Марс. Глава 44. Вперёд, в Тавриду...
Вперёд, в Тавриду...
Путь юного героя лежал не куда-нибудь, а в Тавриду и ему были неизвестны различные нюансы, окружающие происхождение и историю этой местности, а зря, ведь знания это сила...
В античные времена в Тавриде сложилось два основные греческих сообщества, отличавшихся в культурном и языковом плане: Херсонес Таврический, основанный дорийцами, и Пантикапей, основанный выходцами из Ионии.
Постоянное соперничество, продолжавшееся между этими двумя городами, расположенными на противоположных окраинах полуострова, привело к вмешательству Римской империи в политику и экономику Тавриды.
В поздние времена частично сохранялась греческая топонимика, как древнейшая, что соответственно выразилось в названиях - Кореиз, Мисхор, Гаспра и так далее, а ещё позже, новые названия, - Севастополь, Симферополь...
Римская империя играла важную роль в экономической и конечно политической жизни народов Тавриды с середины I века до новой эры прошлого человечества.
Римская власть в Тавриде в значительной мере держалась на роли своеобразного арбитра, которую успешно взял на себя Рим в условиях традиционного соперничества Херсонеса и Боспора.
Апогеем римского присутствия в регионе стало установление таврического протектората над традиционно более проримским Херсонесом и активное вмешательство во внутренние дела успешного Боспорского царства.
Римское вмешательство имело преимущественно торговый и военный характер, и оно не сопровождалось массовым прибытием колонистов из Италии, а потому не привело к романизации населения полуострова.
В результате языковая и демографическая картина полуострова не претерпела существенных изменений: на побережьях полуострова сохранялось греческое и одновременно эллинизированное население. В горах проживали тавры, в северные степи периодически вторгались дикие племена кочевников.
Римский гарнизон в Тавриде в разные периоды истории включал в себя отряды V Македонского, XI Клавдиева, I Италийского легионов, а также прочих солдат вспомогательных подразделений.
Находки черепицы с клеймами легионов, обнаруженные археологами бывшей Земли, помогли установить их названия. Помимо этого, в гавани Тавриды периодически заходил римский военный флот, представленный в основном кораблями Равеннской эскадры.
Во второй половине III века римское военное присутствие в Тавриде ослабевает и на это указывало то, что римские войска постепенно выводятся для защиты подунайских рубежей империи, где имелись регионы компактного проживания романоязычных народов.
Во второй половине IV века Рим был уже не в состоянии справиться с нашествием готов и аланов, которые наводняют Боспорское царство.
В связи с угрозой нападения гуннов, в последней четверти IV века в Тавриду переводится легион Balistarii Seniores, входивший в подчинение военного магистра Востока, и впоследствии составивший основу херсонесского гарнизона.
В 395 году территория римского протектората переходит под управление Восточной Римской империи.
После периода запустения, когда фактически единственным уцелевшим античным представителем Тавриды стал Херсонес, император Юстиниан I много внимания уделил укреплению римских традиций обороны южного и юго-западного берегов Тавриды в 530-х годах.
Он же стал последним романоязычным императором Восточной Римской империи.
С этого времени Заморье, всегда бывшее эллинизированным регионом, приобретает более ярко выраженный византийской характер с его греко-православными традициями.
Южная часть Тарвиды входила в состав Херсонской фемы Византийской империи, но в поздневизантийский период, по-видимому, управляясь не напрямую из Константинополя, а опосредованно — через наместника в Трапезунде.
Именно по этой причине Трапезунд получил контроль над частью бывших византийских владений после распада империи в 1204 году в виде собственно Тавриды...
Свидетельство о публикации №218051201756