Казак Василий Антонов Гл. 9

                Непроста ты жизнь казачья…

             Лишь дохлые рыбы плывут по течению…

    Получив надел земли, казак иногда не имел возможности его обработать, по-этому все заботы о хозяйстве ложились на его семью: жену и детей.
  Николай Елисеевич, часто приводил своим внукам пример семейство Поповцевых и Бочкарёвых, которые своим трудом добились достатка в домах, и уважения среди казаков.
   И нещадно ругал, семьи Водорезовых и Семенихиных, нарожавших большое количество детей, но так и не научивших их трудиться, а потому живших очень бедно и скудно.
   С переходом на новые сроки службы, у казаков появилась возможность занимать -
ся своим хозяйством, чтобы прокормить себя и свою семью.
    Произошли существенные изменения в хозяйстве и быте казаков.
    Казачьи крепости, городки, форпосты, слободы, острожки потеряли черты времен-ных поселений. Казаки Казачьей Губерли, стали по-настоящему обживать заселённый ими район.
 Хозяйство казаков, начало становиться более устойчивым и разносторонним.
    Благосостояние казаков зависело уже не только от размеров правительственного жалованья и размеров прав и привилегий, а от тех средств, которые зарабатывали, продавая на ярмарках свою продукцию и изделия казачьи семьи.
    Денежное жалованье и вещевое довольствие было очень невелико, в ту пору не превышало полутора рублей в год на одного казака. Хотя и это имело значение. Для сравнения: годовой оброк  государству среднего крестьянина в ту пору составлял около двух рублей.
   Поэтому важнейшей привилегией казачества было освобождение его от всех налогов  и повинностей, кроме военной службы. 
   Оренбургские казаки значительно лучше, чем даже уральские и сибирские
крестьяне, наделялись землёй и угодьями. Их наделы в 4-8 раз превышали наделы соседних с ними крестьян.
    Правда, на Урале это не имело в ту пору существенного значения, земли хватало всем.
   Гораздо большее значение имело качество наделов и размеры прав на пользование пастбищами, охотничьими  и рыбными угодьями, полей, лесов, рек и озёр.
  Поэтому реально казаки жили более зажиточно и имели  условия жизни, лучшие, чем соседствующее с ним крестьянство.
   Однако жизнь казаков, особенно рядовых, нельзя рисовать в розовых тонах и красках.
   Она была не простой и нелёгкой, поскольку очень хлопотной и опасной была главная обязанность казака - военная служба и защита Отечества. Какие реально  казак мог иметь доходы, кроме жалованья? Их было несколько:
1. Добыча, полученная в военных походах. В случае удачи она могла быть очень значительной, особенно если казакам удавалось захватить породистых лошадей, которые ценились очень высоко.
Поэтому захват башкирских, ногайских, киргиз-кайсацких, каракалпакских табунов был одним из самых распространённых видов военного промысла у казаков. Впрочем, кочевники в этом ничуть не уступали станичникам, для тех и других это был не только повседневный промысел, но и своего рода чуть ли не спорт.
 2. Важной статьёй дохода было сельское хозяйство. Правда, земледелие на этой территории носило хоть и важный, но второстепенный характер.
   Его развитию мешала военная служба, из-за которой казаки были вынуждены подолгу отлучаться из дома.
  Развитие земледелия сдерживала постоянная военная опасность со стороны кочевников, особенно охотно нападавших на работающих в поле казаков, вдали от форпостов.
  Зато животноводство, особенно разведение лошадей, коз и верблюдов было развито хорошо.
  Развивалось также огородничество, но в основном для удовлетворения семейных потребностей.
   В южных районах в больших количествах выращивались арбузы и дыни на продажу.
 3. Одной из главных статей дохода казаков были охота и рыболовство, благо рыбы и дичи было в изобилии. Для казаков, жившим по рекам, рыболовство было зачастую более выгодным, чем походы «за зипунами».
  Казаки самым ревнивым образом оберегали свою привилегию - право багрения. К багрению допускались исключительно служивые казаки (отставные или не служившие этого права не имели).
  Местные газеты часто писали:
 «И так случается, что один казак, которому посчастливится во время багрения от сорока до пятидесяти и более осетров поимает, и так рублёв на двадцать или тридцать выбагрит…
  Промысловое рыболовство было развито не только на Яике, но и на Миассе, Тоболе, Исети и других реках и озёрах, которых в этих краях множество.
 4. Казаки Оренбуржья имели право заниматься промыслами. К ним относились: извоз, содержание бродов и пере-возов, ломка камня, сплав леса, пчеловодство. К специальным промыслам относилось производство замечательных платков из козьего пуха и армячины из верблюжьей шерсти.
