Казак Василий Антонов Гл. 11
Одежда - украшение казака.
«… Полюбила я такого, казаченьку молодого,
Ему с роду двадцать лет, ровно в саду, алый цвет…»
Из песни «Оренбуржцы-казаки»
Мужской костюм жителей Южного Урала в середине 19-го века составляли: Рубашка белая или пестрядинная с пришивным большим сборчатым воротом и с прорезью посередине, или так называемая косоворотка - без пришивного ворота и с прорезью на левой или на правой стороне груди, сшитая из льняного или посконного домашнего холста, обычно короткая.
Молодые же русские парни носили на праздники и ситцевые косоворотки. Порты на русских людях преимущественно пестрядинные, так же из льняного или посконного холста, или набойные.
В праздники молодые парни из зажиточных русских семей надевали плисовые или нанковые шаровары.
Рубашка у русских мужиков подпоясывалась непременно нитяным, бумажным, шерстяным, а иногда и шелковым поясом.
На голове они носили суконные и войлочные шапки, поярковые чёрные шляпы с узкими крыльями.
А молодёжь нередко надевала и суконные фуражки.
Зимой на Южном Урале надевали тёплые с меховым околышем или полностью меховые шапки.
А так же носили шапки-ушанки, впрочем, таким шапкам отдавали предпочтение больше старики.
На руках зимой обычно носили шерстяные вязаные варежки или меховые рукавицы.
Казаки, Казачьей Губерли никогда лаптей не надевали, а постоянно носили сапоги, которые чаще называли «чарками» или «бродниками» и делались они с длинными голенищами из красноватой кожи и перевязывались ремнём.
Сверху надевали: летом - чёрный, серый или синий из домашнего сукна кафтан - длинный со сборчатыми узкими рукавами, у которых обшлага обшиваются кожей - пальца в два ширины, или короткие вроде пальто кафтанчики с борами, или без боров.
Каждый казак считал, что он должен был чем-то отличаться от крестьян.
Поэтому даже в будние дни они носили вышедшее из употребления форменное
обмундирование, к которому относились большой с любовью.
В быту все казаки носили брюки с лампасами.
Вместо пиджака они пользовались форменным казачьим мундиром, вышедшим из употребления в строевых частях: теплушки, ополченки, тужурки. Тем самым, подчёркивали свою принадлежность к казачьему сословию.
Сколько Василий себя помнил, его отец и дед Николай, всегда носили казачью форму и брюки с лампасами.
Теплушкой называется ватный длинный пиджак, с полами до колен, с закрытым воротником и голубым кантом по воротнику.
В теплушках, служа в полку, казаки осуществляли уход за лошадьми.
Ополченка - настоящий пиджак из чёрного сукна, с открытым воротником.
На воротнике пришивались суконные голубые петлицы, а вдоль бортов - пуговицы военного образца.
Ополченку на военной службе носить было запрещено, поэтому она шилась только для ношения дома, в хозяйстве. Тужурка представляла собой что-то вроде кителя, с той лишь разницей, что на спине тужурки всегда пришивался хлястик.
Казачьи офицеры, уволенные в отставку с мундиром, носили установленную одежду, но без эполет. Те, кто увольнялся без права ношения мундира - только чекмень без эполет, петлиц и прочих знаков отличия.
При чекмене разрешалось надевать шаровары, фуражку с кокардой и шашку на установленной портупее с темляком. Зимой казаки ходили в овчинных полушубках и шубах.
В дальние поездки всегда надевали овчинные тулупы. Летом, весной, осенью казаки обычно ходили в сапогах или ботинках. Зимой обязательно надевали валенки, пимы, катанки.
Праздничный костюм станичных и пригородных казачек состоял из ситцевого, шерстяного, реже шелкового платья, юбки с кофтой, плотно облегающей талию.
Пожилые носили те же платья и юбки, но обыкновенной широкой кофтой. Дополне-нием к праздничному костюму служили белый крахмальный воротничок и манжеты.
Из украшений использовались ожерелья - борки, изготовляемые из простых
камней или стекла, серебряные, медные, реже золотые серьги, перстни, кольца.
Существовала система «опознания» на девиц, замужних, вдов по женским кольцам.
Кольца обычно надевали серебряные, однако развитие моды не обошло стороной и казачьи семьи, и казачки также стали носить золотые кольца.
Если молодая казачка носила кольцо на левой руке, то это была девушка на
выданье, а если на правой, то просватана.
Если кольцо с бирюзой на левой руке, то её жених или муж находятся на службе, так как камень бирюза является символом грусти и тоски.
Если у казачки золотое кольцо на правой руке, это означало, что она замужем. А, если кольцо на левой руке, значит, она разведена.
Если на левой руке два кольца, значит она вдова, у неё погиб или умер муж, второе кольцо, погибшего или умершего мужа.
