Вынужденное родство

                Вынужденное родство

         В жизни любого человека складывается такая ситуация, когда он вынужден порою применять неординарные решения или совершать поступки.

         В данной зарисовке я расскажу читателю об одном из своих не планируемых решений в ситуации, когда оно пришло в голову спонтанно. Но обо всем по - порядку.

         Новосибирское высшее военное политическое общевойсковое училище (НВВПОУ) я закончил по десантному профилю. Это означало, что все 4 года обучения в программе курсантов-десантников были дисциплины ( особенно по тактической подготовке) относящиеся сугубо к воздушно - десантной специфике.

        На вооружении личного состава первого десантного взвода были АКМС, состоящие на вооружении ВДВ Союза (складной приклад ).
       Была чисто десантная дисциплина: воздушно - десантная подготовка, где курсанты -десантники изучали материальную часть парашютов ПД-47 и ПД 1-3, ПД 1- 8.
       На занятиях по тактической подготовке отрабатывались элементы сбора личного состава на площадке приземления после десантирования.
Были у нас и  свои преподаватели десантных дисциплин.

       После 2 и 3 курсов обучения курсанты взвода проходили войсковую стажировку в 105 вдд, дислоцированной в городах Фергана, Коканд и Ош Узбекской и Киргизской ССР.

        Так, что в войска мы пришли не новичками в познании вооружения и тактики боевых действий ВДВ. За время обучения мы совершили до 10 прыжков с самолетов Ан - 2, Ан-8 и Ан - 12, состоявшие в то время на вооружении транспортной авиации ВВС Союза.

       Прыжки с парашюта мне полюбились сразу как только я осознал себя юношей призывного возраста. Сильное впечатление на меня произвел кинофильм" Прыжок на заре." Помню каким героем  чувствовал я себя после вращения на лопинге в городском саду, где этот спортивный снаряд был установлен.

      Овладеть им отважился не каждый юноша - допризывник. Даже в войсках ВДВ молодые солдаты не сразу овладевали им, требовалось время и психологическая подготовка  самого бойца.
       А мне удавалось легко крутить по 10 оборотов вперед и назад за время отведенное нормативом на эту дисциплину.

       Прошел год после моего выпуска из стен родного училища. Я и мои однокашники: Собин Григорий, Баканов Сергей и Деминцев Александр теперь служим в одном 97 пдп 7 вдд, дислоцированного в городе Алитус Литовской ССР. Мы с Григорием в 3 пдб, а Сергей и Александр в 1 пдб.

       История эта приключилась на прыжках, которые совершали десантники по программе обучения. Наша 9 рота принимала участие в совершении прыжков в полном составе. Руководителем прыжков в полку был заместитель командира полка майор Драчев Вениамин( отчество не помню к сожалению).

       Прыжки совершались на площадку приземления (большой луг проще говоря), что был в 7-10 километрах от города Алитус.
       Перед прыжками замкомандира полка провел со всем личным составом инструктаж, в котором были определены дозволительные и запретительные меры для десантников.
       И вот прыжки начались. Дошла очередь и до нашей роты. Мы в одном корабле Ан - 2 с командиром роты капитаном Выслоцким А. П. Прыгнули, собрали парашюты и надо возвращаться на старт, откуда начинаются прыжки.

       По короткой дороге нельзя, так как она пересекает взлетный участок самолета. Поэтому надо делать приличный крюк в обход, что по моему понятию не давало мне шансов совершить еще один прыжок с парашютом.

       А прыгать я любил и мне очень хотелось совершить еще 1 или 2 прыжка за один прыжковый день. И я пошел на нарушение правил и порядка совершения прыжков военнослужащими, изложенного в Наставлении ВДВ.
      Короче бегом пересек взлетное поле тогда, когда самолеты( их было 2 единицы) были в воздухе. Аварийную ситуацию я никому не создал, но  факт остается фактом - я нарушил инструктаж руководства.

