12. Национализация

Среди многочисленных радикальных преобразований, осуществлявшихся большевиками, медленнее всего продвигалась национализация. На первый взгляд, это казалось странным, но вполне укладывалось в представление о том, что социалистическое общество должно складываться из отдельных самоуправляющихся предприятий.

В силу этого на первое место выходил рабочий контроль в рамках существовавших компаний, который должен был плавно перейти в рабочее самоуправление.

Созданный 2 (15) декабря 1917 года Высший Совет народного хозяйства на первых порах выполнял функцию согласования хозяйственной деятельности отдельных субъектов. Вслед за этим началось формирование губернских и даже уездных советов народного хозяйства (совнархозов).

Такая система естественно дополняла уже существующие Советы. Новая структура получила существенную поддержку в виде принятого 14 (27) декабря ВЦИК декрета о национализации банков.

Получив в свои руки инструменты Госбанка и бывшего министерства финансов, Совнарком смог реально влиять на хозяйственную деятельность предприятий.

Однако в условиях промышленного спада ни владельцы, ни фабрично-заводские комитеты не могли оживить производство. Предприятия нуждались в государственной поддержке, а правительство требовало все более подробные отчеты о потраченных деньгах.

Выборочно начался переход фабрик и заводов в собственность государства, cначала в виде наказания за нарушение декрета о рабочем контроле и попытки локаутов.

7 декабря 1917 года В.И.Ленин подписал декрет СНК о национализации имущества Богословского горного округа, в котором говорилось:

"Ввиду отказа заводоуправления акционерного общества Богословского горного округа подчиниться декрету СНК о введении рабочего контроля над производством, Совет Народных Комиссаров постановил конфисковать все имущество акционерного общества Богословского горного округа, в чем бы это имущество ни состояло, и объявить его собственностью Российской Республики."

27 декабря 1917 года (9 января 1918 года) И.В.Сталин подписал постановление Совнаркома о национализации Путиловских заводов в Петрограде, которые уже два года фактически находились под контролем государства и имели значительную задолженность.

В этот же день было конфисковано имущество акционерного общества Кыштымского горного округа за отказ подчиниться декрету Совета Народных Комиссаров о введении рабочего контроля над производством.

28 декабря 1917 года (10 января 1918 года) было национализировано Русско-бельгийское металлургическое общество. 30 декабря 1917 года (12 января) был издан декрет о конфискации имущества председателя правления Русско-азиатского банка А.И.Путилова за участие в корниловском заговоре.

4 (17) января было конфисковано имущество товарищества Гельферих-Саде и Ростокинской красильно-аппретурной фабрики за прекращение производства. Очень часто инициатива в деле национализации принадлежала не правительству, а местным Советам.

Так, 10 января Кольчугинский совет рабочих депутатов принял резолюцию: "Находя, что акционерное общество Копикуз ["Копи   Кузбасса"] ведет к полному развалу Кольчугинский рудник, мы считаем потому, что единственным выходом их создавшегося кризиса является передача Копикуза в руки государства, и тогда рабочие Кольчугинского рудника смогут выйти из критического положения и взять под контроль данные предприятия".

23 января (5 февраля) 1918 года Совнарком постановил:

"1. Объявить общенациональной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом таких предприятий.

2. В собственность Республики не переходят:

а) суда, служащие для мелкого промысла, дающие владельцам лишь средства для нормальной жизни и принадлежащие мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах;

б) суда китобойные, рыболовные, лоцманских обществ и товариществ, городских и сельских самоуправлений, а также все суда, не приспособленные для перевозки грузов и пассажиров, за исключением того случая, если они принадлежат акционерному предприятию."

После заключения Брестского мира встал вопрос о переходе в государственную собственность не отдельных предприятий, а целых отраслей. Для решения вопроса о национализации сахарной промышленности был созван специальный съезд.

