7. Огонь

2008г.

ОГОНЬ.

Ну что ж, давайте поговорим… Хотя мне давно кажется, что все уже сказано и говорить больше не о чем. Ан нет… Эта двойная потребность - сказать и быть услышанным - никогда не может быть ни отменена, ни утрачена. Летом больше хочется говорить, осенью - слушать, зимой - погружаться  в молчаливое созерцание.

Еще один год позади… И измерять его стоит не протяженностью дней, а тем, что было сделано, открыто и понято.

Вот маленькое, но такое прекрасное открытие: «Лето - это маленькая жизнь». А что же тогда жизнь большая? Что есть ее лета, весны, зимы, осени? Ее снега и дожди, дни холода и дни жары, время тьмы и времена света, год уходящий и год преходящий? Что есть ее рождение, продление, угасание и новое возвращение?

Сразу и не ответишь… Поэтому приходится принимать мир таким, каков он есть, несмотря на все его несовершенства. И времена в нем тоже разные - одни тянутся уныло, однообразно, скучно, другие вдруг превращаются в один бесконечный праздник. К счастью, ни одно из времен года нашей жизни не лишено подобных праздников. А если это не так, значит, с вашей жизнью и с вами явно что-то не в порядке.

Для меня праздник почему-то всегда связан с огнем. Или костром… Возможно, это просто память детства. Сколько же их было в моей жизни - и этих огней, и этих костров! Недавно пытался вспомнить, кода был самый первый - и не смог. Потому и кажется, что они были со мной всегда.

Огонь вообще вечен и почти непостижим, а его рождение есть некое таинство, священнодействие, стоящее над простыми физическими законами. В последнее время я самым странным образом начал видеть в нем нечто очень схожее с добром, однако не в привычном для нашего ума сочетании со злом.

Дело даже не в том, что огонь может быть «темным» и «светлым», согревающим и сжигающим, очистительным или разрушительным. Это просто качества, которые находятся в нем самом, но не он сам. Это не то, что он делает сам, но то, что мы делаем с ним. Но именно через скрытую суть огня, который есть и стихия, и дух, и свет, и энергия, и вдохновение, и творчество, и страсть жизни, я вдруг понял, почему «добро» не может быть с «кулаками».

Это странное понимание не имеет ничего общего с пресловутым «непротивлением злу насилием» либо христианским смирением. Суть в том, что добро -  исключительно духовная категория, которую мы всеми силами стараемся приспособить для этического обоснования своих оценок и действий. Разум, привыкший мыслить оппозициями, неизбежно выстраивает здесь систему сдержек и противовесов типа «Добро есть то, что извечно противостоит злу», «Не пройдя через зло, не научишься понимать добро», «Без существования зла существование добра лишено всякого смысла» и т.д.

Другое заблуждение: признание этих двух категорий в пространстве этического существования неким двоичным кодом, как 0-1 или да-нет. То есть все сущее кодировано именно этими двумя реальностями, без которых бытие невозможно, как невозможна и победа одного над другим. Отсюда и «Жизнь есть вечная борьба»…

Вопросы эти изучает этика - философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова "этос" было совместное жилище и правила, порождённые общежитием, нормы поведения людей в семье и обществе. И лишь потом основным ее содержанием стали добро и зло. Вполне естественно, что приступая к разработке критериев для определения того и другого, философия определила и пространства, в которых можно исследовать то и другое.Во-первых, это космический план, во-вторых - социальный, в третьих - человеческий.
 
В человеческом - это уникальность и неповторимость самого человека, его счастье, потребности и интересы. Это то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности – самораскрытию, самореализации личности. В этом случае еще одним критерием добра и одновременно условием, обеспечивающим самореализацию человека, выступает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).

И тогда добро – это все, что связано с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс, но только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

А вот зло куда более изощренно и протяженно. На космический плане это безличный хаос, угрожающий мировому порядку. На социальном - общественная сила (слой, группа, личность) - противопоставляющая себя целому и разлагающая его. На человеческом - зло проявляется как дисгармония умственных, социальных  и духовных качеств личности.

Итак, хотя по императивно-ценностному содержанию добро как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно. Согласно одной точке зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве.