       Нарушение не замеченным не осталось, так как была соответствующая служба обеспечения парашютных прыжков на площадке, наблюдатели и доложили старшему о моем нарушении.
       Не успел я положить свой парашют на место, как прибежал посыльный и доложил: "Лейтенанта Горбунова к замкомандиру полка, срочно!"

       "Ну, все влип в нехорошее дело" - подумалось мне и ничего не оставалось делать, как бежать к майору Драчеву В. на неприятный разговор.
Но я и представить себе не мог, что этот инцидент выльется в целую историю, которая произошла вскоре.
       "Товарищ, майор, лейтенант Горбунов по вашему приказанию прибыл!"_ громко и четко доложил я старшему.

        Дальше последовала не нормативная лексика майора, которую я доселе не слышал в армии( даже на стажировке). в мой адрес. Я терпел сколько мог, но сносить оскорбления далее не стал и произнес:
       - Товарищ, майор, прошу не применять ко мне, советскому офицеру, не нормативную лексику. Даже царские офицеры не позволяли себе такого отношения к младшему по воинскому званию. Ведь Вы еще и  коммунист!"

      Вообщем выпалил все свое возмущение с горяча, не подумал, что все это слышат солдаты и другие офицеры.

      " Но почему ему можно при всех, а мне ответить нельзя?" - вот, что крутилось тогда в моей голове. Неопытный был, армейская офицерская служба еще не обтесала молодого горячего хоперского казака как следует. Отсюда такие вот пассажи молодости.

              Но вишенка на тортике будет еще впереди...

        Надо отдать должное  замкомандиру полка: он не стал далее продолжать свою воспитательную работу с нарушителем при людях.
       - Если Вы такой принципиальный офицер, хорошо, объяснимся в другом месте без свидетелей. Жду Вас в 18.00 в кабинете без опозданий. Форма одежды - повседневная. Понятно Вам, лейтенант?
      -Товарищ, лейтенант,- по уставу, товарищ майор! - в очередной раз подколол я старшего. Тот побагровел, но сдержался, но добавил:
       -Время пошло. У Вас 7-10 км впереди до полка, но надо еще переодеться. И самое главное транспорт полка Вам помощь не окажет. Добирайтесь как считаете нужным. Напоминаю ни минуты опоздания.

         Что делать. Гонор всегда не приветствуется, что на улице детства, что в армии. Но вот таким народился я, горячему к несправедливости и хамству. Горбатого, говорят, могила исправит. Не позволяю я по отношению к себе хамства по сей день, отстаивал честь свою и в драках и в "воспитательных" беседах старших, вплоть до командиров дивизий. Было не однажды такое в моей жизни и служебной карьере. Конечно я потом страдал от этого.

          Посмотрел  на часы. Да, придется все время бежать. Но надо ведь еще в канцелярии  переодеться в повседневную форму одежды, чтобы выполнить приказ замкомандира полка.

        Побежал споро как молодая лань, а на ногах специальные десантные ботинки,  предназначенные исключительно для прыжков, а не для кросса.

Бегу и чувствую, что не успеваю. Опоздаю. Накажет меня майор по полной, отыграется  сполна за мое поведение в разговоре с ним.

       Слышу сигнал авто: " Уступи дорогу!" Обернулся, майор на служебном УАЗике возвращается в полк на беседу со мной. Ему хорошо он успеет, да и форму одежды ему менять не надо, он в ней.
       Отдал воинское приветствие ему и побежал дальше. Его автомобиль скрылся из глаз, а вскоре меня нагоняет грузовой Газ - 66. Он везет парашюты в полк. Остановилась добрая душа, предложила подвезти. В кабине прапорщик службы ВДС полка и водитель. Поехали.

       За 100 метров до КПП части автомобиль остановился и я спрыгнул на землю. Поблагодарил прапорщика, а он мне говорит:
       - Товарищ, лейтенант, я Вас не подвозил, это если майор спросит и меня и Вас. Он запретил всем, кто едет в полк Вас подбирать по дороге до полка.
       - Хорошо, я Вас не подведу.

