычу, а затем направляются в другой сектор леса, чтобы установить еще одна ловушку... Этот день для них начинается удачно.
Ближе к вечеру Заили дает сигнал возвращения. Напряжение спадает и разговоры умолкают. Лес, который является у мбути вечным божеством, в очередной раз удовлетворил нужды этих людей во имя их будущих детей. В сумерках, которые благоприятны для данного случая, видны большое количество собранных фруктов и свежего мяса. Все это охотники складывают в “священное пространство” - в свои сети, чтобы нести их с добычей домой.
Племя мбути, чтобы выжить, смогло на протяжении тысячелетий брать от леса ресурсы, которые ограничены, благодаря тому, что оно особым образом организовало внутри своих кланов отношения и обязанности - “закон влияния друг на друга”. О нем говорится даже в мифах племени. К примеру, клан бабулемба племени мбути опирается на конкретное число число индивидуумов, которые имеет определенные обязанности в выполнении тех или иных работ. Чтобы эффективно охотиться с помощью сетей, необходимо минимум семь и максимум двадцать охотников. При этом требуется единение всех участников: не только мужчин, но и женщин, а также подростков. В то же самое время, запрещаются соревновательные элементы внутри клана. Клан племени мбути живет как одна семья, родственные отношения, даже временные, считаются превыше всего. Игры адресного характера, например, метание копья, у мбути играют важную роль. Как охотники, так и сборщики, мужчины и женщины, имеют равную “экономическую власть”. Те, что постарше, участвуют в воспитании более младшего поколения. Наконец, главные решения клана принимаются не только старейштнами, но и сообща всеми взрослыми, которые ответственны за будущее племени мбути.
Возвращение к лагерю проходит под дождем. Любопытно, что во время сильных гроз мбути свистят в свои магические дудочки, которые называются сегб, чтобы обозначить дорогу, по которой должен следовать дождь, чтобы обойти стороной их лагерь. Но на этот раз, несмотря на ненастье, все находятся в хорошем расположении духа и бодры, благодаря удачной охоте. Мужчины, к тому же, “разграбили” улей, попавшийся им по дороге. Мед является лакомством для мбути, а так же личинки, сваренные на пару... Вокруг огня, который горит в ночи, опустившейся на лагерь, женщины зачаровывают всех своим монотонным пением, но совпадающим с ритмом тамтамов. К пению подключаются и мужчины, исполняя свои “партии”. Таким образом эта "Кооперация и образует мелодию, которую в одиночку не спеть...
Сегодня - траурный день. Возле реки Бава должны хоронить мальчика, причиной смерти которого стал несчастный случай. Смерть ребенка вызывает в клане печаль и уныние. К слову сказать, зажиганием огня у мбути занимаются дети, так как они еще очень чисты и невинны. Заили со старейшиной держит совет: нужно предупредить лес, чтобы он проснулся и хорошо принял покойного.
Лагерь накрывает ночь. Женщины всех возрастов танцуют в монотонно-протяжном ритме и поют. Пришедший из глубины леса звук постепенно усиливается, наконец перекрывает пение. Женщины замолкают. Этот звук похож или на рычание тигров или топот слонов. Это звук Молимо, духа леса. Раздаются стоны, охи, жалобных вздохи, к которым, как кажется, глуха земля, деревья и все остальное вокруг. Хаос нарастает. Он способен разрушить лагерь. У мбути смерть кого-то - высшее выражение аками, разрыв гармоничных связей, связывающих все в лесу. На опушке, в свете луны, показываются тени. Двое молодых, покрытые листьями, несут длинный рог. Один из них и издает распространяющийся вокруг звук, похожий на мычание агонизирующего животного. Вокруг охотники медленно начинают бить землю палками. Мужчины и старейшины не способны заговорить Молимо и восстановить екими, то есть равновесие. Несмотря на старательное и убедительность пение, они не в состоянии сделать заклинание разрушительным силам. Только молодые мальчики, которые не пролили кровь животных во время охоты, могут восстановить начальный порядок. Только примерно к двенадцати годам мальчики познают нкумби, церемонию начала взрослой жизни и расставания с детством, во время которой им обтачивают зубы, делают обрезание и проводят тест на пригодность к охоте. По причине похорон и траура или в период, когда клану чего-то не хватает или начинается раздор между членами клана, дух Молимо может гневаться ночи напролет до тех пор, пока конфликт не исчезнет, когда лес вновь обретет свое обычное спокойствие и будет благосклонен к племени мбути.
Это общество, где все были равны, полностью “привязанное” к спиритзму, нежели к материальным ценностям, уже шагнуло в XXI век. Вот уже на протяжении восьми тысяч лет мбути, а также другим “детям леса”, удалось избежать окультурации, то есть они не восприняли культуры других народов и не приспособились к чужой культуре. Несмотря на продолжительные контакты с фермерами и другими сельскими жителями, которые живут не так далеко от них. У них не было ни конфликтов, ни враждебности. Они - кочевники, ведущие независимый образ жизни. И останутся кочевниками, соотнося себя только со своим предкам, хотя это совсем и не означает, что реальность нынешнего мира им безразлична...
Галина ОСТЯКОВА,
Вячеслав ОРЛОВ


Рецензии