Согласно другой точке зрения, действительным абсолютным мировым началом является божественное добро, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе.

В отношении к бытию зло есть ничто. Таким образом, добро, будучи относительным  в противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства, в правде и истине.  Зло – всегда относительно и лживо.

Хотя ненасилие выше борьбы между добром и злом, оно тем не менее имеет ту же природу, что и добро. Более того, оно и есть добро, не ограниченное необходимостью противостоять злу. Это как бы чистое добро, которое не опускается до противостояния злу, а просто отторгает его, подобно тому, как океан выбрасывает на берег трупы. Можно сказать так: ненасилие выше противоположности добра и зла, но не самого добра.

Такова или примерно такова сегодняшняя концепция добра и зла. Однако следует понимать разнородность и неоднозначность этих категорий. Мораль и нравственность, аморальность и безнравственность отнюдь не единство и борьба противоположностей и не два вектора развития.

Это сумма взаимодействия множества разнонаправленных сил, поэтому «делание добра» и «непримиримая борьба против зла» - вещи разные. Торжество справедливости, оправдание и наказание - не добро и не зло, это ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНА И ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА. 

Свобода  не есть абсолютное добро, а потребность в нем и путь у нему. Зло же всегда - несвобода и принуждение. Добро самоценно, самодостаточно и не нуждается ни в каком обосновании. Зло вынуждено постоянно оправдывать свои действия и свое присутствие в мире.

"Так кто ж ты, наконец?
« Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (Гете. "Фауст"). А  вот и оправдание…

- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово.
- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.
- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла.

Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп»…

«Мастер и Маргарита» - книга вообще очень и очень непростая, так же как и современная «Черная книга Арды». Здесь все познается в сравнении, и не грех обратиться к древности, а то и вечности.

«11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь».

Есть, над чем подумать… Например, об активном и пассивном аспектах добра и зла. Добро первого рода не может не творить и не умножать себя непрерывно; это его суть, жизненная потребность, если хотите, это цель его существования. Добро второго рода просто не может существовать рядом со злом и никогда не становится его помощником.

А вот противостояние, борьба «до последней капли крови» за всеобщее счастье, торжество политической или религиозной идеи, принципа, идеологии, того или иного общественного строя, даже за Высшую Истину - это уже совсем другое.
«Борьба против смерти есть смерть, бесконечный исход» - как говорил один персонаж.

Именно в этой непримиримости, противостоянии и борьбе добро и зло утрачивают свои истинные лики и переходят одно в другое. Человек действительно двойствен по своей природе, поэтому содержит в себе и темную, и светлую стороны. Эта двойственность множество раз использовалаь самыми разными силами, и всегда исход был одинаков. Поэтому и канула в лету концепция Мирового Зла, а Воины Света, Рыцари Добра, как и прислужники Тьмы, сохранили себя лишь в сказках, легендах и современной фентези.

Увы, наш век прагматичен и требует таких же прагматичных решений. Что же остается? Признать надмирность добра и всемерно стремиться к нему. Взрослеть, прозревать, учиться понимать и чувствовать. Не забывать сказанного когда-то: «Делающий добро есть Сын Божий».

Одним помогает духовная интуиция, другим - истинное и надежное знание, третьим - нравственный императив и зрелая гражданская позиция. Остальных придется учить этому буквально с первого шага. Потому что добро - это единственная человеческая истина, не имеющая альтернативы. Как и огонь, с которого мы начинали. В нем жизнь и память не только каждого человека, но и всего человечества, в нем силы и энергии, миры и вселенные. Он то, что есть в каждом из нас и что мы привычно называем ВЕРОЙ.

На этом можно было бы поставить точку, однако это лишь начало. За ним всегда следует продолжение, может быть, более яркое, интересное, увлекательное. Но всегда доброе. Ибо добро с плохим концом - не добро вовсе…

*** 

Есть начало и конец у любой истории…
Нас влекут фантазии завтрашнего дня.
Сняться мне по- прежнему светлые мелодии,
Только не  встречаются лучше, чем Твоя…

(О. Митяев)

*** 


Рецензии