На первом же заседании, утром 15 апреля, к Ленину была направлена делегация, которая должна была выяснить положение сахарной отрасли и принять срочные меры к ее спасению. К этому моменту Германия захватила большинство сахарных заводов, существовавших в России до 1918 года.

Вечером 17 апреля Президиум ВСНХ принял решение предоставить Главному сахарному комитету кредит в размере 20 миллионов рублей для выдачи через управления сахарных заводов и местные земельные комитеты крестьянам на посев свекловицы.

21 апреля делегаты Первого съезда трудящихся сахарной промышленности большинством голосов приняли проект декрета о национализации своей отрасли.

2 мая декрет о национализации сахарных заводов был принят Совнаркомом. В нем говорилось: "Все рафинадные, песочно-рафинадные и песочные заводы и все, что заводам этим принадлежит, в том числе постройки, поселки для рабочих, поля орошения и подматочные высадки, живой и мертвый инвентарь, - объявляются достоянием Российской Республики."

Дело дошло и до более тяжелых отраслей промышленности. С 12 по 18 мая в Москве прошла конференция представителей национализированных и национализируемых металлургических и машиностроительных заводов, на которой обсуждался вопрос о национализации крупных машиностроительных заводов страны.

Большинством голосов участники конференции высказались за немедленную национализацию этих заводов и централизованное управление ими. 22 мая Бакинский Совнарком издал декрет о национализации всех недр земли, занятых в Бакинском районе под разведку и добычу нефти и озокерита и принадлежавших на правах частной собственности отдельным лицам, товариществам и обществам.

Масштабы национализации росли. К этому времени владельцы многих предприятий покинули страну, прихватив с собой все, что можно было вывезти. Во многих случаях завкомы брали управление производством в свои руки не потому, что добивались этого, а потому, что никто не брался за эту работу. Опыт управления приобретался на ходу со всеми возможными ошибками.

Выступая на заседании ВСНХ 29 мая 1918 года его председатель А.И.Рыков признал:

"По декрету об организации ВСНХ ему вменялись в обязанность организация народного хозяйства и организация государственных финансов.

Если бы меня спросили сейчас, исполнены ли эти задачи, я ответил бы с полным мужеством, что эти задачи не исполнены, что ни народное хозяйство, ни народные финансы теперь еще не организованы. Но я думаю, что причина этого не столько в субъективных качествах лиц, которые участвовали в организации ВСНХ, но и в трудности этой задачи."

Помимо прямого бойкота и закрытия мятежных заводов, фабриканты пытались отстоять свое имущество с помощью иностранных государств, спешно меняя подданство на немецкое или болгарское.

Владельцы фирм сдавали ключи от складов в немецкое консульство, которое опечатывало склады своей печатью и активно протестовало в связи нарушением прав своих земляков. В.И.Ленин, узнав о готовящихся претензиях на текстильные предприятия, посоветовал вооружить винтовками рабочих, поставить их у складов и дать инструкции никого, кроме своих, к складам не подпускать.

По поводу возможных протестов глава Советского правительства заметил: "Немцы будут писать ноты, а мы будем отписываться, потянем и, вероятно, выиграем".

А чтобы у иностранных держав не было лишних поводов для посягательства на советские заводы, 28 июня 1918 года Совнарком принял декрет "о национализации крупнейших предприятий" с основным капиталом от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

Согласно этому решению объявлялись собственностью государства большинство акционерных и паевых компаний и товариществ, крупные предприятия горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электрической, лесопильной и деревообделочной, табачной, резиновой, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и других отраслей промышленности,

а также паровые мельницы, предприятия по местному благоустройству, предприятия обществ частных железных дорог и подъездных путей, отдельные предприятия пищевой промышленности.

При этом бывшие владельцы сохраняли свое имущество на правах безвозмездной аренды "до особого распоряжения Высшего совета народного хозяйства по каждому отдельному предприятию".

