Очерк. Учительница первая моя

«И несмотря на все перипетии.
Учитель у доски опять стоит.
Как преданный слуга своей России
О счастье, о любви нам говорит»

Вряд ли в сознании современной мамы возникнет образ Учительницы, созданный когда-то талантом Веры Марецкой. И все же…

С каким трепетом, надеждой и … тайным страхом мы впервые переступаем порог школы со своим ребенком. «Полюбит ли она, учительница, моего ребенка так, как люблю его я?» А ребенок в учительнице ищет «еще маму» (как у Платонова в рассказе, помните?) И как счастлив ребенок в школе, если у него «еще мама» в школе.

«Моей первой учительницей была Швецова Лидия Александровна» - пишет в своем сочинении бывшая ученица Трубкина Юлия. – "Со своей учительницей я познакомилась еще до первого сентября. Сначала я очень переживала. Ты в первый раз видишь учительницу и не знаешь, что сказать, как ответить. Но ко мне подошла женщина с очень добрым лицом. Мой страх сразу же пропал. И я поняла, что в учителях нет ничего страшного, а есть только доброе. Даже какое-то чувство радости и счастья наполнило меня. И мне очень захотелось пойти в школу и учиться именно у этой учительницы. Такой я запомнила свою первую учительницу. Такой я помню ее сейчас. И во мне до сих пор живет какое-то необыкновенное чувство радости, что моей первой учительницей была Лидия Александровна".

А вот такие первые впечатления о своей первой учительнице остались у детей другого поколения (последний набор Л.А.)

«Мою первую учительницу звали красивым именем – Лидия Александровна. Она очень хорошо выглядела для пожилой женщины. Она, как я помню, часто носила юбку и кофту, которую сама связала, а по праздникам – бархатное платье. Внешне она была очень красива.» (Кустов Андрей)

«Глаза у нее светло-голубые и очень добрые. Она всегда хорошо выглядела. Аккуратная блузка или красивый узорчатый свитер и юбка всегда хорошо смотрелись на ней. По особенно важным дням она надевала красивое платье. Ее характер соответствовал ее внешнему виду. Она могла быть очень строгой, но всегда справедливой и доброй.» (Королева Катя)

«Моя учительница всегда выглядела строгой, но в глубине ее голубых глаз можно было увидеть добрые искорки.» (Светлов Павел)

«Я хорошо помню теплый взгляд ее глаз, легкую походку, доброту в голосе. Помню даже одежду, в которой приходила она в класс. В особенно торжественные дни Лидия Александровна надевала красивое платье, и нам было радостно, потому что она приносила в класс ощущения радости.» (Казымов Абиш)

«Дорогая Лидия Александровна – первый школьный учитель наших детей. Бесконечно Вам благодарны за сердечность, терпение, целеустремленность, творческое горение в воспитании наших детей.»

"Мы никогда не забудем Ваши хлопоты, волнение и трудности в обучении школьников и воспитании в них патриотизма, любви к родному краю, ответственности, само- и взаимоуважения. Интересны и незабываемы открытые уроки, на которые Вы приглашали нас – родителей. Особенно нам запомнились уроки о родном крае".

"Счастливы, что наши дети попали именно к Вам – человеку-труженику и настоящему педагогу. Горды за Вас, что именно Ваш опыт обучения используется карельскими педагогами, что именно Вас как самого лучшего лектора-практика выделили курсанты карельского института усовершенствования учителей. Сердечное Вам спасибо и низкий поклон от всех мам и пап, дедушек и бабушек за тот труд, который Вы вложили в наших детей, что из несмышлёных малышей подготовить самостоятельных школьников, привить им любовь к знаниям, труд, уважение к старшим. Успехов Вам, доброго здоровья, дальнейших творческих удач в работе с детьми!"

С уважением и благодарностью родители учеников 3б класса средней школы №5. 24 мая 1985 года, г. Петрозаводск.

Эти слова написаны родителями в адрес Швецовой Лидии Александровны – заслуженного учителя Республики Карелия. Казалось бы, к сказанному больше нечего прибавить: законченный потрет учителя с 40-летним стажем.

Однако, уж коли судьба мне подарила случай узнать этого человека, то хочется рассказать, что стоит за этим.

18-летняя Лида Клюхина в 1956 году после окончания педагогического училища начала свою работу в Заонежье в малокомплектной школе. Мы с Лидией Александровной почти ровесницы, и моя учительская биография начиналась так же, поэтому мне нетрудно представить жизнь моей героини в то время. Малокомплектная школа. Ты один на один с разновозрастными учениками, никакого опыта в таких школах, никакой практической и методической помощи (школа, как правило, забытой Богом и людьми глухомани), маленькая зарплата, круг культурного общения порой замыкался школой.

