Если звёзды зажигаем...

   Учителя-мужчины российских школ, где вы?  Как получилось, что в продолжение столетия  вы стали покидать  их стены?  Сегодняшнее школьное образование детей – удел женщин. Однако остались ещё коллективы-счастливчики, в среде  которых трудятся мужчины.  Повезло в этом отношении и школе №9 города Лесосибирска, ведь здесь работает интересный, с тёплой душой педагог Георгий Михайлович Колотило, учитель с сорокалетним стажем.  «Неудачник, наверное», - подумает кто-то. Отнюдь.  Это человек, работающий по призванию.  Он осознаёт высокий смысл своего предназначения на земле.  У него самого шестеро внуков. Он хорошо понимает, как важно для ребёнка попасть в руки мудрого наставника. Далее о высокой миссии педагога размышляет сам Георгий Михайлович Колотило.
   "Учителю во время урока иногда доводится испытывать счастливые минуты ощущения полета. Ты чувствуешь себя свободно парящей птицей. У тебя получается буквально все! Есть логика и стройность урока, вдохновение и импровизация. Ты с легкостью отвечаешь на каверзные вопросы учеников. Твои шутки всё время к месту! Это состояние охватывает и ребят, у них горят глаза. Они вместе с тобой в полете… Что?  Уже звонок?  Как жаль…
     Как к этому прийти? Однозначного ответа на данный вопрос,по-видимому, нет. Путь к такой свободе не прост и чаще всего довольно долог.
     Не хочется, чтобы это звучало высокопарно, но многие положения моей педагогической философии вытекают из ответа на один из главных вопросов общей философии: вопроса о жизни и смерти. Я понимаю это так. Для чего человек родился?  Вот те на! – Чтобы жить. Жить, однако, можно по-разному. Можно в довольствии и сытости, оставив после себя только прочерк между годами рождения и смерти. Мы знаем, однако, людей, которые прожили не столь долго физически, но до сих пор остаются в доброй памяти людей потому, что отдали им всё  то хорошее, что создали.
     С этой точки зрения, главная миссия учителя – отдавать. Не жертвовать – нет. Это слово здесь не подойдет. Учитель должен передать детям всё то, что имеет: знания, умения, тепло и доброту своей души – отдать с удовольствием, не дожидаясь похвалы.
     Какие же краеугольные камни должны быть положены в основу деятельности учителя, чтобы у него когда-нибудь обязательно всё получилось?
     В первую очередь, то самое главное, без чего не может быть ни хорошего инженера, ни строителя, ни педагога… Это большое желание работать.  Не пойдут дети за учителем, который выполняет свои обязанности лишь «от» и «до». Они моментально почувствуют зазор между словом и делом «творца человеческих душ», который бежит домой после звонка с последнего урока впереди учеников.
     Для того чтобы постоянно отдавать, надо многое иметь и уметь. А чтобы не иссякнуть, нужно постоянно совершенствовать себя. Без глубокого знания своего предмета ощущение полета на уроке вряд ли появится. Для учителя, безупречно владеющего фактическим материалом, обладающего педагогическим опытом, при изложении некоторых тем всё настолько подчинено целесообразности и логике, что у него не прозвучит ни одного лишнего слова, а действия его отточены и просты.
     И все же только отличное знание содержания предмета и методики преподавания всех проблем в педагогике не решает. Учить без любви к своему делу – это все равно, что, обладая хорошим голосом, петь без души.
     В петербургской гимназии Карла Мая был девиз: «Сперва любить, потом учить». Лучше не скажешь! Однако эти слова о любви уместнее применить к тому, чем ты занимаешься в школе, не имея в виду слепую любовь к детям. Любить всех учеников,тем более одинаково, невозможно. Правильнее вести речь скорее о доброте учителя. Именно она побуждает хорошего педагога думать даже в конфликтных ситуациях о решении вопросов в пользу ребенка, а не о своих амбициях. Дети чувствуют искреннюю доброту учителя, и она постепенно завоёвывает их сердца. Но это не исключает и разумной строгости в конкретных ситуациях. Заласкивание, равно как и панибратство, а уж тем более заискивание – не самые лучшие средства воспитания.
     Кроме всего прочего, учитель должен быть настойчивым и терпеливым. Мгновенно стать профессионалом невозможно. Необходимо пережить горечь неудач и ошибок, которые просто неизбежны на первых порах при работе с «живым материалом». На приобретение опыта уходят годы, за это время возможны и слезы, и минуты отчаяния.
     Очень важно при этом верить в то, что у тебя рано или поздно дело пойдет на лад, и здесь просто необходима поддержка тех, кто работает рядом с тобой в коллективе. К счастью, на моем пути такие люди были.