        Последние 100 метров я  пробежал, чтобы немного запыхаться и выглядеть уставшим. Но времени на переодевание уже не было. Вспомнил, что помошником дежурного по полку стоит мой однокашник Григорий Собин. Он такой же комплекции как и я, так , что его форма мне подойдет. Смекалка - залог успеха десантника в бою и службе.
        В комнате дежурного все быстро объяснил ему, попросил его форму одежды, смочил водой волосы и точка в точку по времени явился на доклад майору Драчеву В.

             В кабинете находились 3 офицера:
- Майор Драчев В
- Начальник штаба майор Одинец Н. И
- Начальник особого отдела полка (Фамилию не помню).
        Замкомандира полка глянул на часы, потом на меня и спросил удивленно
- На чем Вы добирались?
- Совершил марш бросок, мне не привыкать. у меня 2  разряд по лыжам.
- Невероятно, но факт,- успели. Это обнадеживает. Посмотрим, что будет дальше.

       Все трое приняли активное участие в воспитании молодого, борзого ( на их взгляд) офицера.

       Дело в том , что замполит полка майор Лавриенко С. Л, мой непосредственный начальник, был вместе с комполка в штабе дивизии  в городе Каунас. Поэтому моим воспитанием занялся зам. по строю. Прижали они меня крепко, аж взмок я весь бедняга. Короче обещали службу мне в полку сугубо по уставу и нелегкую.

       "Черт меня дернул с тобой связаться, майор"- подумалось мне, а в слух у меня вырвалось:
       - Хорошо я Вас понял, товарищ майор, но заявляю всем честно, что о ваших угрозах я расскажу своему дяде. Пусть он все знает.

        - И кто же Ваш таинственный дядя? - с ухмылкой спросил особист.
        - Министр внутренних дел СССР - ляпнул я первое, что пришло мне в голову.

         В кабинете установилась жуткая тишина. Не по себе стало и мне и, видимо старшим офицерам.

          Хорошо, - наконец- то произнес замкомполка,  но только  честно проинформируйте его о том, как Вы нарушили инструктаж старшего, что вынудило меня разбираться с Вами на повышенных тонах. Наказывать Вас я не буду, пусть решение принимает замполит полка, он Ваш прямой начальник по политической части. Идите и больше не повторяйте своих ошибок.

          Перед тем как выйти я обратился к замкомполка:
- Товарищ, майор, прошу меня извинить за мою несдержанность по отношению к старшему по званию. Больше такого не повторится. Тот в ответ махнул только рукой.

         Спустился со второго этажа зашел в комнату дежурного и только там перевел дух  и рассказал все моему однокашнику Григорию. А затем спросил его:
- Гриша, а как фамилия Министра внутренних дел Союза?
- Сань, да ты что забыл, ведь это генерал  Щелоков! Что теперь будет, а?- спросил он неизвестно кого.

      - Как - нибудь прорвемся, друг, - ответил я ему и добавил - наверняка тебя спросят о том, правду я сказал или нет. Ведь мы с тобой с одного взвода в училище. Прикинься незнающим, мол Горбунов об этом нам не говорил никогда.

        На следующий день вызывает меня к себе майор Лавриенко С. Л. Зашел, представился как положено, присел на приглашение. Краем глаза увидел на его столе мое личное дело по отделу кадров.

       Замполит расспросил меня все как было и лишь в конце спокойным голосом сказал:
       - Эх, молодость, молодость не всегда может подать дельный совет в нужный момент. Я не сторонник наказания офицеров, тем более молодых да еще политработника. Молодец, что нашли в себе смелость извиниться перед зам. по строю, но впредь так не горячитесь Александр Геннадиевич со старшими. Майор Драчев хоть и бывает иногда груб, но он не злопамятный человек. Вам повезло, что он был тогда на прыжках старшим. И,  уже отпуская меня,  он задал мне один вопрос:
- В личном деле о родстве с  Щелоковым ничего нет. По какой линии он Вам родственник?
- По линии мамы, он ей троюродный брат. Родство я нигде не афиширую. Всего хочу я добиваться сам без протекции.Прошу извинить меня, товарищ майор, за то , что подвел Вас. Даю слово  - такого больше не повторится.