    История появления профессии вязальщиц пуховых платков, восходит к уникальной породе коз, обитающих в Оренбургской области, шерсть которых идеально подходит для создания прочной, и в то же время, тонкой пряжи.
  Местные козы, уже давно приспособлены к суровым зимам с метелями и очень низкими температурами. Волоски на шерсти козы очень тонкие, в четыре раза тоньше человеческого волоса, и в полтора раза тоньше шерсти ангорской козы.
      Торговля козьим пухом, началась  ещё более двухсот лет тому назад.
 К середине 18-го века, пушистый товар из Оренбурга, привлёк внимание купцов, а также новых жителей региона – яицких казаков, поселившихся в этих местах.
 Приезжие, были ошеломлены, способностью местного населения: калмыков и казаков – выдерживать даже самые суровые морозы, которые доходили здесь до 40 градусов, в одежде, которая, на первый взгляд, казалась очень лёгкой.
  Вскоре, было обнаружено, что всё в этих шелковистых одеждах, выложено козьим пухом.
  Казачки, быстро сориентировались, и начали вязать из этой шерсти шали, а их мужья торговать с местными пастухами в обмен на чай и табак. Со временем, искусные уральские казачки даже изменили рисунок ткачества: вместо плотного рисунка, они представили элементы изготовления кружев и вязания.
  Именно в этой форме оренбургские шали и другие товары, приобрели известность, когда в 1857 году, впервые были выставлены на международной выставке в Париже, и были они далеко не дешёвыми.
  Производство козьих пуховых шалей, под влиянием высоких цен и растущего спроса, начало быстро расти в конце 19-го века, а в 1910 году, в Оренбуржье, уже более двадцати тысяч человек, занимались вязанием шалей. Этим промыслом, занимались даже сами казаки.
 К тому времени появилось уже несколько разных видов оренбургских шалей – основной, паучье кружево или палантина.
 Два последних типа, используют тонкую нитку со сложным рисунком. Эти шали, конечно, не обеспечивали девушкам и женщинам тепла, но были для модниц – прекрасным украшением.
  Екатерина Фёдоровна, мать Василия, вязала шали, каждый раз с разными узорами, и к ней приезжали, даже богатые, модные женщины из самого Оренбурга, чтобы заказать ей необычную шаль.
 Несмотря на размер шали, которую вязала Екатерина Фёдоровна, он составлял
210 на 210 сантиметров, она была очень тонкая, и в сложенном виде могла помести-ться в оболочку из гусиного яйца или проведена через обручальное кольцо.
     Так, проверялась шаль на ярмарке, действительно ли платок из Оренбурга или нет.
  Очень важна была для вязания этих платков шёлковая нить. Нить для вязания состояла из двух третей козьей шерсти и одной третьей шёлка.
    На изготовление одного такого платка, Екатерина Фёдоровна, иногда тратила больше месяца.
5. Оренбургские казаки занимались ещё и торговлей. Торговали на ярмарках и в лавках.
   Главными предметами торговли чаще всего были: хлеб, скот, кожа, масло, сало, рыба, соль, пуховые платки, фабричные товары и изделия.
 В целом, с учётом этих и других доходов, казачество на Урале было всегда довольно зажиточным, особенно в сравнении с крестьянством центральных губерний России.
  Но этот более высокий уровень жизни достигался ценой постоянных, очень нелёгких трудов мирных и военных.
 Быт казаков связан с походной жизнью и с тяжелым изнурительным трудом на полях, поэтому каждой заработанной копейке они знали цену, деньгами «по ветру не швырялись».
      В дороге казак хранил свои сбережения в загашнике, в небольшом кошельке, пришитом к кальсонам-сподникам, поверх них надевались шаровары и подпоясывались нешироким, из сыромятной кожи, ремнем, называемым гашником; под него попадал и плотно прилегал к телу кошелек с деньгами.
   Веротерпимые оренбуржцы, к религиозным праздникам, будь то Пасха или Ураза, относились с уважением и отмечали их с достоинством.
   Но самым торжественным днем считался у них войсковой праздник 23 апреля, День Святого Георгия Победоносца - покровителя казаков.
 К этому празднику в станицах готовились заранее: пекли пироги, шаньги, ватрушки, плюшки, калачи.
   Ходили друг к другу в гости, дарили подарки, поздравляли друзей и принимали от них поздравления.
  Праздник начинался массовыми мероприятиями: поздравительной речью атамана, конными состязаниями, в которых участвовали как взрослые, так и дети, хоровым пением и плясками; заканчивался праздник награждением победителей состязаний и застольем.


Рецензии