по высокой воде
Широкий разлив Суры в половодье случается не каждый год. Официально сезон сплавов открывается на майские праздники. До этого времени уровень воды стабилизируется после ледохода. Становится ни много ни мало. Это видно по затоплению опор моста от которого начинается маршрут. В среднем, на 2- 2,5 метра выше уровня льда. Знаю, потому что на лыжах мы катаемся на этом же участке реки.
Поэтому нынче мы сделали первый полевой выход в оконцовке апреля. Чтобы застать высокую воду. Положение наблюдателя в лодке позволяет видеть знакомые объекты с необычных ракурсов и открывающиеся весенние панорамные виды отличаются от летних не только цветовой гаммой.
Идея "соединить движуху на трех мостах" витала в воздухе с самого начала роупджамперских прыжков. Потому что опыт сплавов уже был приличный. С одного моста прыгаем, потом едем два часа и между двумя мостами если зимой - идем на лыжах, если весной и летом - сплавляемся на надувных лодках. В дневном варианте - в первую очередь, а затем и ночные покатушки. Формируя подход - быть в активности в любой сезон, круглосуточно. Принцип соединения всех опытов получаемых человеком в процессе повседневной деятельности в единый конгломерат - это и есть основная идея жизни. Чтобы все пригождалось. Все детальки. Все элементы пазла.
И еще мне нравится вносить в уже известные элементы новшества. Модифицировать. Добавлять полутонов. Участники команды только за. По ходу меняется оценка собственных действий. Я несколько раз начинал пост про дневной сплав и слова не шли. Пока мы не осуществили ночной движ. Только тогда появилось ощущение завершенности, целостности. Неделя между полевыми выходами и еще 6-7 дней на кристаллизацию эмоций в текст. Этакий базовый ритм.
Для напарника сплав -дело новое. Поэтому он стартует с берега. У меня задачка посложнее. Опустить лодку по веревке на воду между опор и закрепить ее так, чтобы течение вынесло плавсредство с другого края автомобильного моста, четко под основную и страховочную веревки. По которым я с рюкзаком и выполню альпинистский элемент. Впервые на воду. Напарник жизнерадостно машет рукой с берега показывая, что готов к видеосьемке. А у меня мандраж. Хотя пару часов назад мы по три раза прыгнули на веревках и макнулись в холодную, родниковую воду купели. Действие первой порции адреналина еще не закончилось, а тут уже следующая на подходе.
Инструкции по отцепке и сворачиванию снаряги даны. Перелезаю через перила и нагружаю веревки. Самый неприятный момент. Напряженные веревки соприкасаются с бетонным краем. Так нельзя. Снимаю рабочие перчатки и свернув валиком подкладываю. Страхующий сверху придержит их до завершения спуска. Плавно, как мне кажется, выжимаю рычаг стопера-десантера и рывком ухожу на полтора метра вниз. Схватывающий узел на соседней веревке обжигает ладонь. Приноравливаюсь, ловлю величину усилия и уже действительно плавно, словно мелкими шажками опускаюсь в лодку. Есть! Снимаю рюкзак, подвесную и карабины цепляю на спусковую веревку и даю сигнал на подъем. Сверху барабанят об борта мелкие камешки и капли с намокшей части снаряжения. Напарник подгребает и комментирует увиденное скупым "Круто!"
Мы договорились, что в ночном варианте товарищ "экстримальчик" повторит такой вариант посадки в лодку. Он увидел, что это реально сделать и теперь мысленно примеряет последовательность действий на себя. Так, а теперь отцепка! Щелчек автоматического альпинистского карабина. Течение подхватывает обе посудины и выносит из-под моста. Третий участник сворачивается на мосту и пакует багаж в автомобиль. Мы видим фигурку машущую рукой. Нас будут встречать на финише. Напарник радуется, как ребенок которого впервые взяли в зоопарк. А впереди 48 километров сплава.
часть 2. дневной бросок
Пока мост удаляется из виду за поворот реки, мы бросив весла фоткаемся. Пока солнечно и погода позволяет. Пока эмоции от старта не выработанны интенсивной работой крупных мышечных групп. Потому что в оконцовке будет усталость и опустошение.
