1. Пролог

ПРОЛОГ

Как стремительно меняется мир! Утверждение это превратилось почти в банальность и способно вызвать лишь раздражение. Мы катастрофически не успеваем за этими изменениями и вне нас, и вокруг нас, и в нас самих. А ведь именно МЫ и есть тот самый «человеческий фактор», определяющий судьбу человечества. Тех, кто живет, тех, кто уже покинул земной мир и тех, кому еще предстоит жить. И у каждого своя задача и свое предназначение.

Двадцатилетним - учиться, влюбляться, радоваться жизни, мечтать и готовиться к взрослой жизни.

Тридцатилетним - работать, творить, поднимать семью, осваивать опыт более старших и выдвигать смелые гипотезы.

Сорокалетним - поддерживать и умножать, просчитывать, планировать и сдерживать.

Пятидесяти и шестидесятилетним – подводить некоторые итоги, передавать опыт, обучать и воспитывать.

Семидесятилетним - думать о душе и Боге, отдыхать и  размышлять о   жизни. А вот тем, кто перешел этот рубеж и смог сохранить себя - ГОТОВИТЬ БУДУЩЕЕ.

Вы скажете: странное утверждение, и будете правы. Однако утверждению этому тысячи лет. Вспомните:

1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5.Время разбрасывать камни и время собирать камни; время обнимать и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
9 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
10 человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!
11 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
12 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
13 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
14  тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все- таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.
15 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
16 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воззовет прошедшее.
17 Поэтому наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо приносящие жертву не думают, что худо делают.

(Книга Экклезиаста, или  проповедника).

Как войти в свое время и правильно использовать его? Советы здесь бесполезны; каждому предстоит решать это самостоятельно. Однако все соделанное до Времени Мудрости будет разным, но сиюминутным и одноврЕменным; предпринятое после - вневременным и вечным.

Вот и я понял, что несмотря на весьма почтенный возраст, здание моей жизни (скорее Храм, чем Дом) еще не достроено. Мало того, мне почти никогда не удается увидеть его целиком; все плывет, колеблется, меняет форму и очертания, утверждает и опровергает само себя, представляясь то случайным, то закономерным.

Сначала я решил - вот он каков, мир пожилого и уставшего человека, ибо время его - прошлое, бренность и смертность - настоящее, «суета и томление духа» -будущее. Хотел даже написать об этом книгу, однако вовремя отказался. И дело  не в гигантском количестве мифов, домыслов и теорий, окружающих этот непростой период в жизни человека.

Все куда проще: не прожив достаточно долго - не постареешь и не увидишь; не живя вообще или живя поверхностно, суетливо, небрежно - ничего не поймешь и ничему не научишься. То есть не достигнешь того, чего был обязан достигнуть. Поэтому пусть о старости пишут геронтологи, психологи, социологи, политологи, пусть ее анализируют философы, поэты, художники и прозаики, пусть о ней спорят религия и наука. На самом же деле единственное, что заслуживает внимание и единственное, чему можно верить и во что можно верить - это жизнь.

Поэтому будем продолжать строительство своего Дома… Именно продолжать, а не достраивать или «доводить до ума». Первое, что потребуется для этого - немного вечности и ее пространства; затем - материал для строительства, умелые работники, мастера, архитекторы, художники. Нужна музыка, значит, нужны композитор, хор, дирижер, инструменты; нужны солисты, нужны колокола и звонари.

Нужно живое Слово и  его звучание. А значит, нужны Земля, Огонь, Вода и Воздух, нужны вера, предание, традиция, нужны фундамент, стены, двери и окна, нужен купол и то, что его венчает. Нужно место упокоения для тех, кто строил этот Храм, шел к нему и бывал в нем. И, наконец, нужно то, ради чего и затевалось это небывалое строительство…

Охватить такую стройку  одним взглядом нереально. Можно бесконечно ходить по кругу, впитывать, вбирать и иногда замечать нечто такое, чего раньше не было или что ускользало от взора. А бывает и то, что приходит без нашего разрешения. Как? «Обычным путем», - как сказал бы незабвенный Винни Пух.