     В последнее время продвигается мысль о том, что учителю нужно как можно меньше заниматься трансляцией знаний, а учить детей добывать эти знания самим, больше времени посвящая развитию их мышления. Придумано привлекательное образное сравнение, будто ученику не следует отдавать уже пойманную рыбу. Полезнее будет, если ему вручить удочку, и пусть он ловит рыбу сам. В принципе с этим можно согласиться, но в чем-то и поспорить. Теоретики, похоже, рассчитывают на идеальный вариант, когда все ученики готовы схватить эти волшебные удочки и помчаться добывать знания. Однако, во-первых, реальное положение дел в школе не столь уж радужное. А во-вторых, нельзя слепо брать всё предложенное новое и активно продвигать его. Надо понимать: специфика некоторых предметов такова, что применить эту технологию полностью на практике просто невозможно. Иногда нет более правильного пути, чем просто взять и заставить ребенка выучить материал.
     Педагогическое сообщество богато педагогами-новаторами. Но с течением времени их идеи в ряду других займут ровно столько места, сколько «по своему весу» и должны занимать. Все учителя разные, они просто не могут и не должны работать по стандарту. Большего добьется учитель-творец. Он в своих делах и режиссер, и постановщик, и актер… На занятии бывает вполне уместна и импровизация, внезапное озарение иногда дает более ощутимый эффект, чем строго запрограммированный «ход урока».
     Учителю должно быть дело до всего, что происходит в школе. Он просто обязан контактировать с учениками не только учебных  ситуациях. Тогда в результате неформального эмоционально-психологического взаимодействия появляются отношения совершенно особого плана, которые помогают «открытию» друг друга. Каждый из ребят чем-то богат и интересен, это нужно только обнаружить. И тогда дети воспринимаются нами совсем иначе и начинают расти в наших глазах. А это, в свою очередь, приводит к более плодотворному взаимодействию с ними на уроках. В известной песне поется: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».
     Достаточно сложно человеку, у которого за плечами солидный жизненный багаж, идти в ногу со временем и не отстать от молодежи, преодолеть консерватизм, который объективно становится свойством пожилого человека. И здесь не нужно бояться попасть впросак, вовсе не зазорно попросить помощи у человека, который моложе тебя. Ученикам ,кстати, очень нравится, когда к ним обращаются взрослые и просят что-то растолковать. Это очень важно для самоутверждения ребят, а педагог, благодаря детям, продвигается вперед в освоении нового.
     Ведущим принципом в воспитании считаю девиз:«Начни с себя!» Если ученики не дали как следует провести урок или совместное дело, то, немного остыв, я начинаю анализировать произошедшее. Так хочется обвинить в неудаче кого-то другого. Реакция естественная: это же самый легкий и надежный вариант. Но я вдруг припоминаю, что в том же самом классе у другого учителя подобных проблем не возникало. Значит, дело-то не только в детях. Причину надо искать, в первую очередь, в себе!
     А недавно мне открылась еще одна замечательная мысль, как бы ни казалась она,на первый взгляд, парадоксальной: «Уступить должен сильный». Для педагогики это совершенно справедливо. Учителю необходимо пойти на разговор первым, даже если ученик был явно не прав, а дело дошло до слез и неприятностей. Обида захлестнет ребенка, он спрячет свою боль внутрь, начнет расти злоба. Конфликт кажется неразрешимым. Учитель не идет навстречу, потому что прав, а ученик – потому что слаб. Но опытный педагог не посчитает попытку пойти на сближение своим поражением как раз потому, что он взрослее, мудрее и в этом отношении сильнее. Нельзя конфликт загонять в угол. А уж если не прав учитель (кто сказал, что педагог должен быть идеален, как истина?), то он просто обязан, преодолев самолюбие и неловкость, извиниться перед учеником.
     По-настоящему хороший воспитатель должен являться примером и для детей, и для коллег, и для родителей даже в мелочах, понимая, что мелочей в педагогической работе нет. В то же время учитель тоже человек, и в его жизни бывает всякое. А ему, несмотря ни на что, нужно продолжать сеять "разумное, доброе, вечное» и следовать совету: «Все равно у школьного порога оставляй все горести свои!»
     Чтобы «звездочки», которые так старательно и терпеливо зажигает педагог, не погасли, необходимо, чтобы в душе его неустанно горел огонь. И тогда эти звездочки долго-долго будут весело и благодарно подмигивать Учителю с небосклона…".
 


Рецензии
Можно поздравить школу с таким Учителем! Мне повезло, что на моём пути постоянно встречаются такие люди. Прекрасно написано о тонкостях работы с учениками. Эти методы хорошо работают в любых сферах нашей жизни. Ведь мы все и учителя и ученики друг другу. Благодарю!

Владислав Киенко   05.02.2023 19:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав. Слова Вашей благодарности я передам сегодня же этому учителю - автору статьи. Думаю, ему будет приятно.

Надежда Шишмарёва   12.02.2023 12:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.