Искусство в Терезиенштадте часть 4

     ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
 «Последнее пристанище надежды. Художники в Терезиенштадте».

Нацисты эксплуатировали культурную жизнь гетто в своих интересах. Многие знаменитые художники были мобилизованы на работу в отдел графики и технических чертежей.
Работа в отделе давала художникам возможность посещать разные уголки гетто. Рисовать приходилось, прячась на чердаке или в толпе других заключенных, чтобы не попадаться на глаза эсэсовцам. Рисунки прятали в потайные места (в земле, в металлической коробке; в выемках в стене; в тайнике на чердаке).


Венский интеллектуал Лео Штраус (1897-1945) - сын венского композитора оперетты Оскара Натана Штрауса, использовал “арийские” семейные связи и своих людей среди чешской полиции гетто и сумел переправить часть подготовленных художниками документальных материалов за пределы Рейха, по всей вероятности, в Швейцарию.
Лео был также талантливым либреттистом и музыкантом. Преждевременная смерть в Auschwitz не дала полностью развиться его таланту, он был почти забыт после войны. О его жизни до ареста известно немного. Возможно, его наиболее известным вкладом в культурную жизнь Терезиенштадта была песня «Альс-Об» («Как будто»). Песня осуждала тех, кто жил в мире иллюзий и самообмана.


 Дальше рассказ о некоторых художниках-узниках Терезинского лагеря-гетто, подлинных героях Сопротивления, оружием которых были краски и карандаш.
Фриц Таусиг, более известный как Бедржих Фритта (19 сентября 1906 - 5 ноября 1944, Освенцим) - это он оставил документальную картину жизни (если это можно назвать жизнью) в Терезине. Работал перед войной в Праге под псевдонимом Bedrich Fritta как признанный иллюстратор и специалист по рекламной графике.
В 30-ые годы он посвятил себя политической карикатуре для сатирического журнала Simplicissimus. Кроме того, он был графический дизайнер Prager Tageblatt, художник, учитель рисования.

 Депортируемый 24 ноября 1941 с транспортом в Theresienstadt, Фритта стал руководителем чертежного бюро (die Zeichenstube) в технической канцелярии еврейского самоуправления.

 Ему удавалось собрать еще нескольких художников в этой канцелярии и вдохновить их также на нелегальное творчество. В его картинах и рисунках (преимущественно тушь) показана убедительная картина ужаса будней и жизни арестантов в Theresienstadt.

 17 июля 1944 он был арестован вместе с Лео Гаасом и другими за распространение « измышлений о зверствах» и содержался в Gestapogef;ngnis в Малой крепости.

 Через 3 месяца из Малой крепости он был депортирован вместе с Лео Гаасом в Освенцим, где он слег с дизентерией и через восемь дней умер от заражения крови.

 Его жена и трехлетний сын Томаш тоже содержались там. Ко дню рождения сына Фритта создает серию радостных, оптимистических рисунков.

 Доктор Карел Флейшманн родился в Клатови (Чехословакия)
22 февраля 1897 г. Он унаследовал художественный дар от своего отца, литографа. Отец Флейшманна настоял, чтобы в дополнение к искусству сын получил профессию, так что Карел оправился в Прагу изучать медицину, стал дерматологом.
Кроме занятий медициной, Флейшманн также учился живописи и рисунку. Флейшманн стал одним из идеологов кружка художников-авангардистов под названием “Черта”.

Как и большинству чешских евреев, с началом второй мировой войны Флейшманну пришлось испить чашу страданий из-за законов о расовой сегрегации, 18 апреля 1942 г. он был интернирован в Терезинское гетто.
Он занимал ответственную должность в больнице, делая все возможное, чтобы облегчить мучения узников.

 Несмотря на тяжелую работу в больнице, он не прекращал создавать живописные произведения, рисунки и стихи, посвящая им редкие минуты отдыха, обычно ночью.

 В стихах и эссе, и особенно в картинах, он документировал жестокую реальность жизни гетто.

Несмотря на материальные трудности – нехватку бумаги, чернил, карандашей и цветных мелков – Флейшманну удавались работы, удивительные по глубине и силе.

Большинство терезинских работ и стихов Флейшманна было спасено его товарищами, сумевшими сберечь их от нацистов. 23 октября 1944 г. художника отправили в Освенцим, на смерть.


Мальва Шалек родилась в Праге 18 февраля 1882 в богатой и образованной еврейской семье. По окончании школы, девушка переехала в Мюнхен и в течение года обучалась живописи в Женской академии.
Потом она переехала в Вену и там открыла собственную студию и завоевала прочную репутацию как художник-портретист. Дядя Мальвы – банкир Пеппи, двоюродный брат знаменитого «короля вальсов» Иоганна Штрауса-младшего – был своим в богемных кругах Вены. Он помог племяннице открыть свою студию в здании Венского театра, ввел в высшее общество Вены, где у нее сразу появились заказчики.

Среди ее клиентов была актриса Катарина Шратт, любовница кайзера Франца-Иосифа.
Мальва Шалек познакомилась со многими художниками и деятелями искусства, среди которых были композиторы Иоган Штраус-младший и Брамс.
После присоединения Австрии к Германии, в марте 1938 г., и принятия нацистами антиеврейских законов, Шалек покинула Вену, оставив все свои работы в брошенной студии.

 В 1942 г. Мальву Шалек интернировали в Терезинское гетто, и для нее начался период физических и душевных мук.
Она слабела с каждым днем, и все же втайне создавала работы, отображающие сцены жизни гетто. Ее рисунки, выполненные карандашом, углем и акварелью, были обнаружены после освобождения гетто. Художница спрятала их в тайниках, в стенах домов.

Эти работы – правдивое свидетельство различных аспектов жизни узников в Терезинском гетто. В гетто Мальва Шалек отказалась нарисовать портрет врача, сотрудничавшего с нацистами. 18 мая 1944 г. ее отправили в Освенцим, где она погибла.


Павел Фантл (1903-1944) родился в Праге. До войны он изучал медицину и работал врачом в чешской армии. В 1940 году по приказу немецких властей потерял место врача.
Под надзором гестапо он работал над составлением картотеки по учету евреев всего района. С риском для жизни похищал учетные карточки разыскиваемых евреев.

В 1942 году доктор Фантл с семьей уже в Терезиенштадте. В течение всего времени заключения в лагере он тайно создавал многочисленные сатирические и драматические картины (рисунки), изображающие жизнь в Терезиенштадте, хотя здесь он работал врачом в инфекционном отделении (было много случаев заболевания тифом).

Он создал серию «Метаморфозы», где изобразил в виде комиксов изменения, происходящие с обитателями лагеря-гетто в течение нескольких лет: тело становится тоньше, одежда ветшает, выглядит жалко, его вещи постепенно вмещаются в узелок на стене.
Всё это он показывал на фоне рождественской ёлки, украшенной свечами (в 1941 году), постепенно елка и свечи уменьшаются и к 1944 году исчезают из серии рисунков вообще, символизируя исчезновение надежды.

 Несмотря на свой сатирический стиль и юмор Фантлу не удалось скрыть тревожные чувства, что после 1944 года их всех ждет конец.
Через несколько месяцев Фантл был депортирован в Аушвиц. По разным сведениям он был либо расстрелян эсесовцами по дороге в Силезии (в лагере Hirschberg), либо был сожжен в печах Освенцима.

Перед депортацией из Терезиенштадта Павлу Фантлу удалось спрятать свои рисунки, которые позже удалось найти. Теперь они хранятся в Яд ва-Шеме.

Продолжение следует.


Рецензии