      Служба пошла своим чередом, но я постоянно ждал какого -то изменения к себе со стороны руководства полка.

      Но время шло и ничего страшного для меня не происходило.

       Однажды вызывает меня майор Драчев В. и говорит:
- Вы как- то заявили мне, что у Вас 2 разряд по лыжам. Так, что искупайте свою вину участием в сборной команде полка по офицерскому пятиборью. Скоро первенство дивизии, поэтому от Вашего результата будет зависеть и Ваша служба. Видя, что я смутился, сказал с усмешкой:
- Я пошутил, товарищ лейтенант. Надо помочь родному полку хорошим выступлением на соревновании.

                Прошло три года.

      Сменились командир полка, замполит полка, начальник штаба и особист. Трое первых ушли на повышение, особист на пенсию.

      Я поступил в академию в 1975 году и сдавал дела по службе. Был уже в должности пропагандиста полка. 2,5 года работа на роте, полгода в должности замполита полка и год пропагандистом. Всего 4 года прошло со дня выпуска из училища. Пришел прощаться с командиром полка подполковником Лебедевым В.У него как раз было совещание со своими заместителями. А  в конце взял на себя смелость пригласить его и всех замов на рюмку чая к себе на квартиру.

        Командир поблагодарил меня за приглашение, но в свою очередь высказал предложение отметить мое поступление и отъезд в Москву в составе всех присутствующих,плюс секретаря парткома на природе у озера с женами.

      - Не возражаете на мое предложение, Александр Геннадиевич?- спросил он меня.- Так Вам  будет не накладно, деньги в Москве пригодятся, а  мы все в складчину отдохнем на природе.  Вот и хорошо, что Вы не возражаете.  Все организационные вопросы я беру на себя. Завтра суббота, выходной, да и повод солидный.

        Судьба  еще не раз сведет меня с этим замечательным человеком, офицером высокой чести и долга перед отечеством и людьми. Он запросит мою кандидатуру перед Командующим  и Начальником Политотдела ВДВ после выпуска из ВПА им. Ленина на должность замполита 299гв. пдп в 1978 году. Четыре года он будет руководить 98 гв.вдд, получит генерала и уйдет в 1982 году на повышение в Управление ВДВ.

        Отдых на природе подходил к концу, когда слово предоставили мне. Я поблагодарил всех моих начальников за отеческое отношение ко мне, ко всем молодым офицерам и в заключении сказал:
- Хочу сегодня снять с моей души груз обмана, который я ношу в себе 3 года и извиниться искренне перед подполковником Драчевым за тот обман.
         Все вопросительно посмотрели на Драчева В.
     Пришлось  рассказать присутствующим ту старую историю, которую никто из них, кроме замкомполка по строю, не знал.

     Сначала  была тишина, а потом все дружно  и непринужденно засмеялись. Когда веселье стихло, подполковник Драчев В. в ответном слове сказал:
     - Молодец, Александр, что совесть  не потерял. А насчет того, что ты родственником представился, то честно скажу, что сначала мы поверили. Но по линии  Особого отдела вскоре выяснили, что ты, мягко говоря, пошутил, но дерзко и смело. И эта твоя находчивость, умение по десантному атаковать меньшими силами нас троих в трудную для тебя минуту, дала возможность инциденту не перерасти в месть с нашей стороны. Так, что и меня старика прости за резкость мою тогда на прыжках.

       Сколько лет прошло с тех пор, уж многих моих начальников нет в живых, а в душе моей навсегда залегла благодарная память о моих первых войсковых начальниках. Без их отношения к нам молодым офицерам, терпеливого воспитания и обучения я думаю, что армейская судьба многих из нас была бы другой.
        Просто у каждого из нас имеются свои неповторимые характеры.
                2018 год.


Рецензии