Кровавая барыня 2018 Как сегодня смотреть кино

Я думал, историческое кино в наших краях умерло, окончательно подчинившись заказчикам и цензорам. Но как трава пробивается сквозь серый асфальт, вдруг посреди абсолютной серости оказалось возможным снять удивительный сериал "Кровавая барыня". Который, как мы увидим дальше, говорит со зрителем о делах не столько давно минувших дней, сколько сегодняшних, впрочем традиционных для нас - но говорит новым языком. Как заключенные изобретали жаргон, позволявший говорить при охране, так и современное искусство понемногу заговаривает со зрителем формулами, недоступными цензуре. Даже начальству, возомнившему себя заказчиком, будет казаться, что заказ выполнен, ведь чтобы понять открытое нам, нужно думать как мы - а вот поставить себя на чужое место всегда было одним из самых недоступных для начальства искусств;)

Итак, "Кровавая барыня".
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кровавая_барыня
На первом плане - широко известная история жестокой помещицы Салтыковой, "Салтычихи", как прозвали ее впоследствии. По версии авторов Дарья Салтыкова - настоящее дитя своей эпохи, порожденное с одной стороны, тогдашними нравами и дворянскими вольностями, а с другой - традиционным презрением к правам женщины, причем любого происхождения.
Знаю, что авторов уже упрекали в недостоверности, да они особо и не скрывают ее: у реальной Салтычихи и сыновей было двое, что уж говорить о мелочах. Это же художественный фильм, а не учебник истории.

А на самом деле все потому, что не о том это, друзья, совсем не о том.

Грозный и величественный смысл этого произведения открывается соответствующим ключом. Который, как в сказке, спрятан совсем в другом краю.

По-всякому трактовали грибоедовское "Горе от ума" - все же произведение советской школьной программы. Но вот так в советской школе учить не могли:
... Софья - это Россия. Ее женихи - претенденты на высший пост. Прогрессист-западник Чацкий, ревнитель-охранитель Скалозуб и страшный "знающий, как надо" Молчалин - разве не те же типы мы видим в политике сегодняшней?!

Я был поражен, взглянув через ту же призму на "Кровавую барыню"!

Дарья Салтыкова, не настоящая, а та что в фильме - это наша власть, ее коллективное бессознательное. Страстно желающая любви - но только всепоглощающей, любви-обладания - и потому любви этой постоянно лишаемая. Чьей же любви хочет барыня-власть? Фильм говорит об этом ясно: любви мыслящего класса, интеллигенции. Мне было удивительно видеть, как подробно авторы доказывают эту версию! Ведь показаны все основные типы. Конюх-дурачок олицетворяет интеллигенцию творческую, нужен, пока полностью отдает силы барыне; опасен, как только увидел недоступный пониманию власти небесный свет. Старый князь - это "старая профессура", научная интеллигенция, вызывает ненависть почти сразу, потому что говорит власти правду, опираясь на знания. Землемер Тютчев - это "мыслящая молодежь", сегодняшний прогрессивный класс.
И те, на кого барыня-власть опирается в своей войне за любовь, тоже словно сошли с новостных лент - только вот появились в этих лентах позже чем в сериале.

Что еще важно и не сразу бросается в глаза.
Это очень сильный прием - искушение зрителя запретным состоянием или чувством.

Такой прием успешно использовал Пол Верховен в космическом боевике "Звездный десант". Начав с образов героев - их всех режиссер изобразил крепкими, отважными, красивыми, сознательными. Человечество представлено настоящей элитой! Противостоит же ему уродливая, жестокая, лишенная чувств инопланетная паучья порода.
Тут и скрыта ловушка для зрителя. Фильм снят в духе пропагандистского ролика на тему "Раздавим паучью гадину!" Еще 70-80 лет назад зрителям предлагали подобную пропаганду - только "раздавить" требовали классового врага, а то и "расово чуждых" граждан.
Так вот.
Современному зрителю культурный код уже не даст насладиться чувством расового, национального и даже классового превосходства. Но вот видовым превосходством - пропастью, отделяющей Царя природы Человека от поганого паучьего отродья - зритель способен насладиться в полной мере! Нам запретили считать других людей ниже себя - но насекомых-то мы еще можем считать низшими!
Это и есть искушение, подброшенное талантливым автором. Чувство превосходства над пауком такое же ложное, недостойное и в итоге деструктивное, как чувство расового превосходства. Но человек оказывается готов позволить себе грязное удовольствие, что пока не заслужило общественного порицания. Отсюда можно перекинуть мост к еще одной важной теме: нужде во внешних запретах, противостоящей "царю в голове", но ее мы здесь поднимать не станем. Отметим другое. Зритель внимательный, даже поддавшись пропаганде ложного превосходства, в определенный момент вздрогнет, оглянется на себя и подумает: "Боже, на что я, оказывается, способен!" И впредь будет оглядываться уже в жизни, чтобы не поддаться искушению настоящему. Ну а остальные будут смотреть фильм, как простую фантастику, пока не объяснят, что же там скрыто плохого.

Так вот, авторам "Кровавой барыни" тоже удался подобный прием. Только искушают они зрителя другим чувством - оправданием!

Глядя на испытания, которым Дарью Салтыкову подвергла судьба, на страдания, выпавшие на ее долю, легко начать искать оправдание ее жестокости. Завела личную гвардию, творящую бесчинства - так она в кольце врагов! Сколько покушались и на богатство ее, и на жизнь - а что гайдуки лютуют, так лес рубят - щепки летят. Жестоко расправилась с жалобщиками, да с теми, кто о зверствах рассказывал - нечего сор из избы выносить, когда кругом враги да завистники! (Кстати, вот и мрачное пророчество по поводу недавнего законопроекта об ответственности за "передачу информации, способной вызвать санкции"!) Погубила почти всех, кого любила - так ее первую все время предавали!

Вам хочется оправдать изуродованную временем, обществом и судьбой Дарью Салтыкову?
Тогда вспомните, что она - коллективное бессознательное нашей власти. И все вышесказанное легко узнаваемо - это же первые аргументы в оправдание репрессий. Если вы, как зритель из предыдущего примера, подумали: "Боже, на что я, оказывается, способен!" - давайте узнаем врага в лицо.

Авторы сериала замахнулись на, я бы сказал, одну из базовых ересей нашего общества. На то, что мы всегда лелеяли, и чему возражать почти не пытались.

Сформулирую эту поистине страшную идею так:
"Страдающий имеет право причинить страдания другим"

Сколько раз мы сталкивались с позицией: "я прав, потому что мне хуже жилось"? Это подвид упомятой ереси. Но сколько раз мы спорили с этим аргументом? Хоть раз вспоминаете?

Так вот. Оправдывая жестокость человека его собственным страданием, мы тем самым оправдываем и жестокость власти. Не бывает одного без другого. Мы либо готовы что-то простить, либо будем с этим бороться. Но не получится простить одного и бороться с другим - рано или поздно одно решение распространится на всех.
А причинение страданий было и останется злом, независимо от судьбы их причиняющего. 

Как вдумчивые зрители, давайте почаще оглядываться на себя и радоваться, что некоторые искушения нам достались в игровом формате и могут стать прививкой для приобретения иммунитета от настоящих искушений.

На наших глазах рождается новое искусство. Как в свое время советская фантастика, оно будет говорить об актуальных вещах, несмотря на любую цензуру - но только с теми, кто умеет видеть и понимать. Такое время. Такие дела. Такие нынче баре над нами.


Рецензии