Я немного хитрю. Выходные дни превращаю в интенсивную тренировку, в полевые выходы на природу. Таким образом вся рабочая неделя по нагрузке воспринимается организмом как отдых. Относительный отдых. Работа массажиста легче работы гребца. Хотел написать на галерах. Нет, не галеры конечно же. Просто сознание услужливо подсовывает речевой шаблон. Замечаю это и улыбаюсь. Напарник тоже улыбается но по-другому поводу. Его жена отпустила одного плавать по реке. Большой мальчик. Шучу. Взрослый мужик. Но на сплаве впервые.
Зимняя картинка от лыжных прогулок накладывается на весенний пейзаж. Место одно и то же, а динамика движений другая. Лодка идет существенно быстрее.
У нас с собой, как обычно, термос с куриным бульоном и два термоса поменьше с пуэром. Только маленькой дарбуки - это такой барабан- не хватает. Сплавлялся я как-то с барабаном. Вдохновляет. Поэтому чтобы держать ритм пою мантры. И скорость получается выше. И движения экономичнее.
У напарника лодка новая, пока осваивается - отстает.
Погодка выдалась - то пасмурно, то солнечно. То дождик пойдет, то градины. Прохождение и перемешивание теплого и холодного фронтов всегда связанно с порывистым ветром.
На четырех участках мы преодолеваем сильный встречный ветроган. Течение в одну сторону, а волны и ветер в другую. Если отпустишь весла - стоишь на месте, еще и сносит к берегу.
Иногда хочется причалить, выйти на берег, размяться после долго сидения на жесткой скамеечке. Первое же причаливание через три часа пути благополучно завершается героическим окунанием напарника в сурскую холоднющую воду. По пояс. Прямо в одежде.
По моим прикидкам на весь путь 12 часов. То есть еще девять часов ходу. А напарник вымок. И небо в этот момент заволокло тучами и пошел дождь. Понятно, что такое могло случится, но не с первых же километров.
Первая растерянность сменяется размеренными процедурами по стабилизации ситуации. Отжимаем вещи. Напарник выливает воду из резиновых сапог. Поверх сухих носков одевает полиэтиленовые пакеты. На поясницу - сухое полотенце. Несколько глотков горячего пуэра. Все, можно продолжать двигаться по маршруту.
Там где ветра нет идем на расслабоне, едва прикладываясь к веслам. Когда напряжение ситуации слегка отпускает, шучу, что без запасных сухих штанишков в следующий раз его не отпустят. Напарник говорит что все уже почти высохло. Еще один повод для шуточек.
Проходим место гда зимой видели волчьи следы. И попадаем на "стиральную доску" - затяжную дугу поворота с бурной водой. Течение наносит песок, создавая на дне бугры, и во время ветреной погоды волна здесь переливается через борта. Если повернутся боком. Поэтому стараемся держаться к гребням волн носами лодок.
Особенности моего плавучего средства в том, что один из бортовых баллонов старой, видавшей виды "Уфимки" стравливает. Заводской деффект. Но это не мешает использовать водный транспорт. Вот только каждые полчаса ходу требуется подкачка. 30 энергичных сжатий руками ножного насоса, который постоянно подсоединен к клапану. Прямо на ходу. Не причаливая, во избежание потери темпа и прочих нежелательных инцидентов. Пьем чай прямо в лодках и ускоряемся.
Двигаемся почти по зимнему графику. Сверяемся в контрольных точках карты. Заросли ивняка вдоль реки пахнут свежесодранной корой. Стволы стоят белые, словно специально обструганные гигантским ножом. В сумерках, в густом влажном воздухе звуки и запахи разносятся далеко. За лесом. сквозь еще голые ветки деревьев на изгибах реки слышны звуки трассы.
Автомобильного моста, однотипного проекта со стартовым возле села Порецкое, достигаем уже в темноте. Вязнем в грязи на выходе из воды. Берега еще не просохли. В свете фонарей, перемазавшись по уши, выволакиваем обе лодки на берег. Упаковываемся. Заметно мотает из стороны в сторону. Четырнадцать часов на воде не хухры-мухры. Поднимаемся из-под моста на шоссе. Сигнал аварийной остановки моргает в ста пятидесяти метрах впереди. Мы тоже обозначаем себя мигающим светом. Автомобиль заводится, сокращает дистанцию и тормозит. Приглушенно срабатывает замок багажника. Погрузка снаряги. Переодеваемся, меняем обувь. Погрузка в салон. Поехали. Укладываемся в суточный формат. Причем впечатления от ночного джампинга перекрывается впечатлением от сплава. "Как вкус одного блюда перекрывается последующим," - напрашивается кулинарное сравнение. Есть практически не хочется. Хочется в душ и спать.