Феномен такого неожиданного «прибавления» давно известен и в науке, и в психологии, не говоря уже об истории. Недавно он нашел свое подтверждение в исследованиях памяти. Оказалось, что, как минимум, 10-15% всей ее информации есть информация о фактах и событиях, которых не было, но которые вполне могли быть.

Подчеркну - речь идет не о сознательной мистификации, обманах восприятия или неуправляемой фантазии. Скорее о загадках психического пространства-времени и других не менее интересных психофизических феноменах. Что же касается парадоксов физического универсума, то ими сегодня никого не удивишь. Вот и мне постоянно кажется, что многое из того, что воспринимается мною как «прошлое», на самом деле есть «будущее», однако выросшее из «вероятного» и направленное в «будущее».

А вот для таких случаев в нашем Храме предусмотрена колокольня. И не простая, а увенчанная крестом. Он и великий символ веры, и он же напоминание - распинают на кресте люди, но они же с него и снимают. Крест во все времена служил и громоотводом (церковь берет на себя грехи людские и умягчает гнев Господень), и своеобразной антенной, связующей "мир земной" и "мир небесный".

А вот в Османской империи свято чтили месяц. Турки говорили, что он играет   важную роль в жизни людей. Во-первых, Луна - символ перерождения и подобна человеческой жизни; она рождается и умирает, чтобы возродиться снова.
Во-вторых, освещает дорогу ночью в кромешной тьме. В-третьих, благодаря ее видоизменениям, человек может ориентироваться во времени. Полумесяц и звезда, его постоянная соседка, со временем трансформировались в понятие "огонька во мраке", который указывает путь всем истинно верующим людям. Затем  звезда и полумесяц стали официальной мусульманской символикой . 

У минарета и колокольни есть еще оно предназначение - оттуда можно ВЗЛЕТЕТЬ. Что и делали наши православные предки-христиане и чего никогда не делали язычники, иудеи, мусульмане и католики. А когда «взлетели», то первое, что удалось разглядеть, были ДОРОГИ. Давно заросшие травой, засыпанные песком, поглощенные лесом, пропавшие в морской пучине и исчезнувшие из людской памяти. Открылись стены крепостей, развалины городов, следы древних путей и явные признаки непознанного, иного и загадочного.

Перестало быть тайной скрытое движение земель, материков и континентов. И было это задолго до эпохи воздушных шаров, дирижаблей, самолетов, космических кораблей и спутников. Потому что всегда существовали мысль, мечта, воображение и прозрение. Потому что всегда знали: вечное можно увидеть, только поднявшись над  временным.

Что же мешает нам сегодня совершать подобное - и более подобного? Подняться над материальным, обыденным, иллюзорным и УВИДЕТЬ… Но только через человека и ради человека; чтобы понять, что старые пути не пусты и не заброшены; посчитать, сколько людей идет к вашему Дому-Храму и к другим, подобным ему;  проследить, как малое порождает большое, поразиться великому множеству судеб и такому же количеству Дорог…

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душею живою». Как просто… Как гениально и непостижимо просто… Потому что самая первая и самая главная работа по сотворению человека была сделана тем, кто сказал о себе: «Я, СУЩИЙ ИЗНАЧАЛА». Остальное доделывали уже другие, не столь гениальные, прозорливые и любящие.

Увы, о гениальной простоте жизни, счастье познании, радости бытия и великой любви к сотворенному мы можем только мечтать. Мы научились творить иллюзии, играть  вероятностями, упрощаться до безобразия или «творить сущности сверх меры и необходимости». Приступая же к перестройке мира (даже внутри себя),  в первую очередь решаем вопрос КАК, и лишь потом - ДЛЯ ЧЕГО. А в итоге неизбежно констатируем:

«Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого. Поэтому во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

*** 


Рецензии