А Лидия – городская девушка, родилась в Петрозаводске. Но, как гласит народная мудрость, «дорога в тысячу миль начинается с первого шага». Значит, шаг этот надо сделать в нужном направлении. А ведь «молодо» - не всегда «зелено». Лидия Александровна вспоминает, как она сама звонила и приглашала к себе на уроки «проверку», чтобы убедиться – она работает правильно. В таких маленьких школах учителей «обязывали» учить по вечерам рабочих парней и девушек (так называемая школа рабочей молодежи). А Лида Клюхина учила еще совершенно безграмотную женщину, которая складывая по буквам слово «дым», получала почему-то слово «чад».

Вспоминая те далекие времена, мы с коллегами думаем, что держало нас, молодых, в школе? Возможно, долг, ответственность. А может быть, мы не задумывались тогда над этим. Просто было безумно интересно с этими маленькими несмышленышами. Мысли о них не отпускали тебя ни в школе ни дома, ни в отпуске. И ты вновь и вновь возвращался к ним. Утром хотелось бежать в школу, а после уроков не хотелось расставаться. Думается, что именно это «безумие» и делает молодого учителя Учителем.

И остаются в школе, наверное, только такие… и на всю жизнь. К тому же она уже училась заочно в институте историко-филологическом факультете.

С 1959 года Лидия Александровна Швецова (она уже вышла замуж) работает в школах г. Петрозаводска. Настоящее «крещение» прошла в школе №22. Здесь учились не только дети, но и студенты, и учителя. «Каждый урок мог быть открытым». – вспоминает она. С глубочайшим уважением отзывается об учителях-наставниках этой школы. Здесь было у кого поучиться: шесть заслуженных учителей трудились рядом. Окончив заочно институт, приобретая нужный опыт учителя начальных классов, шла она к вершинам своего педагогического мастерства. Вскоре и она стала делиться своим опытом за пределами своей школы. Были даны десятки открытых уроков. Работа внештатным методистом по развитию речи. Окончив курсы лекторского состава, летом и зимой в ИУУ учила учителей начальной школы.

В 1984 году ей присвоили звание «Старший учитель», а в 1989 году – «Учитель – методист». Листая ее «Трудовую книжку», читаешь многочисленные благодарности, поощрения, награждения.

Сейчас Лидия Александровна ушла из школы на заслуженный отдых. Время спокойно оглянуться назад и подумать о себе. Анализируя, как мы любим говорить, свой трудовой путь, Лидия Александровна пишет:

«Проработала я в школе 42 года и не жалею. На работу шла с желанием, даже с удовольствием. Там меня ждали дети – такие разные: смышлёные и не очень, паиньки и не в меру шаловливые, капризные и ласковые. И каждый из них – личность. Зайдешь утром в класс и останешься с ними – ты и они – на 5 уроков. Вот почему я не любила каникулы – ведь приходится быть в классе без них. Каждый раз, анализируя педагогический путь, убеждаюсь, что главное в работе учителя – любовь к детям. В работе учителя начальных классов весь педагогический стаж делится на периоды, продолжительностью в три года. И каждый раз, когда получаешь новых первоклассников, испытываешь волнение, как будто идешь в школу впервые.

И знаешь, если тебе родители доверили своих детей, ты должен их научить и воспитать, одновременно подготовить их к общению в средней школе. Я старалась проследить за три года путь становления личности каждого ребенка, связывая этот процесс с обучением. У меня никогда не было любимчиков в классе, и дети это чувствовали. Я знаю, что каждый ребенок – личность, требующая индивидуального подхода. В первом классе они очень непосредственные – сядут к тебе на колени, потрогают каждую складочку на одежде, рассмотрят все и выскажут свое мнение.  И расскажут все о своей семье. Постепенно дети растут и ведут себя по-другому. Но всегда они заряжают тебя энергией, так что временами и усталости не чувствуешь.

Все три года я старалась, чтобы у детей было желание учиться. Над этим работала постоянно, и большинство моих учеников учиться любят. Прежде всего дети должны любить читать. Я всегда помнила слова Ш.А. Амонашвили: «Если большинство твоих учеников не хотят читать, ты – плохой учитель, если все любят читать – ты хороший учитель, если все ребята пристрастились к чтению – ты не только хороший учитель, но и хороший воспитатель.» Поэтому все мои ученики читали хорошо. Это позволяло развивать их познавательную активность. Учить каждого – это принцип моей работы. Я всегда знала, кто и что не усвоил, и помогала каждому ученику. И дети это знали, поэтому в классе сами дети слабых учеников не оставляли без внимания».

Последние 20 лет Лидия Александровна учила детей в средней школе №5. 20 лет она проработала в паре с воспитателем ГПД Башара Людмилой Евгеньевной, тоже заслуженным учителем Республики Карелия. (Об этом уникальном «дуэте профессионалов» писала наша школьная газета «Перемена»). Башара Л.Е., называя многие замечательные качества учителя и человека Швецовой, выделила главные два: мудрость и тактичность как врожденные качества интеллигентного человека.