часть 3. ночные покатушки
Через неделю после дневного сплава выходим на ночной вариант. Место действия - тот же участок. Но разница есть. Если смотреть по карте на траекторию общего пути вылазки на природу, включая передвижения на автомобиле между точками, то получается кольцевой маршрут. Днем против часовой стрелки, ночью по часовой. Высаживаемся на мост уже в сумерках. Одеваемся в зимнее. Ночью на воде - в самый раз. Хочется написать не месяц май. Только вот он самый и есть.
Идем вдвоем на одной лодке. Так экономичнее по расходу сил. В которую спускаемся с моста по очереди. Сперва я, потом напарник. Все проходит гладко. Медленно, но гладко. Два часа на подготовку вместо одного часа днем. Напарник хорохорится и заявляет, что ничего страшного. Что это легко и просто - вот так по веревке ночью с моста точно попасть на скамеечку пассажира. На что я ему предлагаю в следующий раз грузится в лодку первым и на середине длины моста. Сегодня мы спускались почти там же где я днем в одиночку. В первом от берега пролете.
Плюсов множество. Я позже насчитаю 12 пунктов отличий двух вариантов. Ночью не тратится время на фотосессии. Ноги при таком способе посадке чистые - с асфальта, минуя илистый берег, сразу в транспорт. Лодка с двумя пассажирами устойчивее при ветре, за счет большей инерции. И когда разгонишь - легче идет.
Ночью фонари в принципе мало нужны. Четвертинка луны дает достаточно света. Тени деревьев закрывают часть русла по краям, оставляя светлую полосу посередине. А бурлящую воду на коряге впереди по курсу слышно далеко. Вот тогда можно и нужно подсветить.
Меняемся на веслах часто. Через час-два. Чтобы согреться. Ехать пассажиром не привычно. Мышцы рук требуют нагрузки. Напарник частит. Объясняю ему свою манеру грести. И сам слушаю с интересом собственные объяснения.
- В жизни все подобно. Делаешь синхронный гребок двумя веслами и....пауза по времени сопоставимая с гребком. В этот момент мышцы максимально расслабляются и отдыхают. В этот момент ты ощущаешь спиной куда движется лодка и нужна ли корректировка. Обратная связь, понимаешь? Если надо подправляешься тут же. И так во всем.
Тут я начинаю словами обозначать ритм. - Гребок! Пауза! Гребок! Пауза! - считаю некоторое время. Напарник учится быстро.
Лодка идет мощно.
На первой контрольной точке выясняется что мы перекрываем дневной норматив вдвое. Вместо четырех часов одолевая хучасток за два. "А давай посмотрим на сколько получится улучшить время?" И лодка стремительно летит по зеркальной поверхности черной воды. Ночью нет ветра и волн. Или нам так просто повезло.
Из-за поворота видно марево в небе. Так обычно бывает над населенными пунктами. Тут другой случай. Тянет дымом. Открывающиеся поворот обнаруживает впечатляющую картину. Километровые полосы огня по правому берегу. Несколько полос. Как в кино про набеги кочевников. Когда жгут городища. В этом случае горела сухая трава. Такое с воды я видел впервые. За пять сплавных сезонов. Напарник бросает грести и говорит, что хочет любоваться зрелищем. Некоторое время дрейфуем. У меня эмоции смешанные. Нас на воде огню не достать. Красиво и жутко одновременно. Поэтому в целях сохранения спокойствия нервной системы, чем быстрее мы уберемся отсюда подальше тем лучше.
Мы так ни разу не причалили. Лишь перед самым мостом сели в лодке по- байдарочному, каждый со своего борта с одним веслом. И добавили скорости.
На берег мы сошли на рассвете. Ошарашенные. Перекрыв дневное время в два раза. 14 часов днем и 7 часов ночью. Это оказалось самым сильным впечатлениям. Впереди еще предстояли джамперские прыжки с моста в формате одной суточной поездки, замена проколотого колеса и дневной сон в машине.
Мы успели выполнить все намеченное и даже по возвращении приняли участие в погрузке вещей в заказную машину, для отправки из городской квартиры в деревню. Родители открыли дачный сезон.
Запоздавшая весна набирала обороты...
Свидетельство о публикации №218051200213