C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

5. Разум и мышление

РАЗУМ  И  МЫШЛЕНИЕ.

Что же такое разум и как он работает? Мы знаем об этом достаточно много, но далеко не все. Например, является ли он иерархической структурой или он – холалархия, «единство во множестве и множество в единстве»? 

Первое, что наиболее доступно изучению и пониманию - это логическое, или дискурсивное мышление. Здесь происходит последовательный перебор вариантов решения по определенной программе поиска, которое есть связанное логическое рассуждение, обусловленное всей суммой предыдущего опыта.

Основными векторами движения в логическом мышлении являются индукция и дедукция. В результате организуется некое умозаключение, определяющее наше понимание и действие. В целом вся эта структура напоминает работу аналогового компьютера как некой несовершенной модели нашего разума (а не наоборот, как считают многие).

Далее (выше, глубже, тоньше) пребывает то, что именуется «свернутым интуитивным процессом» мышления, т.е. непосредственное чувственно-мыслительное восприятие. Это гораздо более тонкий и сложный процесс. Он скрыт от контролирующих систем разума, но он есть и существует как объективная реальность.

Психофизиология базирует его уже не на молекулярном, а на полевом уровне, т.е. уровне нейро-лингвистических полевых структур, имеющих прямой выход на на общее информационное поле  (общечеловеческое, земное, космическое, вселенское). Мышлению логическому сюда путь заказан - оно слишком прямолинейное, «низкочастотное» и «низкоскоростное».

Следующий уровень - концептуальное мышление. Здесь происходит проектирование, отработка, анализ и синтез сложнейших познавательных систем, ограниченных кругом определенных, но абсолютно необходимых понятий.

Каждое из них глубоко и тщательно проанализировано и познано, пережито и прочувствовано. Изучены все его составляющие, прямые и обратные связи, лики и образы, прошлое, настоящее и будущее, связи с поддерживающими и противостоящими структурами, просчитаны на много этапов вперед перспективы их предстоящего взаимодействия и сотрудничества.

Сам механизм такого сложнейшего процесса крайне далек от привычных нам схем и параметров, а многие его детали неизвестны вообще. С определенной долей вероятности можно говорить лишь о голографической и «нематериальной информационной составляющей» в его структуре. Если говорить о его аналогах, то наиболее близким будет медитация на ментальном уровне, состояние сатори и самадхи, инсайт, молитвенный транс. «постижение сути вещей», а в религии - «Божье откровение».

Основой структурной единицей здесь является понятие и система понятий в единой системе отношений, а не в сфере операционного взаимодействия. Если же говорить о пяти универсальных законах мироздания, то такой познавательный процесс базируется на трех последних, высших, одновременно превосходя  их пределы.

Именно это позволяет многим исследователям считать такое мышление уже частично выходящим за пределы разума, а некоторыми - несвойственным для человеческого разума. В этом есть определенный резон, ибо достижение подобного возможно лишь для единиц. Его невозможно передать и ему почти невозможно обучить; оно сродни гениальности, которая или есть, или нет.

Вершиной этой пирамиды являются так называемые «состояния, лишенные содержания». Однако они уже не имеют никакого отношения ни к разуму, ни  к мышлению. Скорее, к сознанию и сверхсознанию.

Особое место занимает художественное мышление, основанное на принципиальной презумпции «недосказанности» (но не на непознаваемости!) мира. Этим оно очень близко к символическому и мифологическому, однако предполагает в первую очередь отказ от жесткого линейного рационализма и редукционизма (последовательного предельного упрощения).

Выход из пространства художественного мышления осуществляется через  творческие состояния. Они не относятся ни к одному из видов мышления, представляя собой измененные состояния сознания с выходом за пределы обычной (базовой)  реальности и времени.

Говорить о религиозном разуме и религиозном мышлении не просто очень сложно. Это чрезвычайно тонкая, деликатная и почти всегдаглубоко личная тема. Многие исследователи считают, что религиозный разум есть союз чувственно-мыслительного, мифологического и художественного восприятия мира, а из трех основных «зеркал» (пралогического, логического и концептуального) наиболее сложный и многоуровневый.

Религиозный разум глубоко эмоционален, поэтому душа здесь скорее «эмоциональное», а не «мыслящее» существо. Кроме того, в нем ощущается огромное и глубокое дыхание Вечного Изначального Духа, творящего мир через Отца и Сына. Именно поэтому рациональное и прагматическое - естественные антагонисты религиозного…

Как бы то ни было, именно религиозный разум и религиозное чувство предложили определенный миропорядок, основанный на нравственном кодексе, который не смогли превысить ни социализация, ни наука и технология, ни новейшая философия и психология. Можно сказать и так: создали необходимый базис, фундамент, краеугольный камень всей современной цивилизации. Поэтому быстро набирающий ход процесс дехриастинизации запада приведет не к перестройке, не к косметическим изменениям, а к полному и безоговорочному ее крушению.

Итак, система человеческого разума двойственна и в то же время нет. Она иерархична, ибо основана на подчинении архидревних и древних структур более новым и новейшим; она хорошо организована и управляема, ориентирована на определенные приоритеты и ценности, способна к переформированию и  эволюционно оправдана. Она холархична, ибо целостна. Каждая ее составляющая включена в общую систему и содержит знание как о более низких, так и более высоких уровнях.

Вследствие этого «высшее» имеет возможность проникать собой всю конструкцию сверху донизу, а «низшее» - подниматься наверх, развиваясь и видоизменяясь. А вот кто (или что) окажется на вершине - целиком зависит о человека, от того, что он есть как личность, от его опыта, от того, чем он стал и чем мог стать, от его веры и его разумности.

Как же нам объединить в единое целое столь противоречивые составляющие самих себя? Мы стараемся, но получается пока плохо. Хотя и предложений, и идей, и моделей у нас не просто много - избыточно много.

Мы отчетливо понимаем: разум - это еще не вся личность, душа - не личность, лишенная тела, а мышление - лишь один из способов познания. Зато разум может стать высоким, он может быть одухотворен, личность может уступить часть своих прав душе, а сознание объять все уровни мироздания. Захваченный высокой целью, человек становится достойным ее, ощутив свет - идти к нему. Осознав себя частью Божественной Истины - захотеть дойти до нее  стать ею.

Разум может быть очарован мечтой, красотой, гармонией, неисчерпаемостью художественного образа, может влюбиться в небесную музыку и звучание истинного слова. Даже стать мастером, архитектором вселенной, демиургом, носителем как человеческой, так и божественной сущности, он может пожелать стать МИРОМ, но никогда не ставить своей целью становление себя богом.

«Блаженны миротворцы- ибо они будут наречены Сынами Божьими»…

Мир без войн, без крови, боли, ненависти, насилия и лжи, мир истины и справедливости - лишь первый шаг. Истинное же МИРО-ТВОРЕНИЕ - дело далекого будущего. Если доживем до него и будем достойны его. Однако уже сегодня ничто и никто не мешает нам творить эти миры в себе. Как не мешало и 100, и 500, и 1000, и много тысяч лет назад…

Как это делалось и делается? По-разному. Ибо законы подобного строительства одинаковы, а вот универсальных и подходящих для всех правил не существует. К счастью, многое остается - в личной и исторической памяти, в произведениях искусства, традициях и преданиях. И тогда у нас появляется возможность  проследить его некоторые этапы.

***


Рецензии