«Тактичность во всем, - уточняет она, не только в быту в общении, но и в профессиональном плане. Зная современную методику, постоянно изучая новые технологии, экспериментальные наработки, Лидия Александровна творчески подходила к использованию нового в своей работе. Когда родителей ее учеников спрашивали, по каким программам учатся их дети, то родители отвечали, что их дети учатся «по программам Швецовой». Воспитанная в традициях старой классической школы, учительница видит главное – дать добротные, осознанные знания каждому.
Здесь уместно еще раз обратиться к сочинениям ее воспитанников. Так сказать, посмотреть урок глазами ее учеников.

«На уроках всегда было интересно. Особенно мне нравились уроки природоведения. Много нужного узнали мы на этих уроках. Оценки, конечно, получал разные. Бывало, и не соглашался с оценкой. Казалось, она должна быть выше, чем поставлена, но потом понимал, что был не прав» (Светлов Павел).

«На уроках труда она учила нас вязать, вышивать, ставить заплаты, штопать и другие нужные вещи. Оценивала учительница справедливо…» (Сушков Илья).
«Мой любимый предмет был «ИЗО». Лидия Александровна всегда очень хорошо объясняла и помогала нам рисовать. Я вообще люблю рисовать, а с таким учителем – это просто счастье…»

«Наша учительница была с чувством юмора, часто смеялась. Однажды, когда Лидия Александровна на уроке природоведения велела написать заповедники России, один мальчик написал среди заповедников Белый дом и Кремль. Лидия Александровна долго смеялась вместе с нами, а потом еще сказала, что там разводят президентов» (Филимонов Денис).

«…Мы были последними учениками, которых Лидия Александровна обучала, и поэтому она нам щедро отдавала свою любовь, свою заботу и доброту. Особенно любимыми были уроки чтения, на которых мы все становились чуть-чуть артистами.
Лидия Александровна любила ухаживать за цветами, и наш класс всегда благоухал ароматами. Главное, чего хотела она, - воспитать нас умными, честными и трудолюбивыми.» (Казылов Абиш).

Смирнова И.И., директор средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением иностранных языков так характеризует работу Швецовой Л.А.:

«- Итоги контрольных и диагностических работ показывают высокую обученность учеников Лидия Александровны не только в начальной школе, но и в среднем, и в старшем звене. Коэффициент обученности в среднем выше 0.8, что показывает эффективность обучения.

Ученики Лидии Александровны приучены к творческой познавательной деятельности и в дальнейшем с успехом адаптируются к развивающему обучению в среднем звене и образовательным технологиям: метода проекта, интегральной технологии, дифференцированное обучение.

В старших классах ученики подтверждают свои знания, являются победителями школьных и городских олимпиад по математике, русскому языку, географии, биологии, иностранному языку.

Среди выпускников школы немало «золотых медалистов – учеников Лидии Александровны: Ануфриенок Анастасия, Склярская Ирина, Митина Юлия.»

Я побеседовала с преподавателями среднего и старшего звена, теми, кто учил или учит учащихся Лидии Александровны. И все они отмечают, что дети хорошо подготовлены, умеют и любят учиться, самостоятельные, инициативные, любознательные, что с ними интересно работать.

И чтобы поставить последнюю точку в рассказе об этом удивительном человеке, необходимо сказать о семье Лидии Александровны.
 
Как сама она говорит: «Работе я уделяла много времени, но и семья была не на последнем месте. Хотя, - весело добавляет она, - если мы все вместе собираемся за столом, то снова «открывается педсовет». И Лидия Александровна перечисляет: «Сестра – учитель, дочь – учитель, жена сына – учитель, жена брата – учитель, племянница – учитель».

С особой гордостью Лидия Александровна говорит о своей дочке – Серебряковой Светлане Александровне, учителе с 15-летним стажем.

Когда я звонила в 37 гимназию, чтобы записать несколько слов для очерка, то услышала от завуча так много об этом интересном человеке и творческом учителе. Скоро поняла, что информация просится на еще один большой рассказ.

Есть такое выражение: «Учитель! Воспитай ученика!». И когда у такого учителя, как Швецова Лидия Александровна, среди ее многочисленных учеников и последователей есть такая ученица, как Серебрякова Светлана Александровна, ее собственная дочь, то хочется снова повторить: «Учитель! Слово-то какое!»


Декабрь 2001 года, г. Петрозаводск.


Рецензии
Учитель для нас окончивших школу в 1965 году - это почти святое. Мы и сейчас встречаемся, больше по не радостным поводам. Мне более чем по нраву. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   05.02.2023 13:46     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Сергей, за Ваше "почти святое" отношение к учителю.
Я работала в школе 43года и до сих пор дружу со многими бывшими учениками даже самых первых выпусков. Это сейчас очень Взрослые люди.
А что это за "Малахитовая кнопочка" фигурирует в Ваших откликах?

Анна Алексеевна Золотовская   05.02.2023 14:37   Заявить о нарушении
Она же - зелёная, цвет малахита. Он благороднее просто - зелёного.

Сергей Плетнев   05.02.2023 15:19   Заявить о нарушении
Ах! Как замечательно! А я вот не додумалась. Спасибо ещё раз!

Анна Алексеевна Золотовская   05.02.2023 15:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.