Администрация заводов автоматически становилась государственными служащими, чье положение заранее оговаривалось:

"С момента объявления декрета члены правления, директора и другие ответственные распорядители национализированных предприятий отвечают перед Советской Республикой как за целость и сохранность предприятия, так и за правильную их работу.

В случае оставления своих служебных постов без согласия на то со стороны подлежащих органов Совета народного хозяйства, или неоправдываемых упущений в ведении дел предприятия, виновные отвечают перед Республикой не только всем своим имуществом, но и несут тяжелую уголовную ответственность перед судами Республики."

С этого момента национализация из частных решений завкомов и местных советов окончательно стала одной из важнейших государственных задач. Это решение было подтверждено 27 октября 1921 года, оставаясь в силе вплоть до 1991 года. Инициаторы национализации думали на 70 лет вперед, хотя всегда найдутся такие, кто будут планировать на 70 лет назад.


1. В.З.Дробижев. Главный штаб социалистической промышленности. Очерки истории ВСНХ. 1917-1932. М. Мысль. 1966.

2. К.А.Назипова. Национализация промышленности в Татарии, 1917-1921 гг. М. Наука. 1976.

3. Ф.В.Самохвалов. Советы народного хозяйства в 1917-1932 гг. М. Наука. 1964.

4. С.Механик. Финансово-кредитные проблемы в период национализации промышленности в СССР. М. Госфиниздат. 1957.

5. Е.Варга. Проблемы экономической политики при пролетарской диктатуре. М. Государственное издательство. 1922.

6. Список национализированных предприятий РСФСР на 1919 г. М. 1920.

7. Л.В.Шапова. Рабочий контроль над производством и распределением в Восточной Сибири в 1917-1918 гг. Иркутск. 1984. 243 с.

8. М.Л.Иткин. Рабочий контроль 1917-1918 гг. в современной историографии (1968-1973 гг.). История и историки: Историографический ежегодник. М. 1974. С. 318-330.

9. Т.А.Игнатенко. Советская историография рабочего контроля и национализации промышленности в СССР. (1917-1967 гг.). М. Наука. 1971.

10. В.Н.Которниченко. К вопросу о национализации отечественной нефтяной промышленности в 1918 г. Экономическая история. Обозрение. Выпуск 10. М. 2005. С. 80-100.

11. Национализация промышленности в СССР. Сборник документов и материалов. 1917-1920 гг. М. 1954.

12. Л.Я.Эвентов. Иностранные капиталы в русской промышленности. М.–Л. 1931. С. 52–53.

13. А.А.Иголкин. Отечественная нефтяная промышленность в 1917–1920 гг. М. 1999.

14. В.С.Голубцов. Черная металлургия Урала в первые годы Советской власти (1917-1923 гг.). М. Издательство МГУ. 1975.

15. В.З.Дробижев, А.В.Медведев. Из истории совнархозов, 1917-1918 гг. М. Издательство Московского университета. 1964.

16. Национализация промышленности на Урале (октябрь 1917 - июль 1918 г.). Сборник документов. Свердловск. 1958.

17. В.Г.Ольшевский. Интриги "всеобщей национализации": на подступах к декрету СНК РСФСР от 28 июня 1918 г. Евразийский союз ученых. 2015. № 12-3 (21). С. 18-21.

18. В.Г.Ольшевский. Финансово-экономическая политика советской власти в 1917-1918 гг.: тенденции ее противоречия. Вопросы истории. 1999. № 3. С. 28-45.

19. В.В.Запарий. Изменение управления промышленностью Урала в ходе революции 1917 г. Февральская революция 1917 года в России. Екатеринбург. Уральский Центр Б.Н.Ельцина. 2007. С. 107-114.

20. И.Б.Берхин. Экономическая политика советского государства в первые годы советской власти. М. Наука. 1970.

21. В.А.Виноградов. Вопросы теории и практики социалистической национализации промышленности. М. Наука. 1964.


Рецензии