Традиционная одежда казачек отличалась декоративностью, подчеркнутым щегольством, яркими тонами костюма.
Обилие украшений в виде лент, кружев, декоративных пуговиц, бус, брошей, поясов усиливало впечатление нарядности и даже внешне выделяло казачек по сравнению с «мужичками».
Девочки пяти-шести лет ходили летом босиком и в домотканых длинных платьицах и рубашках, а осенью и зимой в ватных пальто.
Девочки с девяти - одиннадцати лет начинали носить кофту и юбку, их костюм и костюм старших девиц, и их одежда мало чем отличалась от костюма взрослых женщин.
Все женщины и девицы обязательно носили исподнюю рубаху с рукавами, или как её еще называли «рукава» - сорочки с полуоткрытым воротом и рукавами, доходящими до кисти.
Рукава шились всегда наполовину из ситца и наполовину из грубого холста.
Иногда вся сорочка делалась из белого холста.
Поверх сорочки, обычно надевали юбку из ситца, поверх юбки - фартук.
Девушки на выданье одевались точно так же как молодые замужние женщины - всё отличие заключалось в повязке головы.
Основным головным убором девушки-казачки была «перевязка» - широкая лента или шарф, который обвязывали вокруг головы, при этом выпуская назад косу с несколькими вплетёнными в конец её широкими разноцветными лентами.
Коса насчитывает уже много веков. Раньше на Руси коса была не просто причёской, но и показателем женской красоты и социального статуса. Чем длиннее и крепче была коса, тем лучше считалась девушка.
Если у девушки была заплетена одна коса, то это говорило о том, что девушка не замужем, если же в косу вплетали ленту, то это означало, что девушка готова к замужеству.
Лента, вплетённая в половину длины косы, говорила о том, что у девушки есть жених, и она вскоре выходит замуж.
Две косы носили только замужние женщины.
Девушки-казачки уделяли много внимания уходу за косой. Для того чтобы улучшить рост и состояние косы использовали не только народные средства, но и прибегали к специальным заговорам.
«Перевязка» замужней женщины крепилась особым образом, оставляя часть волос открытой.
Её носили с «волосником» или «кардонкой» - невысоким обручем из плотного картона, обшитого тканью.
Ещё один вид женского головного убора казачек представлял собой сложный комплекс из кокошника и подкокошника – кички.
Кокошник именовался «сорокой» и изготавливался из парчи, шелка и жемчуга.
Позже носили «волосник», «сороку» в виде мягкого повойника и платок.
Обязательной деталью костюма был пояс из позумента, или с металлической пряжкой или длинный с кистями.
Зимою весь этот женский убор дополнялся овчинной или мерлушчатой шубой. Так называлась нагольная шуба, крытая голубой китайкой, нанкой, драдедамом, и иногда шёлковой материей, по бокам опушенная котиком или лисой, с лисьим или беличьим отложным воротником.
Будничная шуба выглядела проще - воротник на ней был из менее ценного меха.
Зимой верхней одеждой для девиц служил сак, полусак и маринатка.
Вся эта одежда делалась из фабричных материалов на вате.
Сак делался длинным: полы его не доходили на одну четверть метра до земли. Полусак, был длиной до колен.
Маринатка - самая короткая одежда, концы её не доходили до колен.
Сак, полусак и маринатка шились в талию. Пожилые женщины зимой ходили в шубах.
Летом женщины и девицы обувались в ботинки, зимой в валенки.
Модные женские ботинки шились из простой кожи, и очень нравились девушкам.
Калоши позволяли себе только зажиточные казачки, носила их и мать Василия.
Семейство Антоновых было зажиточным, достаточно богатым, поэтому Екатерина Фёдоровна, всегда была модно и красиво одета.
Все её сыновья, глядя на мать, всегда гордились ею, особенно по праздничным дням, когда они всей семьёй шли в церковь, и все на них обращали внимание.
Насколько Василий помнил, мать носила сак - длинное пальто на вате, в талию, книзу расклешёное, без воротника, с небольшим отворотом, застегивающийся на боку на пуговицы.
И, конечно же, шаль, которую она сама себе вязала, и меняла каждую зиму.
Маленькому Василию тогда казалось, что красивее его матери нет на свете, и он мечтал, что когда женится, то его жена, будет одеваться так же, как мама.
Ещё у Екатерины Фёдоровны был полусак - укороченное пальто, без воротника, на пуговицах. Его носили многие казачки в их посёлке.
Зимой казачки и крестьянки Южно-уральского края с котами носили толстые шерстяные чулки, а летом - при башмаках и котах - нитяные.
На руках носили варежки и перчатки собственного изготовления.
Самым распространенным головным убором оренбургской казачки, естественно была пуховая шаль
Свидетельство о публикации №218051200634